Об устранении нарушений санитарного и проивопожарного законодательства. Вступило в законную силу.



Дело№2-2219/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 июня 2011 года город Барнаул

Индустриальный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе председательствующего судьи Комиссаровой И.Ю.., при секретаре Котовой Е.Г., с участием процессуального истца /помощника прокурора/ Беликова Е.Г., представителя ответчика Поданевой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Индустриального района города Барнаула в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №136» г. Барнаула о понуждении устранить нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом законодательства и пожарной безопасности,

у с т а н о в и л:

Прокурор Индустриального района г.Барнаула обратился в Индустриальный районный суд г.Барнаула в интересах неопределенного круга лиц к МДОУ «Детский сад №136» г.Барнаула о понуждении устранить выявленные нарушения санитарного законодательства и пожарной безопасности, в случае отсутствия денежных средств возложить субсидиарную ответственность на учредителя МДОУ «Детский сад №136» - Комитет по образованию г.Барнаула и на орган местного самоуправления – Комитет по финансам, бюджетной, налоговой и кредитной политике г.Барнаула. В обоснование исковых требований истец указывает, что прокуратурой Индустриального района г. Барнаула проведена проверка требований законодательства о создании безопасных условий получения образования, в частности, исполнения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и требований пожарной безопасности. В ходе проверки выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства и пожарной безопасности, ответчику выданы предписания об устранении выявленных нарушений. До настоящего времени выявленные нарушения в полном объеме не устранены.

Процессуальный истец Беликов Е.Г. в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Представитель ответчика Поданева Т.В. в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что часть выявленных нарушений устранены. Остальные нарушения будут устранены в установленный срок – до ДД.ММ.ГГГГ.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения исковых требований.

В судебном заседании установлено, что МДОУ «Детский сад №136» общеразвивающего типа имеет право на осуществление образовательной деятельности по образовательным программам, что подтверждается лицензией. Согласно Уставу МДОУ предметом деятельности учреждения является осуществление образовательного процесса. Учреждение создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования. В своей деятельности МДОУ руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжения Правительства Российской федерации, решениями органов местного самоуправления и органов управления в сфере образования.

Согласно ст.9.2 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "О некоммерческих организациях" МДОУ «Детский сад №136» является бюджетным учреждением.

В соответствии с требованиями п.3 ч.1 ст.24 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» в интересах охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов.

Согласно п. 1 ст.51 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. В силу п.7 ст.51 данного Закона ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.

В соответствии со ст.50 Федерального закона Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года № 52-ФЗ и 27.09.2010 г. сотрудником отдела надзора за гигиеной детей и подростков Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю при обследовании объекта МДОУ «Детский сад №136» выявлены нарушения санитарного законодательства, а также выявлены условия, создающие угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей.

В ходе мероприятии по осуществлению надзора предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, сотрудником Роспотребнадзора выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ*** об устранении выявленных нарушений, а именно необходимо: обеспечить хранение чистых столовых приборов в металлических кассетах;; установить на пищеблоке и в буфетных всех групп гибкие шланги с душевой насадкой для ополаскивания посуды; обеспечить приготовление компотов и киселей в посуде из нержавеющей стали; обеспечить мытье кухонной посуды в двухсекционной ванне; довести уровни освещенности в группах до нормы; оборудовать унитазы закрывающимися кабинами без запоров в туалетной; предусмотреть условия для сушки верхней одежды в раздевальной всех групп.

Кроме того, в ходе мероприятия по надзору выявлены нарушения требований пожарной безопасности установленные Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 313 от 18.06.2003 (ППБ 01-03), а именно: не смонтирована установка автоматической пожарной сигнализации в помещении отдельно стоящего склада на территории МДОУ; не соответствует требованиям нормативных документов по пожарной безопасности установка автоматической пожарной сигнализации, а именно смонтированы тепловые пожарные извещатели взамен дымовых в помещении пищеблока, в тамбурах эвакуационных выходов из групповых ячеек №*** и №***; не исправлен шлейф АПС №*** на кабинет заведующей и спальни второго этажа; не соответствует требованиям система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, а именно СОУЭ не включается от командного импульса, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации, не размещены в требуемом количестве световые указатели «выход», не осуществляется передача специальных текстов о необходимости эвакуации при пожаре; не осуществляется передача сигнала о пожаре по радиотелекоммуникационной системе на центральный узел связи «01» государственной противопожарной службы; не определена категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок для складских помещений; отсутствует информация о функциональном назначении и местонахождении ключей от складских и технических помещений, в том числе от электрощитовой, подвала, складов на улице; на путях эвакуации второго этажа (выходы на наружные противопожарные лестницы) установлены батареи отопления, препятствующие быстрой и безопасной эвакуации людей; не проведена проверка качества огнезащитной обработки сгораемых конструкций кровли склада на территории МДОУ; выполнен электрический выключатель по сгораемому основанию в прачечной; не организовано прохождение обучения мерам пожарной безопасности ответственным лицам в организации, имеющей лицензию на данный вид деятельности; на территории учреждения организована стоянка автотранспорта.

Согласно представленным представителем ответчика актам и приказам, ответчиком в целях устранения выявленных нарушений выполнены следующие действия:

- устранена неисправность речевого оповещения и восстановлен шлейф АПС №***;осуществлен монтаж системы автоматической пожарной сигнализации в помещении хозблока;

- определена категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок для складских помещений;

- на дверях складских помещений, электрощитовой, подвала размещена информация о функциональном назначении и местонахождении ключей от складских и технических помещений;

- запрещена стоянка любого автотранспорта на территории МДОУ «Детский сад №136»;

- доведен уровень искусственной освещенности в группах до нормы, согласно п.7.2. СанПиН 2.4.1.2660-10.

Представлено также удостоверение № *** о проверке знаний требований по пожарной безопасности на имя Рубановой А.И.

Доказательств устранения остальных нарушений суду не представлено.

В силу ст.28 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. Согласно ст.11 данного закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Устройство и содержание общеобразовательных учреждений должно соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН, в частности СанПиН 1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», действовавший на момент проверки, СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», введенный в действие с ДД.ММ.ГГГГ, СанПиН 2.3.6 1079-01 «Санитарно-эпидемиологических требований к организациям общественного питания, изготовлению и обороноспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья».

В соответствии с положениями ст. 20 ФЗ от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" нормативно правовое регулирование в области пожарной безопасности состоит из установленных уполномоченными государственными органами в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

При таких обстоятельствах, исковые требования в части понуждения устранить выявленные нарушения подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч.2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

В соответствии с п.5 ч.2 ст.120 Гражданского кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

Согласно ст.33 Федерального закона от 08.05.2010 №83-ФЗ (ред. от 07.02.2011) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" положения абзаца шестого пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в части исключения субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения не применяются к правоотношениям, возникшим до ДД.ММ.ГГГГ.

Ранее пункт 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливал, что учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

Однако в силу п.3 ст.120 Гражданского кодекса Российской Федерации особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами.

В соответствии с п.2 ст.32 ФЗ «Об образовании» (специального закона, регулирующего деятельность образовательных учреждений) материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса относится к компетенции образовательного учреждения. Согласно п.4 ч.1 ст.31 этого Закона обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий, относятся к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области образования.

Таким образом, суд не находит оснований для возложения субсидиарной ответственности на учредителя МДОУ «Детский сад №136» - Комитет по образованию г.Барнаула и на орган местного самоуправления – Комитет по финансам, бюджетной, налоговой и кредитной политике г.Барнаула.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора Индустриального района города Барнаула в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №136» г. Барнаула о понуждении устранить нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом законодательства и пожарной безопасности удовлетворить частично.

Обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №136» в двухмесячный срок с момента вступления решения в законную силу обеспечить хранение чистых столовых приборов в металлических кассетах; установить на пищеблоке и в буфетных всех групп гибкие шланги с душевой насадкой для ополаскивания посуды; обеспечить приготовление компотов и киселей в посуде из нержавеющей стали; обеспечить мытье кухонной посуды в двухсекционной ванне; оборудовать унитазы закрывающимися кабинами без запоров в туалетной; предусмотреть условия для сушки верхней одежды в раздевальной всех групп; смонтировать дымовые извещатели в помещении пищеблока, в тамбурах эвакуационных выходов из групповых ячеек №*** и №***; привести в соответствие требованиям систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, а именно обеспечить включение СОУЭ от командного импульса, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации, разместить в требуемом количестве световые указатели «выход», осуществлять передачу специальных текстов о необходимости эвакуации при пожаре; демонтировать батареи на путях эвакуации второго этажа (выходы на наружные противопожарные лестницы); провести проверку качества огнезащитной обработки сгораемых конструкций кровли склада на территории; выполнить электрический выключатель в прачечной в соответствии с требованиями нормативных документов.

В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Индустриальный районный суд г.Барнаула в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме.

Верно, судья И. Ю. Комиссарова

***а

-32300: transport error - HTTP status code was not 200