Дело №2-2796/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 26 июля 2011 года Индустриальный районный суд города Барнаула в составе председательствующего судьи Емельяновой Е.В., при секретаре Францевой Е.В., с участием: процессуального истца: (прокурора) Беликова Е.Г., представителя ответчика Осколкова А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Индустриального районного суда города Барнаула в интересах Чугай А.И. к Управлению социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула, ЖСК-147 о признании незаконными действий по расчету и назначению размера компенсации по оплате отопления, возложении обязанности произвести перерасчет размера компенсации по оплате отопления, У С Т А Н О В И Л : Прокурор Индустриального района города Барнаула обратился в суд в интересах Чугай А.И. к ответчикам с иском о признании незаконными действий по расчету и назначению компенсации по оплате за отопление в размере 50% скидки исходя из социальной нормы площади жилья; возложении на ЖСК-147 обязанности произвести расчет денежного эквивалента 50% льготы за отопление исходя из общей площади занимаемого ею жилого помещения – *** кв.м. с момента подачи искового заявления; возложении обязанности на Управление социальной защиты населения по <адрес> для расчета компенсации Чугай А.И. по оплате отопления указывать общую площадь жилого помещения по адресу <адрес> в размере *** кв.м., произвести назначение компенсации 50% скидки в оплате за отопление исходя из общей площади жилого помещения с момента обращения в суд. В обоснование иска прокурором указано на то, что истец является реабилитированным лицом и обеспечивается мерами социальной поддержки в соответствии со ст.16 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» и законами субъектов Российской Федерации. Согласно п.5 ч.1 ст.2 Закона Алтайского края «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» реабилитированным лицам предоставляется мера социальной поддержки в виде оплаты тепловой энергии в размере 50% в пределах установленных нормативов потребления. Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированным лицом членов их семей. Размер платы за потребленную тепловую энергию, исходя из нормативов потребления данного вида услуг, рассчитывается по формуле, установленной пунктом 1 приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.06 №307: Р=S х N х T, где S – общая площадь отапливаемого помещения; N –тариф потребления тепловой энергии на отопление; T -тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации. Несмотря на это, ответчиком ЖСК-147» (организация поставщик) расчет денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате тепловой энергии незаконно произведен из расчета социальной нормы, а не общей площади жилого помещения. В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования в полном объеме. Представитель ответчика Управления социальной защиты населения по Индустриальному району г.Барнаулу (далее по тексту УСЗН) Осколков А.Н. против удовлетворения заявленных требований возражал. Материальный истец Чугай А.И. в судебное заседание не явилась, о дне и месте судебного разбирательства извещена надлежаще, об отложении судебного разбирательства не просила. Представитель ответчика ЖСК-147 в судебное заседание не явился, о дне и месте судебного разбирательства извещен надлежаще. Представитель Главалтайсоцзащиты в судебное заседание не явился, о дне и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя, представил письменный отзыв, в котором возражал против заявленных требований, указал, что Законом Алтайского края №156 и Правилами №126 определен порядок назначения мер социальной поддержки и разграничена ответственность лиц, предоставляющих меры социальной поддержки данной категории лиц. Действия органов социальной защиты по выплате гражданам рассматриваемой компенсации производны от сведений, предоставляемых организациями – поставщиками услуг, и не могут быть признаны незаконными. Компенсация расходов (расчет денежного эквивалента мер социальной поддержки) для истца должна рассчитываться исходя из фактического объема услуги по отоплению, потребленного и оплаченного им как лицом, имеющим льготу, в пределах норматива потребления, установленного компетентным органом, данный норматив устанавливает верхний предел размера компенсации, более которого она не может быть предоставлена. Кроме того, по информации поставщика услуг в жилом помещении Чугай А.И. имеется счетчик, в связи с чем начисление оплаты за отопление осуществляется по показаниям прибора учета. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему выводу: Судом установлено, что истец является реабилитированным лицом (л.д.***), является собственником и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу <адрес> общей площадью *** кв.м. (л.д. ***). Жилыми и нежилыми помещениями в доме по <адрес>, где проживает истец, управляет ЖСК-147 (л.д. ***) Решением Управления социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула «О назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» Чугай А.И. назначена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.***). Исходя из представленных Управлением социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула сведений льготная площадь по отоплению у истца определена в размере *** кв.м., исходя из чего произведен расчет денежной компенсации, в то же время в данных сведениях имеется указание на то, что общая площадь квартиры Чугай А.И. составляет *** кв.м. (л.д.***) Конституцией Российской Федерации установлено, что координация вопросов здравоохранения; защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. (п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. (ст.76 Конституции Российской Федерации). Более детально принципы организации органов государственной власти субъекта Российской Федерации нашли свое отражение в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.99. Вышеназванным Законом закреплены принципы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий. (п.п. «е», «ж» ст.1 Закона). Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в настоящий Федеральный закон, путем принятия новых федеральных законов, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации либо путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в указанные действующие акты. (ст.1 Закона) В соответствии со ст.16 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» от ДД.ММ.ГГГГ реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Российская Федерация обеспечивает софинансирование мер социальной поддержки указанным категориям граждан путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, исходя из фактической численности, в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год. Законом Алтайского края от 03.12.04 №59-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» установлено, что реабилитированным лицам предоставляется компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (тепловой энергии – в пределах установленных нормативов потреблений указанных услуг) меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей. (п.п.5 п.1 ст.2 Закона) В силу положений ч.2 ст.6 Закона Алтайского края «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» финансирование расходов на выплату компенсации гражданам, меры социальной поддержки которым установлены нормативными правовыми актами, указанными в п.8 статьи 1 настоящего Закона (законом Алтайского края от 03.12.04 «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий»), осуществляется из краевого бюджета в пределах средств, утвержденных на указанные цели в краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения. Уполномоченный орган ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формирует реестр получателей компенсации. Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленным федеральными нормативными актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 настоящего Закона. Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. (ст.4 Закона) В Правилах определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением администрации Алтайского края от 01.04.08. №126 (далее Правила) продублированы и детализированы положения вышеназванного Закона. В соответствии с п.11,12 Правил решение о назначении компенсации принимается руководителем или уполномоченным им должностным лицом органа социальной защиты населения по месту жительства льготополучателя. Орган социальной защиты населения формирует на каждого льготополучателя личное дело, в которое брошюруются необходимые документы, а также решение руководителя органа социальной защиты населения о назначении компенсации. Размер компенсации ежемесячно определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг. (п.14) В силу п.15 Правил расчет денежного эквивалента производят организации-поставщики услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края по определению мер социальной поддержки в натуральной форме. Орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями-поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии. (п.27 Правил.) Финансирование расходов на выплату компенсаций осуществляется из краевого бюджета, в том числе за счет средств, выделяемых на указанные цели из федерального бюджета, через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения на основании заявок и отчетов указанного органа. (31 Правил.) Ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, несут организации-поставщики услуг. Ответственность за достоверность предоставляемых отчетов возлагается на органы социальной защиты населения. (п.п.37,38 Правил.) Судом установлено, что в соответствии с п.27 Правил между Управлением социальной защиты населения по Индустриальному району г.Барнаула и ЖСК-147 заключено соглашение об информационном обмене № *** от ДД.ММ.ГГГГ, согласно п.2.1.1 которого Управление обязуется ежемесячно в срок до *** числа направлять поставщику списки льготополучателей для осуществления им расчетов денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в формате, предусмотренном приложением 1 к настоящему соглашению, в электронном виде. Поставщик в силу п.2.2.1 Соглашения обязуется в срок до *** числа предоставлять в Управление сведения о денежных эквивалентах, рассчитанных для каждого льготополучателя, указанного в переданном Управлением списке в электронном виде в формате, предусмотренным приложением 1 к настоящему соглашению. (л.д.***) Согласно приложению №*** «Формат сведений» реквизиты графы 19 «общая площадь жилого помещения» заполняется органом социальной защиты и только в случае, если стоимость услуг считается от площади жилья. (л.д.***) Организация–поставщик (управляющая компания) заполняет только реквизиты граф 22,23,28 (сумма оплаты полная, сумма льготы, количество комнат) Таким образом, судом установлено, что льготная площадь для расчета денежного эквивалента по оплате за отопление указывается Управлением социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула. Ответчик – ЖСК-147, являющееся в данном случае организацией-поставщиком, лишено возможности самостоятельно производить расчет денежного эквивалента мер социальной поддержки без учета данных УСЗН, поскольку в силу п.2.1.2 Соглашения на УСЗН лежит обязанность направлять поставщику дополнительный список льготополучателей в электронном виде в формате, предусмотренном Положением 1 к настоящему Соглашению, при возникновении обстоятельств влекущих изменение размеров денежных эквивалентов. Из анализа данного Соглашения в целом следует, что организация-поставщик несет ответственность за правильность исчисления денежного эквивалента с учетом предоставленных УСЗН параметров для исчисления денежного эквивалента. Разрешая вопрос о правомерности действий Управления социальной защиты населения по Индустриальному району в части указания ЖСК-147 для расчета денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате отопления площади, не соответствующей общей площади жилого помещения, суд исходил из следующего. Как было указано выше, в силу ст.2 Закона Алтайского края «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» данной категории граждан производится компенсация 50 процентов расходов на оплату тепловой энергии – в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг. В силу п.14 Правил размер компенсации определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых жилищно-коммунальных услуг, на которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края ему установлены данные меры. Денежный эквивалент определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге исходя из платежа за коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента. (п.16 Правил). Данными Правилами установлены нормативы потребления только сжиженного газа в баллонах и твердого топлива. (п.17-20 Правил) Норматив потребления коммунальной услуги – месячный объем потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме при отсутствии приборов учета. (п.2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.06 №306). Согласно Приложению №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.06 №307 размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома определяется из расчета общей площади жилого помещения. Постановлением администрации города Барнаула «Об оплате жилищно-коммунальных услуг» от 26.01.10 №290 норматив потребления коммунальных услуг для граждан, проживающих во всех видах жилищного фонда, независимо от формы собственности по отоплению определен в размере 0,02-0,033 гкал. на 1 кв.м. общей площади в связи с установлением уровня платежей по всем видам услуг в размере 100% от их стоимости. Таким образом, на сегодняшний день в Алтайском крае отсутствует какой-либо нормативно-правовой акт, ограничивающий предоставление льгот по оплате отопления данной категории граждан определенным количеством метров жилого помещения. На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что Управлением социальной защиты населения по Индустриальному району г.Барнаула необоснованно для организации-поставщика, производящей исчисление денежного эквивалента мер социальной поддержки, указывается площадь жилого помещения для расчета льгот по отоплению, отличающаяся от общей площади жилого помещения. Таким образом, в этой части действия ответчика Управления социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула являются незаконными. Поскольку расчет денежного эквивалента производится организацией-поставщиком услуг, то с учетом того, что в ЖСК-147 Управлением социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула представлена информация для расчета денежного эквивалента с учетом площади жилого помещения *** кв.м., на УСЗН суд полагает необходимым возложить обязанность указания площади жилого помещения для расчета денежного эквивалента мер социальной поддержки в размере *** кв.м., начиная с ДД.ММ.ГГГГ. Заявленные прокурором требования об обязании ответчиков рассчитать денежный эквивалент льготы, произвести и выплатить компенсацию за отопление, исходя из площади жилого помещения *** кв.м. какими-либо доказательствами указанной площади помещения не подтверждены, напротив, в свидетельстве о регистрации права на квартиру указана общая площадь квартиры *** кв.м., та же площадь квартиры указана ЖСК-147 в счет-квитанции (л.д. ***), таким образом, суд исходит из данных доказательств и считает установленным, что общая площадь квартиры Чугай А.И. составляет *** кв.м. Расчет денежного эквивалента производится организацией-поставщиком, в связи с чем на ЖСК-147 суд считает необходимым возложить обязанность произвести расчет денежного эквивалента льгот по оплате отопления исходя из общей площади занимаемого истцом жилого помещения, начиная с ДД.ММ.ГГГГ. Доводы представителя Главалтайсоцзащиты о наличии у истца приборов учета, т.е. счетчика, какими-либо доказательствами не подтверждены, кроме того, принимая во внимание, что предметом рассмотрения настоящего гражданского дела является законность действий по назначению материальному истцу льготы за отопление, суд исходит из отсутствия у материального истца индивидуальных приборов учета потребленной услуги по отоплению. В соответствии с п.9 ст.4 Закона Алтайского края «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» выплата компенсации осуществляется уполномоченным органом ежемесячно путем перечисления сумм компенсации на личные счета граждан в банках либо через организации федеральной почтовой связи. Средства для выплаты компенсации перечисляются уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения органам социальной защиты населения согласно представленным заявкам. Заявка о потребности в средствах для выплаты компенсации ежемесячно до 25 числа месяца, предшествующего отчетному, направляется органами социальной защиты населения в уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения (Главалтайсоцзащита). (п.33.34 Правил) Поскольку в силу вышеприведенных положений нормативно-правовых актов в компетенцию Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне как главного администратора (распорядителя) средств, предусмотренных на меры социальной поддержки жертв политических репрессий в соответствии Законом Алтайского края от 26.11.10 №100-ЗС «О краевом бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» (Приложение №5,10) входит распоряжение бюджетными средствами на данные цели, то соответственно обязанность выплаты денежной компенсации истцу неправильно исчисленного денежного эквивалента льгот по оплате отопления лежит на Управлении социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула. В соответствии с п.п.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, к которым относится Управление социальной защиты населения по Индустриальному району, чьи не основанные на законе действия привели к нарушению прав истцов, то государственная пошлина, от уплаты которой в силу закона освобожден прокурор, в доход местного бюджета не взыскивается. На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования прокурора Индустриального района города Барнаула в интересах Чугай А.И. удовлетворить частично. Признать незаконными действия Управления социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула по указанию для расчета компенсации расходов на оплату отопления Чугай А.И. для ЖСК-147 исходя из социальной нормы площади жилья. Обязать Управление социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула для расчета компенсации Чугай А.И. по оплате отопления указывать общую площадь жилого помещения, расположенного по адресу <адрес> в размере *** кв.м. Обязать ЖСК-147 произвести расчет компенсации по оплате за отопление Чугай А.И. из расчета *** кв.м. общей площади жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, начиная с ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Управление социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула производить выплату компенсации по оплате за отопление Чугай А.И. из расчета *** кв.м. общей площади жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, начиная с ДД.ММ.ГГГГ. В остальной части требования прокурора Индустриального района города Барнаула в интересах Чугай А.И. оставить без удовлетворения. Решение суда может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Индустриальный районный суд города Барнаула в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья Емельянова Е.В. *** ***