О предоставлении жилого помещения. Вступило в законную силу.



Дело №2 -2927/2011


Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

02 сентября 2011 года город Барнаул

Индустриальный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе:
Председательствующего судьи Михайловой Т.Б.,
при секретаре Дворниковой И.А.,
с участием процессуального истца - прокурора Дудко Т.А.,
истца Сукмановой А.Н., представителя ответчика Хребкова И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело иску прокурора Индустриального района города Барнаула в интересах ФИО1 к администрации Индустриального района города Барнаула, администрации города Барнаула, администрации Алтайского края о признании пункта 2 постановления администрации Индустриального района города Барнаула № *** от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, признании ФИО1 нуждающейся в жилом помещении из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и обязании администрации Индустриального района города в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, обязании администрации города Алтайского края выделить в течение шести месяцев бюджетные денежные средства на приобретение в собственность ФИО1 жилого помещения согласно норме, установленной по городу Барнаулу, обязании администрации города Барнаула в распределении администрации Индустриального района города Барнаула благоустроенного жилого помещения в городе Барнауле для предоставления ФИО1 общей площадью не менее *** кв.м. в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, обязании администрации Индустриального района города Барнаула предоставить ФИО1 выделенное администрацией города Барнаула жилое помещение в городе Барнауле общей площадью не менее *** кв.м.,


У С Т А Н О В И Л:


Прокурор Индустриального района г.Барнаула обратился в суд в интересах ФИО1 к администрации Индустриального района г.Барнаула, администрации г.Барнаула, администрации Алтайского края с указанным иском.

В обосновании заявленных исковых требований указано, что постановлением администрации Индустриального района г.Барнаула № *** от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 определена в учреждение общественного воспитания на полное государственное обеспечение. Пунктом 2 этого же постановления за несовершеннолетней ФИО1 закреплено право на жилье по <адрес>, где она проживала со своей матерью ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 находилась в КГС(к)ОУ «***». С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась учащейся ГОУ НПО «***». После окончания лицея пыталась получить регистрацию по адресу: <адрес>.

В настоящее время зарегистрировано временно по адресу: <адрес>, фактически проживает по адресу: <адрес>.

Прокурор указывает, что оснований для закрепления жилья у администрации Индустриального района не было, поскольку по данным Барнаульского отделения филиала ФГУП «***» по Алтайскому краю документы на право собственности земельного участка и домовладения по <адрес> отсутствуют, следовательно, в установленном законом порядке домовладение по <адрес> жилым не является.

В результате незаконного закрепления и недостаточного контроля со стороны администрации воспитательного учреждения, ФИО1 не была своевременно поставлена на регистрационный учет, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время ФИО1 не имеет собственного жилья, на регистрационном учете не состоит, вынуждена проживать у знакомых.

В судебном заседании процессуальный истец настаивал на исковых требованиях, указав, что срок оспаривания постановления администрации Индустриального района города Барнаула № *** от ДД.ММ.ГГГГ, так как ФИО1 узнала о нарушении своего права только при обращении в прокуратуру, по запросу которой предоставлена копия вышеуказанного постановления.

Представитель администрации Индустриального района г.Барнаула Хребков И.Н. возражал против исковых требований, указав, что за ФИО1 закреплено жилое помещение, оснований для признания незаконным данного пункта постановления не имеется, иные требования также не подлежат удовлетворению, так как не имеется оснований для постановки ФИО1 на учет, как из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, иные требования носят декларативный характер.

В судебное заседание представители ответчиков – администрации г.Барнаула, администрации Алтайского края не явились, о времени и месте слушания извещены надлежаще. Представитель ответчика Администрации Алтайского края представил в суд письменный отзыв.

В соответствии со ст. 167 ГПК Российской Федерации, суд полагает возможным рассматривать дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд отказывает в иске в полном объеме по следующим основаниям.

Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 17.12.2009) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дано определение данным категориям:

дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;

лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Судом установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относилась к категории детей-сирот. Ее родители: мать ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ.(л.д.***)

Согласно части 1 статьи 254 ГПК Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В соответствии со статьей 255 ГПК Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

В силу положений ч.2. ст. 256 ГПК Российской Федерации Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Суд полагает, что трехмесячный срок оспаривания постановления администрации Индустриального района г.Барнаула ФИО1 не пропущен, так как из пояснений ФИО1, данных в судебном заседании, следует, что о закреплении за ней жилого помещения по адресу: <адрес>, ей стало известно при обращении в прокуратуру, до этого она только предполагала о наличии у нее права на жилое помещение, прокурор обратился в суд с иском в интересах ФИО1 в трехмесячный срок с момента ее обращения.(л.д.***)

Согласно постановлению № *** от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетние ФИО4, ФИО1, ФИО5 определены в учреждение общественного воспитания на полное государственное обеспечение. Пунктом 2 данного постановления за несовершеннолетними ФИО4, ФИО1, ФИО5 закреплено право на жилье по адресу: <адрес>.(л.д.***)

В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 17.12.2009) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в редакции действовавшей на момент вынесения администрацией Индустриального района г.Барнаула постановления № *** дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обучалась КГС(к)ОУ «***», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила обучение ГОУ НПО «***». (л.д.***)

По сведениям Отдела адресно-справочной работы УФМС по Алтайскому краю ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 снята с регистрационного учета по адресу: <адрес>. Из обращения комитета по образованию администрации Индустриального района г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ*** к ЖЭУ-*** Индустриального района г.Барнаула следует, что комитет просит зарегистрировать ФИО1 по адресу: <адрес>. (л.д.***)

Доводы процессуального истца о том, что данное помещение является нежилым, опровергаются ответом на запрос ФГУП «***» № *** от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, на ДД.ММ.ГГГГ является жилым домом, его владельцами значатся: Жеребцов К.В., Жеребцова Л.В., Логачева Н.С, по *** доли, *** доля является собственностью Алтайского края.

Исходя из вышеизложенного суд приходит к выводу, что при принятии администрацией постановления № *** от ДД.ММ.ГГГГ нарушений требований закона, иного нормативного правового акта, регулирующих правоотношения в области охраны детства, как в отношении истца ФИО1, так и несовершеннолетних ФИО4, ФИО5, не установлено, поэтому основания для удовлетворения требований в части признания п.2 постановления № *** от ДД.ММ.ГГГГ не имеется.

Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ) и части 4 статьи 4 закона Алтайского края от 31.12.2004 № 72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае» (далее - закон Алтайского края № 72-ЗС) регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

Согласно статье 52 ЖК РФ и части 2 статьи 3 закона Алтайского края от 09.12.2005 № 115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», оно осуществляется органами местного самоуправления.

При этом, в соответствии с частями 3 и 4 статьи 52 ЖК РФ и статьи 4 указанного закона Алтайского края принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений, осуществляется на основании заявления, поданного по месту жительства с приложением необходимых документов, подтверждающих право соответствующих граждан состоять на учете.

Системный анализ Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ) и закона Алтайского края от 31.12.2004 № 72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае» (далее - закон Алтайского края № 72-ЗС), подлежащего применению в совокупности, позволяет определить лиц, имеющих право на получение субсидий на строительство или приобретение жилья как лиц, в возрасте от 18 до 23 лет, оставшихся без попечения единственного или обоих родителей, при отсутствии у них жилой площади, а именно не имеющих жилья по договору жилищного найма или на праве собственности, и которым на дату вступления в законную силу ФЗ от 21.12.1996 № 159 –ФЗ не исполнилось 23 года.

Более того, получение субсидии носит заявительный характер, в соответствии с вышеуказанными положениями законодательства.

Так как ФИО1 заявление и комплект необходимых документов не представлен ни в администрацию Индустриального района г.Барнаула, ни в администрацию района, территория которого является местом ее пребывания либо местом регистрации, исковые требования в части обязания администрации Индустриального района города в постановке ФИО1 на учет нуждающихся в жилых помещениях удовлетворению не подлежат.

ФИО1 на момент предъявления настоящего иска исполнилось *** лет, из чего следует, что на момент подачи и рассмотрения иска она не может быть относится ни к одной из названных категорий и не может состоять на регистрационном учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

ФИО1 не подпадающая ни под одно из условий, предусмотренных гипотезой части 3 статьи 4 закона Алтайского края № 72-ЗС, не состоящая на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении и не подавшая заявления на предоставление безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, не относящаяся ни к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, ни к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет право на жилое помещение, основанное на нормах Федерального закона № 159-ФЗ и нормах закона Алтайского края № 72-ЗС.

Несостоятельной также является ссылка на статью 206 ГПК Российской Федерации, на основании которой прокурор в исковых требованиях просит суд обязать ответчиков совершить необходимые действия (выделить бюджетные средства) в определенный срок, так как положения указанной статьи, устанавливающей возможность суда определить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, относится только к случаям когда ответчик должен совершить действия, не связанные с передачей имущества или денежных средств.

В силу статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ и статьи 3 ГПК РФ защите подлежат нарушенные или оспариваемые права.

Суд полагает, что на момент обращения с иском у ФИО1 отсутствует нарушенное право, в связи с чем, отказывает в исковых требованиях в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд


РЕШИЛ:


В удовлетворении исковых требований прокурора Индустриального района города Барнаула в интересах ФИО1 к администрации Индустриального района города Барнаула, администрации города Барнаула, администрации Алтайского края о признании пункта 2 постановления администрации Индустриального района города Барнаула № *** от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, признании ФИО1 нуждающейся в жилом помещении из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и обязании администрации Индустриального района города в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, обязании администрации города Алтайского края выделить в течение шести месяцев бюджетные денежные средства на приобретение в собственность ФИО1 жилого помещения согласно норме, установленной по городу Барнаулу, обязании администрации города Барнаула в распределении администрации Индустриального района города Барнаула благоустроенного жилого помещения в городе Барнауле для предоставления ФИО1 общей площадью не менее *** кв.м. в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, обязании администрации Индустриального района города Барнаула предоставить ФИО1 выделенное администрацией города Барнаула жилое помещение в городе Барнауле общей площадью не менее *** кв.м., отказать в полном объеме.

Решение суда может быть обжаловано в Алтайский краевой суда в течение 10 дней со дня принятия мотивированного решения через Индустриальный районный суд города Барнаула.


Судья Т.Б.Михайлова