О предоставлении льгот. Вступило в законную силу.



Дело №2-2870/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 сентября 2011 года г. Барнаул


Индустриальный районный суд города Барнаула в составе председательствующего судьи Гончаровой Ю.В., при секретаре Головиной Я.В., с участием прокурора Беликова Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Индустриального района г.Барнаула в интересах Одинцовой Л.Я. к Управлению социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула, Товариществу собственников жилья «На Балтийской» о признании незаконными действий по расчету и назначению льготы за отопление, обязании рассчитать, назначить и выплатить льготу,


у с т а н о в и л:


Прокурор Индустриального района г.Барнаула обратился в Индустриальный районный суд г.Барнаула с иском в интересах Одинцовой Л.Я. к Управлению социальной защиты населения по Индустриальному району г.Барнаула, ТСЖ «На Балтийской» о признании незаконными действий по расчету и назначению льготы за отопление, обязании рассчитать, назначить и выплатить льготу. В обоснование иска прокурором указано на то, что истица является реабилитированным лицом и обеспечивается мерами социальной поддержки в соответствии со ст.16 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» и законами субъектов Российской Федерации. Согласно п.5 ч.1 ст.2 Закона Алтайского края «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» реабилитированным лицам предоставляется мера социальной поддержки в виде оплаты тепловой энергии в размере 50% в пределах установленных нормативов потребления. Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированным лицами членов их семей.

Размер платы за потребленную тепловую энергию, исходя из нормативов потребления данного вида услуг, рассчитывается по формуле, установленной пунктом 1 приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.06 №307: Р=S х N х T, где S – общая площадь отапливаемого помещения; N – тариф потребления тепловой энергии на отопление; T -тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации. Несмотря на это, ответчиком ТСЖ «На Балтийской» расчет денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате тепловой энергии незаконно произведен из расчета социальной нормы, а не общей площади жилого помещения.

ДД.ММ.ГГГГ истец уточнил основания исковых требований, указал, что при проведении проверки установлено, что на истец является ветераном труда, в связи с чем на него распространяется действие Федерального закона Российской Федерации «О ветеранах», в соответствии с которым он обеспечивается мерами социальной поддержки. Согласно п.4 ч.1 ст.3 закона Алтайского края от 03.12.2004 61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов» ветеранам труда предоставляется мера социальной поддержки в виде оплаты в размере 50% коммунальных услуг.

В судебном заседании процессуальный истец – помощник прокурора Индустриального района г.Барнаула Беликов Е.Г. поддержал исковые требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в уточненном исковом заявлении.

Материальный истец Одинцова Л.Я в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежаще, просила дело рассмотреть в ее отсутствие.

Представитель ответчика Управления социальной защиты населения по Индустриальному району г.Барнаула в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежаще, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика ТСЖ «На Балтийской» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещался надлежаще.

Представитель третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на *** в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежаще, представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором просил дело рассмотреть в его отсутствие. Кроме того, указал, что ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, возложена на организации-поставщики услуг, а действия органов социальной защиты населения по выплате гражданам компенсации производны от сведений, предоставляемых организациями-поставщиками услуг и не могут быть признаны незаконными.

С учетом положений ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в отсутствие надлежаще извещенных участников процесса.

Выслушав процессуального истца, исследовав представленные сторонами доказательства, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

При рассмотрении дела судом установлено, что Одинцова Л.Я является ветераном труда, что подтверждается информацией, представленной ответчиком Управлением социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула. Истцу на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью *** кв.м., где она проживает, что подтверждается выпиской из домовой книги.

Жилой дом, в котором проживает Одинцова Л.Я, находится на обслуживании ТСЖ «На Балтийской».

Решением Управления социальной защиты населения по Индустриальному району г.Барнаула «О назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» от ДД.ММ.ГГГГ истцу назначена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ. Исходя из представленных УСЗН сведений льготная площадь по отоплению истице определена в размере *** кв.м., исходя из чего произведен расчет денежной компенсации.

Конституцией Российской Федерации установлено, что координация вопросов здравоохранения; защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации).

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. (ст.76 Конституции Российской Федерации). Более детально принципы организации органов государственной власти субъекта Российской Федерации нашли свое отражение в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Вышеназванным Законом закреплены принципы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий. (п.п. «е», «ж» ст.1 Закона). Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в настоящий Федеральный закон, путем принятия новых федеральных законов, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации либо путем внесения соответствующих изменение и (или) дополнений в указанные действующие акты. (ст.1 Закона).

В соответствии со ст.8 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5-ФЗ ветераны труда обеспечиваются мерами социальной поддержки. В соответствии со ст.10 указанного закона меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.22 вышеуказанного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона Алтайского края от 03.12.04 №61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов» установлено, что ветеранам труда предоставляется мера социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг).

В силу положений ч.2 ст.6 Закона Алтайского края «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» финансирование расходов на выплату компенсации гражданам, меры социальной поддержки которым установлены нормативными правовыми актами, указанными в п.2 статьи 1 настоящего Закона (Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах») осуществляется из краевого бюджета в пределах средств, утвержденных на указанные цели в краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения. Уполномоченный орган ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формирует реестр получателей компенсации. Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленным федеральными нормативными актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 настоящего Закона. Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (ст.4 Закона).

В Правилах определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ*** (далее Правила) продублированы и детализированы положения вышеназванного Закона.

В соответствии с п.11,12 Правил решение о назначении компенсации принимается руководителем или уполномоченным им должностным лицом органа социальной защиты населения по месту жительства льготополучателя. Орган социальной защиты населения формирует на каждого льготополучателя личное дело, в которое брошюруются необходимые документы, а также решение руководителя органа социальной защиты населения о назначении компенсации.

Размер компенсации ежемесячно определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг (п.14).

В силу п.15 Правил расчет денежного эквивалента производят организации-поставщики услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края по определению мер социальной поддержки в натуральной форме. Орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями-поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии (п.27 Правил.) Финансирование расходов на выплату компенсаций осуществляется из краевого бюджета, в том числе за счет средств, выделяемых на указанные цели из федерального бюджета, через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения на основании заявок и отчетов указанного органа. (31 Правил.) Ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, несут организации-поставщики услуг. Ответственность за достоверность предоставляемых отчетов возлагается на органы социальной защиты населения. (п.п.37,38 Правил).

Судом установлено, что в соответствии с п.27 Правил между Управлением социальной защиты населения по Индустриальному району г.Барнаула и ООО «Вычислительный центр ЖКХ» заключено соглашение об информационном обмене №*** от ДД.ММ.ГГГГ, согласно п.2.1.1 которого Управление обязуется ежемесячно в срок до *** числа направлять Вычислительному центру списки льготополучателей для осуществления им расчетов денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в формате, предусмотренном приложением 1 к настоящему соглашению, в электронном виде. Поставщик в силу п.2.2.1 Соглашения обязуется в срок до *** числа предоставлять в Управление сведения о денежных эквивалентах, рассчитанных для каждого льготополучателя, указанного в переданном Управлением списке в электронном виде в формате, предусмотренным приложением 1 к настоящему соглашению. ДД.ММ.ГГГГ между УЗСН по Индустриальному району г.Барнаула и ТСЖ «На Балтийской» было заключено соглашение №*** об информационном обмене. В соответствии с п.2.1.1 которого Управление обязуется ежемесячно в срок до *** числа направлять поставщику списки льготополучателей для осуществления им расчетов денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в формате, предусмотренном приложением 1 к настоящему соглашению, в электронном виде.

Согласно приложению №1 к данному Соглашению «Формат сведений» реквизиты графы 19 «общая площадь жилого помещения» заполняется органом социальной защиты и только в случае, если стоимость услуг считается от площади жилья.

Организация–поставщик заполняет только реквизиты граф 22,23,28 (сумма оплаты полная, сумма льготы, количество комнат)

Таким образом, судом установлено, что льготная площадь для расчета денежного эквивалента по оплате за отопление указывается Управлением социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула.

В силу п.2.1.2 Соглашения на УСЗН лежит обязанность направлять поставщику в электронном виде в формате, предусмотренном Положением 1 к настоящему Соглашению, при возникновении обстоятельств влекущих изменение размеров денежных эквивалентов. Из анализа данного Соглашения в целом следует, что организация-поставщик несет ответственность за правильность исчисления денежного эквивалента с учетом предоставленных УСЗН параметров для исчисления денежного эквивалента.

Как было указано выше, в силу ст.3 Закона Алтайского края «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов» данной категории граждан производится компенсация 50 процентов расходов на оплату тепловой энергии – в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг.

В силу п.14 Правил размер компенсации определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых жилищно-коммунальных услуг, на которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края ему установлены данные меры. Денежный эквивалент определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге исходя из платежа за коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента. (п.16 Правил). Данными Правила установлены нормативы потребления только сжиженного газа в баллонах и твердого топлива (п.17-20 Правил).

Норматив потребления коммунальной услуги – месячный объем потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме при отсутствии приборов учета. (п.2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг). Согласно Приложению № к Правилам размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома определяется из расчета общей площади жилого помещения.

Постановлением администрации города Барнаула «Об оплате жилищно-коммунальных услуг» от ДД.ММ.ГГГГ*** норматив потребления коммунальных услуг для граждан, проживающих во всех видах жилищного фонда, независимо от формы собственности по отоплению определен в размере *** гкал. на 1 кв.м. общей площади в связи с установлением уровня платежей по всем видам услуг в размере ***% от их стоимости.

Таким образом, на сегодняшний день в Алтайском крае отсутствует какой-либо нормативно-правовой акт, ограничивающий предоставление льгот по оплате отопления данной категории граждан определенным количеством метров жилого помещения.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что Управлением социальной защиты населения по Индустриальному району г.Барнаула необоснованно для организации-поставщика, производящей исчисление денежного эквивалента мер социальной поддержки, указывается площадь жилого помещения для расчета льгот по отоплению, отличающаяся от общей площади жилого помещения. На основании изложенного, в этой части действия ответчика Управления социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула являются незаконными.

Поскольку расчет денежного эквивалента производится организацией-поставщиком услуг, то с учетом того, что в ТСЖ «На Балтийской» Управлением социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула представлена информация для расчета денежного эквивалента с учетом площади жилого помещения *** кв.м., то на ответчика ТСЖ «На Балтийской» суд полагает необходимым возложить обязанность указания площади жилого помещения для расчета денежного эквивалента мер социальной поддержки в размере *** кв.м., начиная с ДД.ММ.ГГГГ и возложить обязанность произвести расчет денежного эквивалента льгот по оплате отопления исходя из общей площади жилого помещения, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п.9 ст.4 Закона Алтайского края «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» выплата компенсации осуществляется уполномоченным органом ежемесячно путем перечисления сумм компенсации на личные счета граждан в банках либо через организации федеральной почтовой связи.

Средства для выплаты компенсации перечисляются уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения органам социальной защиты населения согласно представленным заявкам. Заявка о потребности в средствах для выплаты компенсации ежемесячно до *** числа месяца предшествующего отчетному направляется органами социальной защиты населения в уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения (Главалтайсоцзащита). (п.33.34 Правил)

Поскольку в силу вышеприведенных положений нормативно-правовых актов в компетенцию Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне как главного администратора (распорядителя) средств, предусмотренных на меры социальной поддержки жертв политических репрессий в соответствии Законом Алтайского края от 26.11.10 №100-ЗС «О краевом бюджете на *** год и на плановый период *** и *** годов» (Приложение №5,10) входит распоряжение бюджетными средствами на данные цели, то соответственно обязанность выплаты денежной компенсации истцам неправильно исчисленного денежного эквивалента льгот по оплате отопления лежит на Управлении социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула.

В соответствии с п.п.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, к которым относится Управление социальной защиты населения по Индустриальному району, чьи не основанные на законе действия привели к нарушению прав истца, то государственная пошлина, от уплаты которой в силу закона освобожден прокурор, в доход местного бюджета не взыскивается.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :


Исковые требования прокурора Индустриального района города Барнаула в интересах Одинцовой Л.Я. удовлетворить.

Признать незаконными действия Управления социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула, ТСЖ «На Балтийской» по расчету и назначению Одинцовой Л.Я. ***% льготы за отопление исходя из социальной нормы площади жилья.

Обязать ТСЖ «На Балтийской» рассчитать Одинцовой Л.Я. денежный эквивалент ***% льготы за отопление, исходя из общей площади жилого помещения – *** кв. м. с ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Управление социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула произвести Одинцовой Л.Я. назначение и выплату компенсации по оплате за отопление, исходя из общей площади жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, - *** кв.м. с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение суда может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи кассационной жалобы через Индустриальный районный суд города Барнаула в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.



Судья Ю.В. Гончарова


***

***

***

***

***









РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ

Р Е Ш Е Н И Я

Именем Российской Федерации

06 сентября 2011 года г. Барнаул


Индустриальный районный суд города Барнаула в составе председательствующего судьи Гончаровой Ю.В., при секретаре Головиной Я.В., с участием прокурора Беликова Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Индустриального района г.Барнаула в интересах Одинцовой Л.Я. к Управлению социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула, Товариществу собственников жилья «На Балтийской» о признании незаконными действий по расчету и назначению льготы за отопление, обязании рассчитать, назначить и выплатить льготу,


р е ш и л :


Исковые требования прокурора Индустриального района города Барнаула в интересах Одинцовой Л.Я. удовлетворить.

Признать незаконными действия Управления социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула, ТСЖ «На Балтийской» по расчету и назначению Одинцовой Л.Я. ***% льготы за отопление исходя из социальной нормы площади жилья.

Обязать ТСЖ «На Балтийской» рассчитать Одинцовой Л.Я. денежный эквивалент ***% льготы за отопление, исходя из общей площади жилого помещения – *** кв. м. с ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Управление социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула произвести Одинцовой Л.Я. назначение и выплату компенсации по оплате за отопление, исходя из общей площади жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, - *** кв.м. с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение суда может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи кассационной жалобы через Индустриальный районный суд города Барнаула в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.



Судья Ю.В. Гончарова


С мотивированным решением стороны смогут ознакомиться 12.09.2011.