О признании незаконным решение УПФ. Вступило в законную силу.




Дело №2-3445/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 сентября 2011 года город Барнаул


Индустриальный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Масликовой И.Б.,

при секретаре Шевцовой О.В.,
с участием истца Колыхаловой В.И.,
представителя ответчика Курносовой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колыхаловой В.И. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Барнауле Алтайского края о признании незаконным решения комиссии, включении в специальный трудовой стаж периодов работы, обязании назначить пенсию,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд с иском к ответчику - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г.Барнауле Алтайского края о признании решения от ДД.ММ.ГГГГ*** п.5.8. об отказе в назначении трудовой пенсии по старости досрочно в связи с педагогической деятельностью незаконным, обязании включить в трудовой стаж, дающий право на получение досрочной пенсии по старости, периоды работы в должности воспитателя МДОУ №*** с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г.Барнауле Алтайского края с документами на оформление досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Однако решением от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком в досрочном назначении трудовой пенсии по старости отказано в связи с отсутствием специального стажа, при этом в специальный стаж работы не включен период работы в должности воспитателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МДОУ №***, так как в наименовании учреждения не указан вид учреждения и в связи с этим не предоставляется возможным установить соответствие наименования учреждения наименованию, предусмотренному Списком учреждений, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ***. Считает отказ ответчика в досрочном назначении пенсии незаконным, ущемляющим её право на социальное обеспечение.

В судебном заседании истица на заявленных требованиях настаивала в полном объеме, поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Барнауле Курносова Т.В. возражала против удовлетворения иска. Представил письменный отзыв на иск, в котором просил отказать в удовлетворении исковых требований (л.д. ***).

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.

Это право закреплено также международными правовыми актами на уровне СНГ. В частности, Конвенция о правах и основных свободах человека, подписанная в Минске ДД.ММ.ГГГГ, содержит положения о том, что каждый человек имеет право на социальное обеспечение (ст.16 в соответствующей части).

Согласно п.12 ст.30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Колыхалова В.И. обратилась с заявлением в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барнауле о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 № 173-ФЗ.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Барнауле № *** п.5.8 от ДД.ММ.ГГГГ в досрочном назначении трудовой пенсии по старости Колыхаловой В.И. отказано из-за отсутствия специального стажа - 25 лет.

Комиссия указала, что не может быть засчитан в специальный стаж период работы Колыхаловой В.И. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МДОУ №*** в должности воспитателя, так как в наименовании учреждения не указан вид учреждения, в связи с чем невозможно установить соответствие наименования учреждения наименованию, предусмотренному Списком учреждений, утв.Постановлением правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ*** (л.д.***).

При рассмотрении данного дела, суд руководствуется положениями ст.ст.8, 5, 19, 37, 43, 55 Конституции Российской Федерации, гарантирующими права на социальное обеспечение, равенство прав и свобод, одинаковую возможность защиты всеми субъектами права собственности данного права и связанных с ним законных интересов, защиту конституционных прав в сфере труда, без какой либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности, а также тем, что законы и иные правовые акты, применяемые в РФ, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Право на социальное обеспечение относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется ст.39 Конституции Российской Федерации.

Это право закреплено также международными правовыми актами на уровне СНГ. В частности, Конвенция о правах и основных свободах человека, подписанная в Минске 26 мая 1995 года, содержит положения о том, что каждый человек имеет право на социальное обеспечение (ст.16 в соответствующей части).

В соответствии с п.3 ст.55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 (в ред.ФЗ от 01.08.2008) досрочно назначается пенсия лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от возраста.

Пенсия за выслугу лет педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса учреждения или организации, в которой они осуществляли трудовую деятельность.

Закон Российской Федерации «Об образовании» предусматривает, что в Российской Федерации могут существовать различные по своим организационно-правовым формам образовательные учреждения: государственные, муниципальные и негосударственные - частные, учреждения общественных организаций и др. (статья 11.1).

В силу ч.1, 4 ст.12 Закона к образовательным учреждениям относятся учреждения и дошкольного типа. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений (ч.3 ст.18 Закона «Об образовании»). По информации Минобразования России (в частности, Межведомственный информационный бюллетень «Образование в документах» № 9 2003 г. С.95) в соответствии с Законом об образовании и типовыми положениями о соответствующих типах образовательных учреждений, утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации, имеются следующие типы и виды образовательных учреждений.

Тип «дошкольное образовательное учреждение» подразделяется на виды: детский сад; детский сад общеразвивающего вида (интеллектуального, художественно - эстетического, физического и других приоритетных направлений развития воспитанников); детский сад компенсирующего вида; детский сад присмотра и оздоровления; детский сад комбинированного вида; центр развития ребенка - детский сад. В силу п.5 указанной статьи деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. Основные задачи дошкольного образовательного учреждения состоят в охране жизни и укреплении здоровья детей; обеспечении интеллектуального, личностного и физического развития ребенка; осуществлении необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка; в приобщении детей к общечеловеческим ценностям; организации взаимодействия с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Действие законодательства в области образования распространяется на все образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности, причем закон не содержит каких-либо ограничений в статусе и правах ни обучающихся в этих образовательных учреждениях, ни работников, в том числе в их праве на пенсию за выслугу лет (пункт 5 статьи 55).

Согласно трудовой книжке Колыхалова В.И. 13.02.1985 принята на должность в Барнульский дом ребенка, а с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в должности воспитателя в ясли-сад № *** (л.д.***).

На основании совместного решения Комитета по управлению имуществом, комитета по образованию администрации г.Барнаула, администрации Индустриального района г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ*** учреждено муниципальное дошкольное образовательное учреждение №*** и утвержден Устав МДОУ № *** (л.д.***).

На основании Постановления Администрации Индустриального района г.Барнаула №*** от ДД.ММ.ГГГГ муниципальное дошкольное образовательное учреждение № *** по адресу: <адрес> (л.д.***).

Совместным решением Комитета по управлению муниципальной собственностью г.Барнаула, администрации г.Барнаула, Комитета по образованию администрации г.Барнаула ДД.ММ.ГГГГ принята новая редакция Устава, после чего образовательное учреждение стало называться муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № ***», задачи и цели деятельности дошкольного образовательного учреждения не измелись (л.д. ***).

Из справки МДОУ «Детский сад № ***» (л.д.***) следует, что Ясли-сад №*** действительно переименован на муниципальное дошкольное образовательное учреждение № *** на основании постановления администрации Индустриального района от ДД.ММ.ГГГГ***.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №*** переименовано на муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №***» на основании совместного решения комитета по управлению имуществом города Барнаула, комитета по образованию администрации города Барнаула и администрации Индустриального района г.Барнаула №*** от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании свидетельства о государственной аккредитации *** Регистрационный №*** от ДД.ММ.ГГГГ Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №***» переименован на Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №***» комбинированного вида.

На основании свидетельства о государственной аккредитации *** Регистрационный №*** от ДД.ММ.ГГГГ Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №***» подтверждает вид муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №***» комбинированного вида.

Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ***.

Список от ДД.ММ.ГГГГ состоит из двух разделов – «Наименование должностей» и «Наименование учреждений» составлен по принципу исчерпывающего перечня и расширительному толкованию не подлежит.

Пенсия за выслугу лет педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности.

Муниципальное дошкольное учреждение предусматривает организацию учебной и воспитательной работы только с детьми, в связи с чем, у суда нет сомнений в том, что Колыхалова В.И., занимая должность воспитателя, занималась педагогической деятельностью, воспитательной работой с детьми. Данное обстоятельство подтверждается должностными инструкциями за оспариваемый период и в настоящее время с *** по настоящее время (л.д.***).

Из пояснений истицы следует, что изменения были внесены в части наименования учреждения, в связи с чем ей было отказано в зачете периода ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж, однако, несмотря на изменение наименования учреждения ее трудовые функции не изменились, она продолжала осуществлять деятельность по воспитанию и образованию детей дошкольного возврата.

Вопрос о внесении изменений в наименование учреждения относится к компетенции учредителя учреждения, организации и поэтому его несоответствие не может быть поставлено в вину истице.

С учётом изложенного, суд не принимает во внимание доводы представителя ответчика в части необходимости отказа в иске в связи с тем, что в наименовании учреждения не указан вид учреждения и не представляется возможным установить соответствие наименования учреждения, предусмотренному Списком учреждений, утв.Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ***.

В связи с изложенным суд полагает, что период работы Колыхаловой В.И. в качестве воспитателя в МДОУ № *** с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 года 4 мес. 4 дня) подлежит зачету в специальный стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Истолкование списка учреждений и должностей без учета фактической работы истицы в том или ином учреждении по обучению и воспитанию детей противоречит смыслу и предназначению ст.27 ФЗ Закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и создает неравенство для истицы при реализации ее права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости перед другими гражданами, что недопустимо с точки зрения ст.ст.19 и 39 Конституции Российской Федерации. Несоответствие названия учреждений и должностей, в которых она работала и учреждений и должностей, предусмотренных Списком, произошло не по ее вине, и поэтому это не может явиться основанием для отказа во включении данного периода в стаж для исчисления досрочной пенсии.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ*** при исчислении продолжительности страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ за период до ДД.ММ.ГГГГ могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения нового правового регулирования.

Согласно ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается со дня обращения за пенсией, которым в целях реализации данного Закона считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подтверждающими право на указанную пенсию, но не ранее дня возникновения права на пенсию.

С заявлением о назначении пенсии истица обратилась ДД.ММ.ГГГГ, на момент обращения ответчиком признан специальный стаж истицы – 23 года 8 месяцев 14 дней, с учетом включения в специальный стаж спорного периода времени (2 года 4 месяцев 4 дня), специальный стаж составил 26 лет 18 дней, в связи с чем пенсия истице должна быть назначена с момента обращения.

В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. Таким образом, с ответчика в пользу истицы подлежит взысканию расходы по оплате государственной пошлины в сумме *** рублей.

Руководствуясь ст.ст.98, 100, 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Колыхаловой В.И. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Барнауле Алтайского края о признании незаконным решения комиссии, включении в специальный трудовой стаж периодов работы, возложении обязанности назначить пенсию удовлетворить частично.

Признать частично незаконным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г.Барнауле Алтайского края № *** п.5.8 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Колыхаловой В.И. в назначении досрочной пенсии по старости.

Возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Барнауле Алтайского края обязанность засчитать в стаж Колыхаловой В.И., дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 2 года 4 месяца 4 дня.

Возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Барнауле Алтайского края обязанность назначить Колыхаловой В.И. досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г.Барнауле Алтайского края в пользу Колыхаловой В.И. в счёт возмещения судебных расходов *** рублей.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Индустриальный районный суд города Барнаула.


Судья И.Б. Масликова