Дело № 2-3497/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 сентября 2011 года город Барнаул
Индустриальный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе: председательствующего судьи Анашкиной И.А.,
при секретаре Шкурупий Е.А.,
с участием истца Хариной Г.М.,
представителя ответчика Колмаковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хариной Г.М. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Барнауле Алтайского края о признании незаконным решения, включении в специальный трудовой стаж периодов работы,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с иском к ответчику - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Барнауле Алтайского края о признании решения от ДД.ММ.ГГГГ № *** об отказе в назначении трудовой пенсии по старости досрочно в связи с педагогической деятельностью незаконным, обязании включить в трудовой стаж, дающий право на получение досрочной пенсии по старости, период работы в должности воспитателя МДОУ №*** с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г.Барнауле Алтайского края с документами на оформление досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Однако решением от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком в досрочном назначении трудовой пенсии по старости отказано в связи с отсутствием специального стажа, при этом в специальный стаж работы не включен период работы в должности воспитателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МДОУ №***, так как в наименовании учреждения не указан вид учреждения, и в связи с этим не представляется возможным установить соответствие наименования учреждения наименованию, предусмотренному Списком учреждений, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781. Считает отказ ответчика во включении в специальный трудовой стаж спорного периода незаконным, ущемляющим её право на социальное обеспечение.
В судебном заседании истец на заявленных требованиях настаивала в полном объеме, поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Барнауле в судебном заседании с иском не согласилась, в обоснование ссылалась на обстоятельства, указанные в письменном отзыве на исковые требования Хариной Г.М.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.
Это право закреплено также международными правовыми актами на уровне СНГ. В частности, Конвенция о правах и основных свободах человека, подписанная в Минске 26 мая 1995 года, содержит положения о том, что каждый человек имеет право на социальное обеспечение (ст.16 в соответствующей части).
Согласно п.9 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, но не позднее 1 января 2013 года. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В судебном заседании установлено, что Харина Г.М. ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Барнауле о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Барнауле от ДД.ММ.ГГГГ № *** в досрочном назначении трудовой пенсии по старости Харина Г.М. отказано из-за отсутствия специального стажа 25 лет.
В решении в числе прочего указано, что не может быть засчитан в специальный стаж период работы Хариной Г.М. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МДОУ №*** в должности воспитателя, так как в наименовании учреждения не указан вид учреждения, в связи с чем невозможно установить соответствие наименования учреждения наименованию, предусмотренному Списком учреждений, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781.
При рассмотрении данного дела суд руководствуется положениями ст.ст. 8, 5, 19, 37, 43, 55 Конституции Российской Федерации, гарантирующими право на социальное обеспечение, равенство прав и свобод, одинаковую возможность защиты всеми субъектами права собственности данного права и связанных с ним законных интересов, защиту конституционных прав в сфере труда, без какой либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности, а также тем, что законы и иные правовые акты, применяемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
Право на социальное обеспечение относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется ст.39 Конституции Российской Федерации.
Это право закреплено также международными правовыми актами на уровне СНГ. В частности, Конвенция о правах и основных свободах человека, подписанная в Минске 26 мая 1995 года, содержит положения о том, что каждый человек имеет право на социальное обеспечение (ст.16 в соответствующей части).
В соответствии с п.3 ст.55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального Закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» досрочно назначается пенсия лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от возраста.
Пенсия за выслугу лет педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса учреждения или организации, в которой они осуществляли трудовую деятельность.
Закон Российской Федерации «Об образовании» предусматривает, что в Российской Федерации могут существовать различные по своим организационно-правовым формам образовательные учреждения: государственные, муниципальные и негосударственные - частные, учреждения общественных организаций и другие (статья 11.1).
В силу п.п. 1, 4 ст.12 Закона «Об образовании» к образовательным учреждениям относятся учреждения и дошкольного типа. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений (ч.3 ст.18 Закона «Об образовании»). По информации Минобразования России (в частности, Межведомственный информационный бюллетень «Образование в документах» № 9 2003 г. С.95) в соответствии с Законом об образовании и типовыми положениями о соответствующих типах образовательных учреждений, утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации, образовательные учреждения подразделяются по типу и виду.
Тип «дошкольное образовательное учреждение» подразделяется на виды: детский сад; детский сад общеразвивающего вида (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и других приоритетных направлений развития воспитанников); детский сад компенсирующего вида; детский сад присмотра и оздоровления; детский сад комбинированного вида; центр развития ребенка - детский сад. В силу п.5 ст.12 Закон «Об образовании» указанной статьи деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. Основные задачи дошкольного образовательного учреждения состоят в охране жизни и укреплении здоровья детей; обеспечении интеллектуального, личностного и физического развития ребенка; осуществлении необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка; в приобщении детей к общечеловеческим ценностям; организации взаимодействия с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Действие законодательства в области образования распространяется на все образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности, причем закон не содержит каких-либо ограничений в статусе и правах ни обучающихся в этих образовательных учреждениях, ни работников, в том числе в их праве на пенсию по выслуге лет (пункт 5 статьи 55).
Судом установлено, что на основании совместного решения Комитета по управлению имуществом, комитета по образованию администрации г.Барнаула, администрации Индустриального района г.Барнаула ДД.ММ.ГГГГ №*** учреждено муниципальное дошкольное образовательное учреждение №*** и утвержден Устав МДОУ № ***.
Согласно трудовой книжке, Харина Г.М. ДД.ММ.ГГГГ принята на должность воспитателя в ДОУ № ***, где продолжает работать по настоящее время.
В соответствии с Постановлением Администрации Индустриального района г.Барнаула №*** от ДД.ММ.ГГГГ муниципальное дошкольное образовательное учреждение № *** находится по адресу: <адрес>.
Приказом председателя Комитета по образованию администрации г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ № *** по согласованию с комитетом по управлению муниципальной собственностью г.Барнаула и администрацией г.Барнаула, принята новая редакция Устава, после чего образовательное учреждение стало называться муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № ***», задачи и цели деятельности дошкольного образовательного учреждения не измелись.
Из справки МДОУ «Детский сад № ***» следует, что МДОУ «Детский сад № ***» комбинированного вида в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ профиль своей деятельности не меняло.
Ясли-сад №*** действительно переименован на муниципальное дошкольное образовательное учреждение № *** на основании постановления администрации Индустриального района от ДД.ММ.ГГГГ №***.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №*** переименовано в муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №***» на основании совместного решения комитета по управлению имуществом города Барнаула, комитета по образованию администрации города Барнаула и администрации Индустриального района г.Барнаула №*** от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании свидетельства о государственной аккредитации *** Регистрационный №*** от ДД.ММ.ГГГГ Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №***» переименовано на Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №***» комбинированного вида.
На основании свидетельства о государственной аккредитации *** Регистрационный №*** от ДД.ММ.ГГГГ Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №***» подтверждает вид муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №***» комбинированного вида.
Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781.
Указанный список состоит из двух разделов – «Наименование должностей» и «Наименование учреждений», составлен по принципу исчерпывающего перечня и расширительному толкованию не подлежит.
Пенсия за выслугу лет педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности.
Муниципальное дошкольное учреждение предусматривает организацию учебной и воспитательной работы только с детьми, в связи с чем, у суда нет сомнений в том, что Харина Г.М., занимая должность воспитателя, занималась педагогической деятельностью, воспитательной работой с детьми. Данное обстоятельство подтверждается представленными должностными инструкциями за оспариваемый период и в настоящее время.
Из материалов дела следует, что изменения были внесены в части наименования учреждения, в связи с чем истцу было отказано в зачете периода ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж, однако, несмотря на изменение наименования учреждения трудовые функции Хариной Г.М. не изменились, она продолжала осуществлять деятельность по воспитанию и образованию детей дошкольного возврата.
Период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не зачтен в специальный стаж работы, как указано в решении, по той же причине – в связи с неуказанием наименования учреждения. Что необоснованно, так как установлено, что совместным решением комитета по управлению имуществом города Барнаула, комитета по образованию администрации города Барнаула и администрации Индустриального района г.Барнаула №*** от ДД.ММ.ГГГГ муниципальное дошкольное образовательное учреждение №*** переименовано в муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №***».
Вопрос о внесении изменений в наименование учреждения относится к компетенции учредителя учреждения, организации и поэтому его несоответствие не может быть поставлено в вину истице.
С учётом изложенного, суд не принимает во внимание доводы представителя ответчика в части необходимости отказа в иске в связи с тем, что в наименовании учреждения не указан вид учреждения и не представляется возможным установить соответствие наименования учреждения, предусмотренному Списком учреждений, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781.
Истолкование списка учреждений и должностей без учета фактической работы истицы в том или ином учреждении по обучению и воспитанию детей противоречит смыслу и предназначению ст.27 ФЗ Закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и создает неравенство для истицы при реализации ее права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости перед другими гражданами, что недопустимо с точки зрения ст.ст. 19 и 39 Конституции Российской Федерации. Несоответствие названия учреждений и должностей, в которых она работала и учреждений и должностей, предусмотренных Списком, произошло не по ее вине, и поэтому это не может явиться основанием для отказа во включении данного периода в стаж для исчисления досрочной пенсии.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П при исчислении продолжительности страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ за период до ДД.ММ.ГГГГ могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения нового правового регулирования.
В связи с изложенным суд полагает, что период работы Хариной Г.М. в качестве воспитателя в МДОУ № *** с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 10 мес. 19 дней) подлежит зачету в специальный стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Исковые требования истца законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. Таким образом, с ответчика в пользу истицы подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в сумме *** рублей.
Руководствуясь ст.ст. 98, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Хариной Г.М. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Барнауле Алтайского края о признании незаконным решения, включении в специальный трудовой стаж периодов работы удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Барнауле Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № *** в части отказа во включении в специальный трудовой стаж Хариной Г.М. периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Барнауле Алтайского края засчитать в стаж Хариной Г.М., дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г.Барнауле Алтайского края в пользу Хариной Г.М. в счёт возмещения судебных расходов *** рублей.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Индустриальный районный суд города Барнаула.
Судья И.А. Анашкина
***