Дело № 2-2839/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 сентября 2011 года г.Барнаул
Индустриальный районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Анашкиной И.А.,
при секретаре Шкурупий Е.А.,
с участием представителя истца Горбуновой Ю.Г.,
представителя администрации Индустриального района г.Барнаула Хребкова И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Щетинина А.О. к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, администрации Индустриального района г.Барнаула о внеочередном предоставлении жилого помещения,
Установил:
Щетинин А.О. обратился в суд с иском к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, администрации Индустриального района г.Барнаула о внеочередном предоставлении жилого помещения, указав, что он является бывшим воспитанником детского дома и относится к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на льготы, предоставляемые в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Постановлением администрации Индустриального района г.Барнаула № *** от ДД.ММ.ГГГГ был поставлен на учёт как нуждающийся в улучшении жилищных условий по двум категориям учёта: в порядке общей очереди и среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. До настоящего времени жилье истцу предоставлено не было, на его обращение по данному факту Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству ответило, что права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма Щетинин А.О. не имеет. Истец полагает, что его право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма нарушено, просит суд обязать Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству распределить администрации Индустриального района г.Барнаула благоустроенное жилое помещение для предоставления ему, обязать администрацию Индустриального района г.Барнаула предоставить истцу благоустроенное жилое помещение.
Истец в судебное заседание не явился, извещен в надлежащем порядке.
Представитель истца Горбунова Ю.Г. в судебном заседании поддержала требования истца.
Представитель ответчика – администрации Индустриального района г.Барнаула Хребков И.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, представил постановление администрации Индустриального района г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ № ***, которым Щетинин А.О. снят с учёта нуждающихся в жилых помещениях среди воспитанников детского дома на основании п.6 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации, пояснив при этом, что при постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилье среди воспитанников детского дома должностным лицом администрации района была дана ошибочная (неверная) оценка прав истца, вследствие чего Щетинин А.О. был необоснованно поставлен на очередь на внеочередное предоставление жилого помещения, так как на момент обращения с заявлением ему было более *** лет.
Представитель ответчика - Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству в судебное заседание не явился, извещен в надлежащем порядке, представил возражения на исковое заявление Щетинина А.О., указав, что истец не имеет права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма в рамках Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", поскольку на момент вступления в силу указанного Федерального закона Щетинину А.О. было *** лет, на основании чего просил в иске отказать.
Представитель ответчика – администрации Алтайского края в судебное заседание не явился, извещен в надлежащем порядке, представил отзыв на исковое заявление Щетинина А.О., в котором просит отказать в его удовлетворении на том основании, что действие Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" распространяется на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа до достижениями ими *** лет. Щетинин А.О. как на момент вступления в силу указанного Федерального закона, так и на момент постановки на учёт органом местного самоуправления в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения на «льготных» основаниях не относился к категориям лиц, указанных в Федеральном законе "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и не имел права на меры социальной поддержки, установленные данным Федеральным законом.
Представитель третьего лица – администрации г.Барнаула в судебное заседание не явился, извещен, представил отзыв на исковые требования Щетинина А.О., в котором просит отказать в иске к администрации Индустриального района г.Барнаула, ссылаясь на то, что орган местного самоуправления не является надлежащим ответчиком по делу, так как полномочия по предоставлению жилых помещений категории нуждающихся – дети-сироты относятся к государственным полномочиям, орган местного самоуправления в пределах компетенции осуществляет лишь учёт нуждающихся граждан.
Суд, руководствуясь положениями ст.ст. 113, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц, поскольку имеются данные об их надлежащем извещении.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
При рассмотрении дела установлено, что Щетинин А.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся воспитанником *** детского дома, так как остался без попечения родителей (л.д. ***).
ДД.ММ.ГГГГ Щетинин А.О. обратился в администрацию Индустриального района г.Барнаула с заявлением о принятии его на учёт для получения жилой площади как бывшего воспитанника детского дома (л.д. ***)
Постановлением администрации Индустриального района г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ № *** Щетинин А.О. был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по двум категориям: на общих основаниях и во внеочередном прядке как воспитанник детского дома (л.д. ***).
Постановлением администрации Индустриального района г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ № *** Щетинин А.О. снят с учёта нуждающихся в жилых помещениях среди воспитанников детского дома на основании п.6 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса российской Федерации.
На момент обращения Щетинина А.О. с заявлением в орган местного самоуправления действовал Закон Алтайского края от 10.04.1999 N 16-ЗС "О предоставлении жилых помещений в Алтайском крае", в соответствии с которым ведение учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту жительства осуществляется органами местного самоуправления.
В соответствии с п.2 ст.18 Закон Алтайского края от 10.04.1999 N 16-ЗС "О предоставлении жилых помещений в Алтайском крае" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если они ранее не имели или им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.
Статья 38 указанного Закона определяла срок его действия – до принятия Жилищного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) предусмотрено право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38, часть 1).
Статья 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" относит дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Абзац четвертый статьи 1 названного Федерального закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, то есть лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан (аналогичный возрастной критерий установлен пенсионным законодательством, законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о социальной защите отдельных категорий граждан).
Закон Алтайского края от 31.12.2004 N 72-ЗС "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае" содержит аналогичные положения, в преамбуле которого прямо прописано, что настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, проживающих на территории Алтайского края.
Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя, который в абзаце втором пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусматривает, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Данные положения направлены на защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не распространяются на иных лиц.
Таким образом, реализуя обязанности по учёту граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе во внеочередном порядке, органы местного самоуправления обязаны учитывать наличие у граждан права в соответствии с действующим федеральным законодательством и нормативными актами субъекта Федерации.
Поскольку установлено, что ДД.ММ.ГГГГ - на день обращения Щетинина А.О. в администрацию Индустриального района г.Барнаула с заявлением о постановке на учёт для получения жилой площади как бывшего воспитанника детского дома – истцу было более 23 лет, права на предоставление жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке у истца не было.
Постановка Щетинина А.О. органом местного самоуправления на учет для внеочередного предоставления жилья по договору социального найма без законных оснований не порождает у истца соответствующего права, а у ответчиков - обязанности по его признанию.
На основании изложенного требования истца удовлетворению не подлежат. При этом отказ в удовлетворении требований о внеочередном предоставлении жилого помещения не лишает истца права на предоставление жилого помещения в порядке очередности (ч.1 ст.57 ЖК РФ), при наличии оснований, предусмотренных ст.51 ЖК РФ.
При отказе в удовлетворении иска судебные расходы истца ответчиками не возмещаются (ч.2 ст.98 ГПК РФ).
Руководствуясь ст.ст. 98, 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Щетинину А.О. к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, администрации Индустриального района г.Барнаула о внеочередном предоставлении жилого помещения отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Индустриальный районный суд города Барнаула в течение 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.А.Анашкина
***
***
***
***