Дело № 2-2235/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 сентября 2011 года город Барнаул
Индустриальный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Анашкиной И.А.,
при секретаре Шкурупий Е.А.,
с участием истца Федотовой Н.А.,
представителей ответчиков Колмаковой Е.В., Бердова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федотовой Н.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Барнауле Алтайского края о признании права на досрочную пенсию, включении в специальный трудовой стаж периодов работы, обязании назначить пенсию, возмещении морального вреда,
Установил:
Федотова Н.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Барнауле Алтайского края о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований истец указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о подсчете стажа, дающего право на досрочную пенсию, как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, и назначении пенсии, однако получила отказ по мотиву отсутствия необходимого для назначения пенсии специального стажа. При этом ответчик по причине несоответствия наименования учреждений номенклатуре учреждений здравоохранения не принял к зачету в специальный стаж периоды:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей медицинской сестры в яслях-саде № ***;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера-заведующей з/п ***;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – старшим фельдшером в лечебно-оздоровительном комплексе ***;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей лечебно-оздоровительным комплексом ***.
В письме от ДД.ММ.ГГГГ ответчик сообщил, что специальный стаж истца составляет 10 лет 10 месяцев 25 дней, соответственно право на досрочное назначение пенсии она не приобрела.
Федотова Н.А. просит отнести спорные периоды к специальному стажу, дающему право для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.
В ходе судебного рассмотрения дела истец уточнила исковые требования, заявив требование об обязании ответчика выплатить пенсию как медицинскому работнику за весь период с момента возникновения права на пенсию. Также истец просила признать дату первичного обращения в отделение Фонда датой официального обращения за назначением пенсии как медицинскому работнику. Также Федотова Н.А. просила взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме *** рублей.
Далее Федотова Н.А. конкретизировала свои требования: просила считать ДД.ММ.ГГГГ датой наступления срока льготной пенсии как медицинского работника со стажем работы 30 лет, назначить пенсию с указанной даты и взыскать её с ответчика за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, при этом исчисление пенсии произвести на основании справки о заработке за *** лет, представленной истцом в отделение Пенсионного фонда. Требование о взыскании компенсации морального вреда в сумме *** рублей обосновала тем, что при её устном обращении ДД.ММ.ГГГГ сотрудники Фонда не разъяснили, что она должна подать письменное заявление.
В ходе судебного разбирательства истец вновь уточнила требования в части включения периодов работы в специальный стаж, просила зачесть работу в учреждениях, не относящихся к Министерству здравоохранения, но в которых она осуществляла лечебно-профилактическую работу, в том числе:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей медицинской сестры в яслях-саде № ***;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера-заведующей здравпунктом лечебно-оздоровительным комплексом производственного кооператива «***»;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – старшим фельдшером лечебно-оздоровительного комплекса производственного кооператива «***»;
- с ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей лечебно-оздоровительным комплексом закрытого акционерного общества «***».
- с ДД.ММ.ГГГГ – заведующей лечебно-оздоровительным комплексом общества с ограниченной ответственностью «***».
В судебном заседании истец настаивала на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в иске, в объеме уточненных, при этом пояснила, что справка, которую она просит учесть для назначения пенсии за прошлое время, находится в её пенсионном деле, так как пенсия ей назначена. Также Федотова Н.А. пояснила, что её работа в спорные периоды по функциональным обязанностям помимо руководства лечебно-оздоровительным комплексом всегда включала еще и лечебно-профилактическую работу. ЗАО «***» и ООО «***» не имеют лицензии на осуществление лечебной деятельности в лечебно-оздоровительном комплексе. В настоящее время она готовит документы для получения лицензии. Также истец пояснила, что работодателем для неё установлена обычная продолжительность рабочего дня с *** до *** часов, а не сокращенная как для медицинского работника, а также установлена обычная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск ей работодателем не предоставляется.
Представитель ответчика ГУ Управления Пенсионного фонда в г.Барнауле Алтайского края Колмакова Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, представила письменный отзыв на иск и дополнения к нему, в котором просила отказать Федотовой Н.А. в удовлетворении иска по тем основаниям, что истец с заявлением о назначении пенсии с прилагаемыми документами обратилась ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ пенсия ей назначена. ДД.ММ.ГГГГ Федотова Н.А. обратилась с заявлением о подсчете стажа. Подсчет был произведен, заявителю разъяснено, какие периоды подлежат зачету в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, какие не подлежат и почему, был произведен подсчет общего и специального стажа, разъяснено, что с учётом представленных документов право на досрочную пенсию не возникло, так как отсутствует требуемых специальный стаж 30 лет. Представленные в ходе судебного разбирательства дела документы также не подтверждают наличие у истца специального стажа необходимой продолжительности. Представитель ответчика пояснила, что такое учреждение как лечебно-оздоровительный комплекс не предусмотрен номенклатурой учреждений здравоохранения, действующей как в период работы истца, так и на момент её обращения в Управление Пенсионного фонда для подсчета стажа. Работа в должности заведующей подлежит зачету в специальный стаж только при условии совмещения с лечебной работой, однако в записи в трудовой книжке истца имеется исправление в должности «фельдшер-заведующая», тогда как согласно документам работодателя Федотова Н.А. была назначена на должность заведующей, доказательств о внесении изменений в приказ либо о возложении дополнительных функций не представлено. Справки, представленные работодателем, по больше части не имеют основания выдачи, имеются противоречия, не отражены периоды нахождения Федотовой Н.А. в учебных отпусках, при том что истцом представлены сведения о прохождении обучения.
Представитель ответчиков Общества с ограниченной ответственностью «***» и Закрытого акционерного общества «***» Бердов В.В. в судебном заседании согласился с требованиями истца, при этом пояснил, что Федотова Н.А. была принята на работу в качестве заведующей лечебно-оздоровительного комплекса, о том, издавался ли приказ об изменении наименования должности, либо о совмещении, или о возложении дополнительных обязанностей, ему не известно. Почему для Федотовой Н.А. работодателем не установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, также пояснить не смог.
Выслушав пояснения сторон, изучив письменные материалы дела, обозрев пенсионное дело истца и оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Согласно п. 9 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, но не позднее 1 января 2013 года. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Федеральный закон от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.
По общему правилу право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (п.1 ст.7 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
В соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях», правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (п.2 ст.27 Закона).
Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1066 предусматривается, что в выслугу лет в связи с лечебной и иной работы по охране здоровья населения, засчитываются периоды работыдо ДД.ММ.ГГГГв соответствии соСписком, утвержденнымпостановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября1991 г. № 464.
Соответственно в период сДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГдействуют Списки профессий идолжностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября1991 г. № 464.
В период сДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ подлежатприменению Списки должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи слечебной и иной работой по охране здоровья населения иПравила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22 сентября1999 г. № 1066.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утвержден новый ныне действующий Список должностей и учреждений, работа в которыхзасчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Указанный Список применяется в периодс ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец, предполагая, что в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения на основании подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» она имеет право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного возраста, обратилась в Управление Пенсионного фонда по месту жительства с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости. При этом заявление было составлено в простой письменной форме, а не на специальном бланке учреждения, что не может расцениваться судом как ненадлежащая форма, поскольку сотрудники Управления в иной форме составить заявление истцу не предложили, тогда как в соответствии с положениями статей 18 и 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при обращении за пенсией дает лицу, обратившемуся за ней, разъяснение, какие документы необходимо представить дополнительно.
Поскольку Управлением Пенсионного фонда заявление истца не было рассмотрено как обращение за пенсией, то решение по результатам его рассмотрения не было принято, ДД.ММ.ГГГГ был дан письменный ответ, в котором ответчиком разъяснено, что право на пенсию у истца не возникло в связи с отсутствием необходимого для назначения пенсии специального стажа, при этом не были зачтены следующие периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как наименование учреждений не соответствует номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава СССР от 22.07.1982 № 715, и Спискам от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ; период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не зачтен, так как индивидуальные сведения предоставлены страхователем без кода особых условий труда.
Органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, был установлен стаж работы в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ *** лет *** месяцев *** дней (л.д. ***, том ***).
Согласно записи в трудовой книжке с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Федотова Н.А. работала в должности старшей медицинской сестры в яслях-саду № *** (л.д. ***, том ***).
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 г. N 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 г. N 8-П и Определение от 05.11.2002 г. N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
При решении вопроса о включении в специальный стаж работы названного выше периода необходимо руководствоваться Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397, в соответствии с которыми детские ясли, детские сады, объединенные ясли-сады относились к лечебно-профилактическим учреждениям, учреждениям охраны материнства и детства, санитарно-профилактическим учреждениям, работа в которых для врачей и других медицинских работников дает право на пенсию за выслугу лет. Кроме того, указанный вид учреждения предусматривался действующей на тот момент Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава СССР N 1000 от 23.10.1978 г.
Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 утратило силу с 1 октября 1993 года в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой".
Поскольку истец работала в яслях-саду до ДД.ММ.ГГГГ, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – *** года *** дней, - подлежит зачету в специальный стаж работы, связанный с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Далее, согласно записям в трудовой книжке Федотова Н.А. с ДД.ММ.ГГГГ работала в должности медсестры в медсанчасти «***». ДД.ММ.ГГГГ МСЧ «***» реорганизована в поликлинику № ***, из которой Федотова Н.А. уволена ДД.ММ.ГГГГ переводом в *** (л.д. ***, том ***).
Ответчиком указанный период работы зачтен в специальный стаж работы, связанный с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, лишь частично – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не включен период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как в трудовой книжке имеется запись от ДД.ММ.ГГГГ о переводе заведующей (с припиской «фельдшером») з/п ***.
Однако, приказ о приеме на работу от ДД.ММ.ГГГГ (книга приказов медсанчасти «***», реорганизованной позднее в *** поликлинику Индустриального района) содержит следующую формулировку: «Федотову Н.А. принять на работу в должность *** в *** на предрейсовые осмотры с ДД.ММ.ГГГГ, разрешить совместительство до 0,5 ставки» (л.д. ***, том ***).
В приказе от ДД.ММ.ГГГГ указано: «Федотову Н.А. – медсестру предрейсового осмотра *** перевести на должность заведующей лечебно-оздоровительного комплекса Завода ячеистого бетона и разрешить совместительство медсестры до 0,5 ставки с ДД.ММ.ГГГГ» (л.д. ***, том ***).
В трудовой книжке Федотовой Н.А. имеется запись от ДД.ММ.ГГГГ о реорганизации МСЧ «***» в поликлинику № ***, что свидетельствует о том, что истец продолжала работать в медсанчасти «***» в качестве медицинской сестры по совместительству вплоть до её реорганизации. А после реорганизации – в поликлинике № *** Индустриального района до ДД.ММ.ГГГГ, откуда уволена переводом в *** (л.д. ***, том ***).
Из личной карточки Федотовой Н.А., карточки-справки, которые предоставлены Поликлиникой № ***, следует, что Федотова Н.А. значилась работником поликлиники до ДД.ММ.ГГГГ, имеется запись и о совместительстве заведующей з/п *** (л.д. ***, том ***).
Медико-санитарные части и поликлиники в соответствии с Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава СССР N 1000 от 23.10.1978 г., Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава СССР от 22.07.1982 № 715, а также Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии сподпунктом20 пункта1 статьи27Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлениемПравительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, отнесены к учреждениям здравоохранения.
Должность медицинской сестры входит в Перечень, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397, действующий до 1 октября 1993 года.
Согласно ст.66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Аналогичная позиция содержится и в Положении о порядке назначения и выплаты государственных пенсий (утверждено Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, ныне утратило силу), в Постановлении СМ СССР от 24.08.1990г. № 848 «О порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий», в Положении о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР (утв. приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04.10.1991г. № 190), в Правилах подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий (утв. Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 г. № 555). При отсутствии трудовой книжки, а также в случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные записи, либо не содержатся записи об отдельных периодах работы в подтверждение трудового стажа принимаются справки, выписки из приказов, лицевые счета и другие документы, содержащие сведения о периодах работы.
Сопоставление записей в трудовой книжке истца и приказов работодателя за соответствующие периоды говорит о том, что в трудовой книжке истца работодателем неверно сформулированы записи о переводах и совместительстве, что не может служить основанием для отказа во включении в специальный трудовой стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку данное обстоятельство, как не зависящее от истца, не лишает её права на включение в специальный стаж работы, связанный с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, этого периода работы, который составляет *** года *** месяцев *** день.
Из трудовой книжки Федотовой Н.А., личных карточек (л.д. ***, том ***)), справок и приказов ***, *** (л.д. ***, том ***), ООО «***» (л.д. ***, том ***), штатного расписания указанных предприятий следует, что с ДД.ММ.ГГГГ Федотова Н.А. была принята переводом из поликлиники № *** на должность старшего фельдшера в лечебно-оздоровительный комплекс Производственного кооператива «Барнаульский завод ячеистого бетона»; ДД.ММ.ГГГГ Производственный кооператив перерегистрирован в Акционерное общество закрытого типа «***»; ДД.ММ.ГГГГ Федотова Н.А. переведена заведующей лечебно-оздоровительным комплексом; ДД.ММ.ГГГГ *** перерегистрировано в Закрытое акционерное общество «***»; ДД.ММ.ГГГГ Федотова Н.А. уволена переводом; ДД.ММ.ГГГГ принята на должность заведующей лечебно-оздоровительным комплексом в Общество с ограниченной ответственностью «Ячеистый бетон», где работает по настоящее время.
Должность фельдшера предусмотрена как Перечнем, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397, действующим до 1 октября 1993 года, так и Списками ***, *** и *** годов.
Согласно п. 3 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", утвержденного Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», в стаж работы по специальности работников здравоохранения засчитывается работа на руководящих должностях, независимо от их наименования, в учреждениях, органах и организациях здравоохранения. К числу указанных работ может быть отнесена работа в качестве заведующего.
Штатными нормативами медперсонала фельдшерских здравпунктов, утвержденными Приказом министра здравоохранения СССР от 30.04.1968 г. № 340, а также Приказом Минздрава СССР от 11.10.1982 № 999 "О штатных нормативах медицинского и педагогического персонала городских поликлиник, расположенных в городах с населением свыше 25 тысяч человек", действовавшими в спорный период, была предусмотрена должность "заведующий здравпунктом - фельдшер".
Согласно Списку профессий идолжностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября1991 г. № 464, в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Указанным Списком предусмотрены должности - врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Соответственно для включения периода работысДД.ММ.ГГГГпоДД.ММ.ГГГГ необходимо, чтобы должность относилась к должности врача или среднего медицинского персонала независимо от наименования должности,работа осуществлялась в лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждениях любых форм собственности.
Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22 сентября1999 г. № 1066, предусмотрена должность - заведующий фельдшерским здравпунктом – фельдшер.
Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, также предусмотрена должность заведующего фельдшерским здравпунктом- фельдшер (медицинская сестра).
Истица в судебном заседании пояснила, что работу заведующей лечебно-оздоровительным комплексом совмещала с лечебной работой, вырабатывала необходимое количество часов недельной нагрузки, постоянно проходила курсы повышения квалификации, специализацию, то есть выполняла трудовую деятельность тождественную работе, входящей в Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.
Истицей представлены удостоверения о прохождении курсов повышения квалификации работников здравоохранения (л.д. ***, том ***).
Помимо наименования должности, а в большей степени - содержания фактической работы, которая в обязательном порядке должна быть связана с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, для включения этой работы в специальный стаж необходимо, чтобы она осуществлялась в учреждениях, относящихся к учреждениям здравоохранения.
В соответствии с трудовой книжкой и иными документами с ДД.ММ.ГГГГ Федотова Н.А. работала в лечебно-оздоровительных комплексах предприятий ***, ***, ***, ***.
Лечебно-оздоровительный комплекс в качестве лечебно-профилактических, санитарно-эпидемиологических и иных учреждений здравоохранения не предусмотрен как Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава СССР от 22.07.1982 № 715, так и Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии сподпунктом20 пункта1 статьи27Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлениемПравительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781.
Должность заведующей ЛОК согласно штатному расписанию входит в штат работников общества (*** и ***), структурным подразделением какого-либо медицинского учреждения лечебно-оздоровительный комплекс *** и *** не являются.
С ДД.ММ.ГГГГ генеральным директором *** утверждено Положение о лечебно-оздоровительном комплексе (медицинском здравпункте). Медицинский здравпункт относится к учреждениям здравоохранения. Однако Федотова Н.А. в соответствии с представленными документами и записями в трудовой книжке ДД.ММ.ГГГГ уволена из *** переводом и с ДД.ММ.ГГГГ принята на должность заведующей лечебно-оздоровительным комплексом в ***, где работает по настоящее время.
Медицинская деятельность согласно уставам обществ не входит в виды деятельности как ***, так и ***.
Истец в судебном заседании пояснила, что учреждение, в котором она работает, не имеет лицензии на осуществление медицинской деятельности, работодателем для неё установлена обычная продолжительность рабочего дня с *** до *** часов, а не сокращенная, как для медицинского работника, а также установлена обычная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск как медицинскому работнику ей работодателем не предоставляется.
В действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.
Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете профиля выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение.
Согласно части 2 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Действуя в пределах предоставленных полномочий, Правительство Российской Федерации Постановлением от 29 октября 2002 года N 781 утвердило названные Список и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия «лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения» и «учреждения здравоохранения», обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.
Возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения и сопряжена ли она с повышенными психофизиологическими нагрузками, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации должны лежать объективные критерии оценки характера труда и функциональных обязанностей по той или иной должности.
Аналогичным образом реализовывалось и право медицинских работников на пенсию за выслугу лет по ранее действовавшему законодательству (статья 58 Закона СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях" и статьи 81 и 83 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации").
На основании вышеизложенного, суд не засчитывает в специальный стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения работу истца со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ («по настоящее время» согласно последнему уточнению истца ДД.ММ.ГГГГ).
Действующее законодательство, в частности, статья 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», пункты 15-17 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера, пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных совместным постановлением от 27 февраля 2002 г. Министерства труда и социального развития Российской Федерации № 17 и Пенсионного Фонда Российской Федерации № 19 пб, определяют общее правило, в соответствии с которым пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее дня приобретения права на пенсию (исключения из общего правила к рассматриваемому спору не относятся).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца о назначении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, а равно и с ДД.ММ.ГГГГ.
Установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ пенсия Федотовой Н.А. назначена на общих основаниях.
Нарушения прав истца со стороны ответчика не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 98, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Федотовой Н.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Барнауле Алтайского края удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ во включении в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения Федотовой Н.А. периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Барнауле Алтайского края засчитать в специальный стаж Федотовой Н.А., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г.Барнауле Алтайского края в пользу Федотовой Н.А. в счёт возмещения судебных расходов *** рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Индустриальный районный суд города Барнаула.
Судья И.А. Анашкина
***
***
***