О признании постановления незаконным. Не вступило в законную силу.



Дело № 2-3756/2011


Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации


03 октября 2011 года город Барнаул


Индустриальный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе: председательствующего судьи Михайловой Т.Б.

при секретаре Дворниковой И.А.


с участием заявителя Деминой М.Г., её представителя Лучкиной Л.Н., представителя администрации Индустриального района города Барнаула - Сильнягиной А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Деминой М.Г. о восстановлении срока для обращения в суд, о признании незаконным постановления главы администрации Индустриального района города Барнаула № *** от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании нуждающейся в улучшении жилищных условий,


У С Т А Н О В И Л:

Демина М.Г. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий администрации Индустриального района города Барнаула, просила признать незаконным постановление главы администрации Индустриального района города Барнаула № *** от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, признать нуждающейся в улучшении жилищных условий по льготной очереди на получение жилья с учетом даты обращения с заявлением.

В обоснование заявленных требований заявитель указала, что является вдовой участника ВОВ, в собственности жилья не имеет, с *** года проживает с дочерью, зятем и внучкой в двухкомнатной квартире по <адрес>, общей площадью *** кв.м., принадлежащей на праве долевой собственности указанным лицам, по *** доли каждому. Членами её семьи зять и внучка не являются. Отказ администрации в постановке её на учет, как вдовы умершего участника ВОВ, считает незаконным, просит включить её в список нуждающихся в улучшении жилищных условий по льготной очереди с учетом даты подачи ею заявления.

Демина М.Г. просит восстановить срок для обжалования указанного постановления, ссылаясь на то, что в силу возраста - *** лет *** месяцев, состояния здоровья, юридической неграмотности она не могла своевременно обратиться в суд за защитой своих прав.

В судебном заседании Демина М.Г. и ее представитель Лучкина Л.Н. поддержали заявленные требования.

Лицо, чьи действия обжалуются - глава администрации Индустриального района города Барнаула Гладышев П.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, что подтверждается распиской.

Представитель заинтересованного лица - администрации Индустриального района города Барнаула Сильнягина А.А. возражала удовлетворению заявления по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Частью 1 ст. 256 ГПК Российской Федерации установлено, что гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Исходя из положений ч. 1 ст. 4 и ч. 1 ст. 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.

В судебном заседании установлено, что копия постановления главы администрации Индустриального района города Барнаула № *** от ДД.ММ.ГГГГ получена Деминой М.Г. ДД.ММ.ГГГГ.

Представителем администрации Индустриального района города Барнаула заявлено о применении срока для обращения в суд, который в силу части 1 ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации устанавливается в три месяца и на момент подачи заявления (ДД.ММ.ГГГГ) заявителем пропущен.

Деминой М.Г. в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ было заявлено ходатайство о восстановлении срока исковой давности в связи с отсутствием юридических познаний, возраста, состояния здоровья (л.д.***).

При рассмотрении данного дела, Демина М.Г. просила восстановить срок для обращения в суд, ссылаясь на основания, указанные в заявлении, просила учесть её юридическую неграмотность, имеет образование *** класса, представила выписку из истории болезни № *** МУЗ «Городская больница № ***» из которой следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Демина М.Г. находилась на стационарном лечении, а также справку Врачебно-консультационной комиссии поликлиники МУЗ ««Городская больница № ***» от ДД.ММ.ГГГГ из которой следует, что заявитель регулярно наблюдается и получат амбулаторное лечение, указаны виды её заболеваний.

Согласно ст. 205 Гражданского кодекса Российской Федерации в исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), нарушенное право гражданина подлежит защите.

Из системного анализа норм гл. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (исковая давность) следует, что восстановление срока исковой давности возможно только по заявлению истца, поскольку причины пропуска срока, признаваемыми законодателем уважительными, неразрывно связаны с его личностью, следовательно, восстановление срока давности является субъективным правом истца.

Проанализировав вышеуказанные документы о состоянии здоровья заявителя, суд приходит к выводу, что пропуск срока для обращения в суд вызван как болезнью заявителя, так и юридической неграмотностью Деминой М.Г., поскольку указанное обстоятельство не позволило ей своевременно обратиться в суд с заявлением за разрешением спора, в связи с чем, расценивает данную причину уважительной.

Доказательств обратного, суду не представлено.

Суд удовлетворяет ходатайство заявителя, признает причины пропуска срока для подачи заявления в суд уважительными.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации государство гарантирует каждому право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Цель жилищной политики Российского государства состоит в необходимости создать надежные правовые гарантии для реализации гражданами конституционного права на жилище в современных условиях.

ЖК РФ обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления (в пределах их полномочий) обеспечивать условия реализации этого права, в том числе путем предоставления им жилья из государственного и муниципального жилищных фондов по договорам социального найма.

Статья 49 ЖК Российской Федерации определяет, каким категориям граждан эти жилые помещения должны предоставляться.

Статьи 47-54 Жилищного кодекса РФ, Закон Алтайского края от 05 июля 2006 года № 349 регламентируют порядок постановки гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

В соответствии со ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах" от 12.01.1995 № 5 Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Частью третьей указанной нормы определена категория граждан, имеющая право на социальную поддержку в виде получения жилья, в том числе члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны.

В Указе Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 –х годов» в редакции от 09.01.2010 № 30 указано, что необходимо завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12января 1995г.N5-ФЗ "О ветеранах".

В соответствии со ст.3 Закона Алтайского края от 14 сентября 2006 года «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», а также ст.1 Закона Алтайского края от 09 декабря 2005 года «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» органы местного самоуправления ведут учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В силу ст.ст.2, 3 Закона Алтайского края «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» и п.2 Решения Барнаульской городской Думы от 27 февраля 2006 года №294 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Барнауле» у истца право постановки на учет возникает при условии обеспеченности общей жилой площадью менее 12 кв.м.

Таким образом, правовое значение для разрешения возникшего спора имеет установление нуждаемости Деминой М.Г. в жилом помещении (обеспечение жильем менее *** кв.м.).

В судебном заседании установлено, что Демина М.Г. является вдовой умершего участника ВОВ, что подтверждается удостоверением серия ******, свидетельством о заключении брака, свидетельством о смерти ФИО1

Указанные документы представлены Деминой М.Г. в администрацию Индустриального района города Барнаула, одновременно с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

ДД.ММ.ГГГГ Демина М.Г. обратилась в администрацию Индустриального района города Барнаула с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, ссылаясь на то, что она является вдовой участника ВОВ, в собственности жилья не имеет, в чем ей было отказано с вынесением постановления главой администрации Индустриального района города Барнаула № *** от ДД.ММ.ГГГГ по основанию п. 3 ч. 1 ст.54 ЖК РФ, что она обеспечена жилой площадью в соответствии с установленным уровнем обеспеченности.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ Демина М.Г. продала принадлежащий ей на праве собственности жилой дом по адресу: <адрес> (л.д.***).

Данный отказ суд считает незаконным по следующим основаниям.

Согласно положениям ч.1 ст.31 ЖК Российской Федерации и п.п. «а» п.11 Постановления Пленума ВС РФ №14 от 02.07.09 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение членами его семьи достаточно установление только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления факта ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.

В соответствии с п. п. 1, 2 ч. 1 ст.51 ЖК Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Демина М.Г. вселена в квартиру по <адрес>, своей дочерью Лучкиной Л.Н. (л.д.***), которая имеет на праве собственности *** долю в данном жилом помещении (л.д.***).

В силу вышеприведенных положений ст. 31 ЖК Российской Федерации следует, что Демина М.Г., являясь матерью Лучкиной Л.Н., может быть признана членом семьи последней.

Статья 31 ЖК Российской Федерации не предусматривает внучку и зятя в перечне лиц, которые могут быть отнесены к членам семьи без установления такого факта.

Поэтому при разрешении вопроса о нуждаемости Деминой М.Г. в жилье, суд исходит из доли общей площади, принадлежащей её дочери Лучкиной Л.Н.

Согласно свидетельств о регистрации права собственности на вышеуказанную квартиру следует, что общая площадь жилого помещения составляет *** кв.м. (л.д.***).

В силу п.2 Решения Барнаульской городской Думы от 27 февраля 2006 года №294 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Барнауле», право постановки на учет возникает при условии обеспеченности общей жилой площадью менее *** кв.м.

Таким образом, общая площадь доли Лучкиной Л.Н. составляет *** кв.м. : *** = *** кв.м., то есть на каждого члена семьи Лучкину Л.Н. и Демину М.Г. приходится по *** кв.м. (*** кв.м.:***), менее установленной учетной нормы.

Согласно ст. 53 ЖК Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Указанной нормой закона установлена жесткая связь между действиями гражданина и целью таких действий - постановкой на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Действия, которые возможно квалифицировать как ухудшение жилищных условий, но не имеющие своей целью последующую постановку на жилищный учет, нельзя считать противозаконными.

Намеренное ухудшение своих жилищных условий будет оценено негативно только, если целью такого ухудшения была постановка на жилищный учет.

Администрацией Индустриального района города Барнаула не представлено доказательств того, что продажа ДД.ММ.ГГГГ Деминой М.Г. принадлежащего ей на праве собственности жилого дома по адресу: <адрес>, произведена с целью намеренного ухудшения жилищных условий и целью ставилась именно постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (дата обращения с заявлением ДД.ММ.ГГГГ).

После смерти в *** году супруга, Демина М.Г. находясь в преклонном возрасте и имея ряд заболеваний, не смогла проживать в этом доме и содержать его в пригодном для проживания состоянии, поскольку в доме отсутствовала канализация и отопление, за водой приходилось ходить к колонке, подающей воду, расположенной на значительном расстоянии, печь топить становилось ей затруднительно. Кроме того, Демина М.Г. в силу возраста и состояния её здоровья нуждалась в медицинских услугах, а местный фельдшер в селе отсутствовал. С учетом сложившихся обстоятельств Демина М.Г. ДД.ММ.ГГГГ переехала в город Барнаул, зарегистрирована по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из домовой книги, в настоящее время проживает с дочерью в вышеуказанном помещении, предоставленном ею во временное пользование.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ гражданину может быть отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях в случае представления документов, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В данном случае, по мнению суда, Деминой М.Г. представлены документы, подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях и отказ Деминой М.Г. в постановке на учет является незаконным.

В соответствии со ст.11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права - путем постановки Деминой М.Г. на учет нуждающейся в улучшении жилищных условий. В связи с чем, избранный заявителем способ защиты нарушенного права основан на нормах действующего жилищного законодательства, и заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Для восстановления прав заявителя, суд признает незаконным постановление главы администрации Индустриального района города Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ*** об отказе Деминй М.Г. в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента его принятия. Обязать администрацию Индустриального района города Барнаула поставить Демину М.Г. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и включить её в список нуждающихся в улучшении жилищных условий с учетом даты подачи ею заявления - ДД.ММ.ГГГГ.

В силу ст.98 ГПК РФ с администрации Индустриального района города Барнаула взыскать государственную пошлину в пользу заявителя в размере *** рублей. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Деминой М.Г. о восстановлении срока для обращения в суд, о признании незаконным постановления главы администрации Индустриального района города Барнаула № *** от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании нуждающейся в улучшении жилищных условий удовлетворить.

Восстановить Деминой М.Г. срок для обращения в суд.

Признать незаконным постановление главы администрации Индустриального района города Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ*** об отказе Деминой М.Г. в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента его принятия.

Обязать администрацию Индустриального района города Барнаула поставить Демину М.Г. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и включить её в список, нуждающихся в улучшении жилищных условий с учетом даты подачи ею заявления - ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Администрации Индустриального района города Барнаула в пользу Деминой М.Г. в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины *** рублей.

Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в Алтайский краевой суд в кассационном порядке в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Т.Б. Михайлова




***