О предоставлении льгот. Не вступило в законную силу.



Дело №2-3935/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 октября 2011 года г. Барнаул

Индустриальный районный суд города Барнаула в составе председательствующего судьи Комиссаровой И.Ю., при секретаре Созиновой Н.В., с участием процессуального истца /прокурора/ Дудко Т.А., материального истца Уфимцевой Г.В., представителей ответчика Управлению социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула - Осколкова А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Индустриального района города Барнаула в интересах Уфимцевой Г.В. к Управлению социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула, Обществу с ограниченной ответственностью «Фирма ПЖЭТ-2» о признании незаконными действий по расчету и назначению размера компенсации по оплате отопления, возложении обязанности произвести перерасчет размера компенсации по оплате отопления, обязании назначения и выплаты компенсации по оплате за отопление,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Индустриального района города Барнаула обратился в суд в интересах Уфимцевой Г.В. к Управлению социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула, ООО «Фирма ПЖЭТ-2» с иском о признании незаконными действий по расчету и назначению компенсации по оплате за отопление в размере ***% льготы исходя из социальной нормы площади жилья, возложении на Управление социальной защиты населения по Индустриальному району г. Барнаула обязанности при расчете компенсации истице Уфимцевой Г.В. по оплате отопления указывать общую площадь жилого помещения по адресу: <адрес> в размере – *** кв.м., возложении на ООО «Фирма ПЖЭТ-2» произвести истице расчет денежного эквивалента ***% льготы за отопление исходя из общей площади, занимаемого ею жилого помещения – *** кв.м. с момента подачи искового заявления в суд, возложении на Управление социальной защиты населения по Индустриальному району г. Барнаула обязанности произвести назначение и выплату компенсации по оплате за отопление исходя из общей площади жилого помещения истицы – *** кв.м. с момента обращения в суд. В обоснование исковых требований истец указал, что Уфимцева Г.В. является реабилитированным лицом и обеспечивается мерами социальной поддержки в соответствии со ст.16 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 «О реабилитации жертв политических репрессий» и законами субъектов Российской Федерации. Согласно п.5 ч.1 ст.2 Закона Алтайского края от 03.12.2004 N 59-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» реабилитированным лицам предоставляется мера социальной поддержки в виде оплаты тепловой энергии в размере ***% в пределах установленных нормативов потребления. Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированным лицами членов их семей. Несмотря на это, ответчиком ООО «Фирма ПЖЭТ-2» (организация-поставщик услуг) расчет денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате тепловой энергии незаконно произведен из расчета социальной нормы, а не общей площади жилого помещения.

В судебном заседании процессуальный истец Дудко Т.А., материальный истец Уфимцева Г.В. настаивали на удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Представитель ответчика Управления социальной защиты населения по Индустриальному району г.Барнаула (далее – УСЗН) Осколков А.Н. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований в полном объеме. Настаивал, что компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения, размер компенсации определяется как сумма денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края. Денежные эквиваленты определяются организациями, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в связи с чем, УСЗН является ненадлежащим ответчиком по иску.

Представитель ответчика ООО «Фирма ПЖЭТ-2» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещен надлежаще. Представил письменные возражения на исковое заявление, в которых указал, что между УСЗН и ООО «Фирма ПЖЭТ-2» заключено соглашение об информационном обмене, согласно которого они получают списки льготополучателей для расчета денежных эквивалентов на каждого из них, при этом размер площади квартиры льготника указывает УСЗН в соответствии с принятым решением о назначении компенсации. Поскольку ООО «Фирма ПЖЭТ-2» несет ответственность за правильность расчета денежного эквивалента с учетом представленных УСЗН параметров, нарушения законодательства со стороны управляющей компании отсутствуют.

Представитель третьего лица - Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне («Главалтайсоцзащита») в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором возражал против удовлетворения исковых требований, просил исключить из числа ответчиков Управление социальной защиты населения по Индустриальному району г.Барнаула, дело рассмотреть в его отсутствие.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.

В судебном заседании установлено, что истец является реабилитированным лицом, что подтверждается свидетельством. Согласно выписке из домовой книги истица проживает по адресу <адрес>, в котором помимо нее зарегистрированы и проживают члены ее семьи ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4.

Истцу принадлежит ? доли в праве собственности на вышеуказанное жилое помещение, сособственниками которого являются ФИО2, ФИО3, и ФИО4, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.

Согласно выписке из технического паспорта на квартиру, расположенную по адресу <адрес>, общая площадь квартиры составляет *** кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ собственниками дома №*** по <адрес> заключен договор управления многоквартирным домом с ООО «Фирма ПЖЭТ-2».

Решением Управления социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула «О назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» истице назначена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, льготная площадь по отоплению определена в размере *** кв.м., исходя из чего произведет расчет денежной компенсации.

Конституцией Российской Федерации установлено, что координация вопросов здравоохранения; защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. (п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации).

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Закона и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второе настоящей статьи (ст.76 Конституции Российской Федерации).

Более детально принципы организации органов государственной власти субъекта Российской Федерации нашли свое отражение в Федеральном законе от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Данным Законом закреплены принципы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий. (п.п. «е», «ж» ст.1 Закона). Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в настоящий Федеральный закон, путем принятия новых федеральных законов, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации либо путем внесения соответствующих изменение и (или) дополнений в указанные действующие акты. (ст.1 Закона).

В соответствии со ст.16 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 №1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Российская Федерация обеспечивает софинансирование мер социальной поддержки указанным категориям граждан путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, исходя из фактической численности, в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Законом Алтайского края от 03.12.2004 №59-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» установлено, что реабилитированным лицам предоставляется компенсация *** процентов расходов на оплату коммунальных услуг (тепловой энергии – в пределах установленных нормативов потреблений указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей (п.п.5 п.1 ст.2 Закона).

В силу положений ч.2 ст.6 Закона Алтайского края от 27.12.2007 N 156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» финансирование расходов на выплату компенсации гражданам, меры социальной поддержки которым установлены нормативными правовыми актами, указанными в п.8 статьи 1 настоящего Закона осуществляется из краевого бюджета в пределах средств, утвержденных на указанные цели в краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения. Уполномоченный орган ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формирует реестр получателей компенсации. Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленным федеральными нормативными актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 настоящего Закона. Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (ст.4 Закона).

В Правилах определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ. №*** (далее Правила) продублированы и детализированы положения вышеназванного Закона.

В соответствии с п.11,12 Правил решение о назначении компенсации принимается руководителем или уполномоченным им должностным лицом органа социальной защиты населения по месту жительства льготополучателя. Орган социальной защиты населения формирует на каждого льготополучателя личное дело, в которое брошюруются необходимые документы, а также решение руководителя органа социальной защиты населения о назначении компенсации.

Пункт 14 Правил устанавливает, что размер компенсации ежемесячно определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг.

В силу п.15 Правил расчет денежного эквивалента производят организации- поставщики услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края по определению мер социальной поддержки в натуральной форме.

Согласно п. 27 Правил орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями-поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии.

Финансирование расходов на выплату компенсаций осуществляется из краевого бюджета, в том числе за счет средств, выделяемых на указанные цели из федерального бюджета, через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения на основании заявок и отчетов указанного органа. (31 Правил.) Ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, несут организации-поставщики услуг. Ответственность за достоверность предоставляемых отчетов возлагается на органы социальной защиты населения (п.п.37,38 Правил).

ДД.ММ.ГГГГ на основании п.27 Правил между Управлением социальной защиты населения по Индустриальному району г.Барнаула и ООО «Фирма ПЖЭТ-2» заключено соглашение об информационном обмене №***, согласно п.2.1.1 которого Управление обязуется ежемесячно в срок до *** числа направлять поставщику списки льготополучателей для осуществления им расчетов денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в формате, предусмотренном приложением 1 к настоящему соглашению, в электронном виде. Поставщик в силу п.2.2.1 Соглашения обязуется в срок до *** числа предоставлять в Управление сведения о денежных эквивалентах, рассчитанных для каждого льготополучателя, указанного в переданном Управлением списке в электронном виде в формате, предусмотренным приложением 1 к настоящему соглашению.

Согласно приложению №*** «Формат сведений» реквизиты графы *** «общая площадь жилого помещения» заполняется органом социальной защиты и только в случае, если стоимость услуг считается от площади жилья.

Организация–поставщик (управляющая компания) заполняет только реквизиты граф ***,***,*** (сумма оплаты полная, сумма льготы, количество комнат).

Таким образом, льготная площадь для расчета денежного эквивалента по оплате за отопление указывается Управлением социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула.

В силу п.2.1.2 Соглашения на УСЗН лежит обязанность направлять поставщику в электронном виде в формате, предусмотренном Положением 1 к настоящему Соглашению, при возникновении обстоятельств влекущих изменение размеров денежных эквивалентов.

Из анализа данного Соглашения в целом следует, что организация-поставщик несет ответственность за правильность исчисления денежного эквивалента с учетом предоставленных УСЗН параметров для исчисления денежного эквивалента, в связи с чем, довод представителей органов социальной защиты населения относительно возможности организацией-поставщиком самостоятельно производить расчет денежного эквивалента мер социальной поддержки без учета данных не может быть принят во внимание.

В силу ст.2 Закона Алтайского края от 03.12.2004 № 59-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» данной категории граждан производится компенсация 50 процентов расходов на оплату тепловой энергии – в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг.

В силу п.14 Правил размер компенсации определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых жилищно-коммунальных услуг, на которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края ему установлены данные меры. Денежный эквивалент определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге исходя из платежа за коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента (п.16 Правил). Данными Правила установлены нормативы потребления только сжиженного газа в баллонах и твердого топлива (п.17-20 Правил).

Пункт 2 правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 №306 устанавливает, что норматив потребления коммунальной услуги – месячный объем потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме при отсутствии приборов учета.

Согласно Приложению №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 №307 размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома определяется из расчета общей площади жилого помещения.

Постановлением администрации города Барнаула от 26.01.10 №290 «Об оплате жилищно-коммунальных услуг» норматив потребления коммунальных услуг для граждан, проживающих во всех видах жилищного фонда, независимо от формы собственности по отоплению определен в размере *** гкал. на 1 кв.м. общей площади в связи с установлением уровня платежей по всем видам услуг в размере 100% от их стоимости.

Таким образом, на сегодняшний день в Алтайском крае отсутствует какой-либо нормативно-правовой акт, ограничивающий предоставление льгот по оплате отопления данной категории граждан определенным количеством метров жилого помещения.

При таких обстоятельствах, УСЗН необоснованно для организации-поставщика, производящей исчисление денежного эквивалента мер социальной поддержки, указывается площадь жилого помещения для расчета льгот по отоплению, отличающаяся от общей площади жилого помещения, в связи с чем, в этой части действия УСЗН являются незаконными.

Поскольку расчет денежного эквивалента производится организацией-поставщиком услуг, то с учетом того, что в ООО «Фирма ПЖЭТ-2» УСЗН представлена информация для расчета денежного эквивалента с учетом площади жилого помещения *** кв.м. то на Управляющую компанию суд полагает необходимым возложить обязанность указания площади жилого помещения для расчета денежного эквивалента мер социальной поддержки в размере *** кв.м., начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с тем, что расчет денежного эквивалента производится организацией-поставщиком, суд считает необходимым возложить на ООО «Фирма ПЖЭТ-2» обязанность произвести расчет денежного эквивалента льгот по оплате отопления исходя из общей площади жилого помещения, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п.9 ст.4 Закона Алтайского края от 27.12.2007 N 156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» выплата компенсации осуществляется уполномоченным органом ежемесячно путем перечисления сумм компенсации на личные счета граждан в банках либо через организации федеральной почтовой связи.

Пункты 33,34 Правил устанавливают, что средства для выплаты компенсации перечисляются уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения органам социальной защиты населения согласно представленным заявкам. Заявка о потребности в средствах для выплаты компенсации ежемесячно до *** числа месяца предшествующего отчетному направляется органами социальной защиты населения в уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения (Главалтайсоцзащита).

Таким образом, в компетенцию Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, как главного администратора (распорядителя) средств, предусмотренных на меры социальной поддержки жертв политических репрессий в соответствии Законом Алтайского края от 26.11.10 №100-ЗС «О краевом бюджете на *** год и на плановый период *** и *** годов» (Приложение №5,10) входит распоряжение бюджетными средствами на данные цели, то соответственно обязанность выплаты денежной компенсации истцу неправильно исчисленного денежного эквивалента льгот по оплате отопления лежит на Управлении социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула.

В соответствии с п.п.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, к которым относится Управление социальной защиты населения по Индустриальному району, чьи не основанные на законе действия привели к нарушению прав истцов, то государственная пошлина, от уплаты которой в силу закона освобожден прокурор в доход местного бюджета не взыскивается.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Индустриального района города Барнаула в интересах Уфимцевой Г.В. к Управлению социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула, Обществу с ограниченной ответственностью «Фирма ПЖЭТ-2» о признании незаконными действий по расчету и назначению размера компенсации по оплате отопления, возложении обязанности произвести перерасчет размера компенсации по оплате отопления, обязании назначения и выплаты компенсации по оплате за отопление удовлетворить в полном объеме.

Признать незаконными действия Управления социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула по указанию для расчета компенсации расходов на оплату отопления Уфимцевой Г.В. для Общества с ограниченной ответственностью «Фирма ПЖЭТ-2» исходя из социальной нормы площади жилья.

Обязать Управление социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула для расчета компенсации Уфимцевой Г.В. по оплате отопления указывать общую площадь жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>*** кв.м.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Фирма ПЖЭТ-2» произвести расчет компенсации по оплате за отопление Уфимцевой Г.В. из расчета *** кв.м. общей площади жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, начиная ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Управление социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула производить выплату компенсации по оплате за отопление Уфимцевой Г.В. из расчета *** кв.м. общей площади жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение суда может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Индустриальный районный суд города Барнаула в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.


Верно, судья И. Ю. Комиссарова


***