О предоставлении льгот. Не вступило в законную силу.





Дело № 2-3929/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 октября 2011 года г.Барнаул


Индустриальный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе

председательствующего судьи Масликовой И.Б.,

при секретаре Шевцовой О.В.,

с участием процессуального истца Беликова Е.Г.,

представителя ответчика Осколкова А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Индустриального района города Барнаула в интересах Дмитриевой А.А. к Управлению социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула, Товариществу собственников жилья -76 о признании незаконными действий по расчету и назначению размера компенсации по оплате отопления, возложении обязанности произвести перерасчет размера компенсации по оплате отопления, обязании назначения и выплаты компенсации по оплате за отопление,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Индустриального района города Барнаула обратился с иском в интересах Дмитриевой А.А., в котором просил:

- признать незаконными действия ответчиков по расчету и назначению Дмитриевой А.А. 50% льготы за отопление исходя из социальной нормы площади жилья,

- обязать УСЗН по Индустриальному району города Барнаула для расчета компенсации Дмитриевой А.А. по оплате отопления указывать общую площадь жилого помещения по адресу: <адрес>, в размере *** кв.м.,

- обязать ТСЖ-76 рассчитать Дмитриевой А.А. денежный эквивалент 50% льготы за отопление исходя из общей площади жилого помещения – *** кв.м. с момента подачи искового заявления в суд,

- обязать УСЗН по Индустриальному району города Барнаула произвести Дмитриевой А.А. назначение и выплату компенсации по оплате за отопление исходя из общей площади жилого помещения – *** кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с момента подачи искового заявления в суд,

В обоснование требований указывает, что Дмитриева А.А. является реабилитированным лицом и обеспечивается мерами социальной поддержки в соответствии с Законом Алтайского края от 03.12.2004 «О реабилитации жертв политических репрессий», согласно п.5 ч.1 ст.2 которого реабилитированным лицам предоставляется мера социальной поддержки в виде оплаты 50% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия – в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг), меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей. У Дмитриевой А.А. квартира общей площадью *** кв.м., а расчет льготы произведен исходя из *** кв.м., то есть исходя из социальной нормы площади жилья, а не из общей площади.

Представитель процессуального истца в судебном заседании настаивала на удовлетворении иска по основаниям, изложенным в заявлении.

Материальный истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель ответчика Управления социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула возражал против удовлетворения иска.

Представитель ответчика ТСЖ-76 в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.

Представитель третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне не явился, извещен надлежаще, представлен письменный отзыв на иск о том, что денежные эквиваленты мер социальной поддержки рассчитываются организациями, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, и на основании данного расчета органы социальной защиты населения определяют общий размер компенсации и осуществляют ее выплату непосредственно льготополучателю. Льгота по оплате отопления предоставляется в пределах социальной нормы, поскольку законом предусмотрено предоставление данной льготы с учетом норматива потребления.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела и оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что истец является реабилитированным лицом (л.д.***) и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, общей площадью ****** кв.м. (л.д.***).

Истец является единоличным собственником данного жилого помещения, согласно выписке из домовой книги зарегистрирована и проживает в квартире истица Дмитриева А.А. с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.***).

В соответствии со ст. 16 ФЗ «О реабилитации жертв политических репрессий» реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п.5 ч.1 ст.2 Закона Алтайского края от 03.12.2004 № 59-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» реабилитированным лицам предоставляется мера социальной поддержки компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей.

В силу положений ч.2 ст.6 Закона Алтайского края «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» финансирование расходов на выплату компенсации гражданам, меры социальной поддержки которым установлены нормативными правовыми актами, указанными в п. 8 статьи 1 настоящего Закона, осуществляется из краевого бюджета в пределах средств, утвержденных на указанные цели в краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения. Уполномоченный орган ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формирует реестр получателей компенсации. установленным федеральными нормативными актами и законами Алтайского края. Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, указанными в статье 1 настоящего Закона. Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (ст.4 Закона).

В Правилах определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ*** продублированы и детализированы положения вышеназванного Закона.

Размер компенсации ежемесячно определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг (п. 14 Правил).

В силу п. 15 Правил расчет денежного эквивалента производят организации-поставщики услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края по определению мер социальной поддержки в натуральной форме. Орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями-поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии (п. 27 Правил).

Управляет многоквартирным домом № *** по <адрес> Товарищество собственников жилья – 76, на основании устава, утвержденного на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме ДД.ММ.ГГГГ (л.д.***).

ДД.ММ.ГГГГ между УСЗН и ТСЖ-76 заключено соглашение № *** об информационном обмене в целях реализации закона Алтайского края «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» (л.д. ***).

Решением Управления социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула «О назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» истцу назначена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.***).

Исходя из представленных УСЗН сведений льготная площадь по отоплению истцу определена в размере *** кв.м. с учетом 4 проживающих человек, распределением льготы на 2 человек, исходя из чего произведет расчет денежной компенсации. (л.д. ***).

Конституцией Российской Федерации установлено, что координация вопросов здравоохранения; защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. (п.«ж» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации).

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Закона и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второе настоящей статьи. (ст.76 Конституции Российской Федерации).

Более детально принципы организации органов государственной власти субъекта Российской Федерации нашли свое отражение в Федеральном законе от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Вышеназванным Законом закреплены принципы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий. (п.п. «е», «ж» ст.1 Закона). Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в настоящий Федеральный закон, путем принятия новых федеральных законов, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации либо путем внесения соответствующих изменение и (или) дополнений в указанные действующие акты. (ст.1 Закона).

Финансирование расходов на выплату компенсаций осуществляется из краевого бюджета, в том числе за счет средств, выделяемых на указанные цели из федерального бюджета, через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения на основании заявок и отчетов указанного органа. (31 Правил.) Ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, несут организации-поставщики услуг. Ответственность за достоверность предоставляемых отчетов возлагается на органы социальной защиты населения. (п.п.37,38 Правил).

Судом установлено, что в соответствии с п.27 Правил между Управлением социальной защиты населения по Индустриальному району г.Барнаула и ТСЖ-76 заключено соглашение об информационном обмене № *** от ДД.ММ.ГГГГ, согласно п.2.1.1 которого Управление обязуется ежемесячно в срок до *** числа направлять поставщику списки льготополучателей для осуществления им расчетов денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в формате, предусмотренном приложением 1 к настоящему соглашению, в электронном виде. Поставщик в силу п.2.2.1 Соглашения обязуется в срок до *** числа предоставлять в Управление сведения о денежных эквивалентах, рассчитанных для каждого льготополучателя, указанного в переданном Управлением списке в электронном виде в формате, предусмотренным приложением 1 к настоящему соглашению. (л.д. ***)

Согласно приложению №*** «Формат сведений» реквизиты графы *** «общая площадь жилого помещения» заполняется органом социальной защиты и только в случае, если стоимость услуг считается от площади жилья.

Организация–поставщик (управляющая компания) заполняет только реквизиты граф ***,***,*** (сумма оплаты полная, сумма льготы, количество комнат).

Таким образом, судом установлено, что льготная площадь для расчета денежного эквивалента по оплате за отопление указывается Управлением социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула.

Довод представителей органов социальной защиты населения относительно возможности организацией-поставщиком самостоятельно производить расчет денежного эквивалента мер социальной поддержки без учета данных УСЗН является несостоятельным, поскольку в силу п.2.1.2 Соглашения на УСЗН лежит обязанность направлять поставщику в электронном виде в формате, предусмотренном Положением 1 к настоящему Соглашению, при возникновении обстоятельств влекущих изменение размеров денежных эквивалентов. Из анализа данного Соглашения в целом следует, что организация-поставщик несет ответственность за правильность исчисления денежного эквивалента с учетом предоставленных УСЗН параметров для исчисления денежного эквивалента.

Разрешая вопрос о правомерности действий Управления социальной защиты населения по Индустриальному району в части указания управляющей компании для расчета денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате отопления площади не соответствующей общей площади жилого помещения, суд исходил из следующего.

Как было указано выше, в силу ст.2 Закона Алтайского края от 03.12.2004 № 59-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» данной категории граждан производится компенсация 50 процентов расходов на оплату тепловой энергии – в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг.

В силу п.14 Правил размер компенсации определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых жилищно-коммунальных услуг, на которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края ему установлены данные меры. Денежный эквивалент определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге исходя из платежа за коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента. (п.16 Правил). Данными Правила установлены нормативы потребления только сжиженного газа в баллонах и твердого топлива. (п.17-20 Правил).

Норматив потребления коммунальной услуги – месячный объем потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме при отсутствии приборов учета. (п.2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 №306). Согласно Приложению №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 №307 размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома определяется из расчета общей площади жилого помещения.

Постановлением администрации города Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ*** «Об оплате жилищно-коммунальных услуг» норматив потребления коммунальных услуг для граждан, проживающих во всех видах жилищного фонда, независимо от формы собственности по отоплению определен в размере *** гкал. на 1 кв.м. общей площади в связи с установлением уровня платежей по всем видам услуг в размере 100% от их стоимости.

Таким образом, на сегодняшний день в Алтайском крае отсутствует какой-либо нормативно-правовой акт, ограничивающий предоставление льгот по оплате отопления данной категории граждан определенным количеством метров жилого помещения.

Довод третьего лица «Главалтайсоцзащита» о наличии у истца права на предоставление льгот только на нее и 1 члена семьи, согласно заявления Дмитриевой А.А. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ***), то есть с учетом фактического проживания в квартире 4 человек, компенсация Дмитиревой А.А. может быть рассчитана на долю расходов по оплате отопления, приходящуюся непосредственно на нее и указанного в ее заявлении члена семьи, то есть на *** кв.м. (***) является несостоятельным.

Как было указано выше, истец является собственником жилого помещения, в котором состоит на регистрационном учете, иных собственников не имеется и проживающих так же, что подтверждается выпиской из домовой книги (л.д.***

В соответствии со ст.154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники жилых помещений в многоквартирном доме вносят, в том числе плату за коммунальные услуги (отопление). Плата за отопление, как указано выше исчисляется из расчет количества метров общей площади, а не проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении граждан.

Согласно положениям ч.7 ст.31 ЖК РФ гражданин, пользующийся жилым помещением на основании соглашения с собственником данного помещения, имеет права, несет обязанности и ответственность в соответствии с условиями такого соглашения.

Ответчиками в соответствии со ст.56 ГПК РФ доказательств наличия проживания в квартире, кроме собственника жилого помещения Дмитриевой А.А., в соответствии с которыми у зарегистрированных и проживающих лиц возникла самостоятельная обязанность внесения платы за отопление не представлено, в связи с чем материальный истец имеет право на предоставление денежной компенсации по оплате отопления на всю жилую площадь принадлежащего ему жилого помещения.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что Управлением социальной защиты населения по Индустриальному району г.Барнаула необоснованно для организации-поставщика, производящей исчисление денежного эквивалента мер социальной поддержки, указывается площадь жилого помещения для расчета льгот по отоплению, отличающаяся от общей площади жилого помещения.

Таким образом, в этой части действия ответчика Управления социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула являются незаконными.

Поскольку расчет денежного эквивалента производится организацией-поставщиком услуг, то с учетом того, что в ТСЖ-76 Управлением социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула представлена информация для расчета денежного эквивалента с учетом площади жилого помещения *** кв.м. то на данного ответчика суд полагает необходимым возложить обязанность указания площади жилого помещения для расчета денежного эквивалента мер социальной поддержки в размере *** кв.м. начиная с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку списки могут быть поданы *** числа каждого месяца.

Средства для выплаты компенсации перечисляются уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения органам социальной защиты населения согласно представленным заявкам. Заявка о потребности в средствах для выплаты компенсации ежемесячно до *** числа месяца предшествующего отчетному направляется органами социальной защиты населения в уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения (Главалтайсоцзащита). (п.33.34 Правил).

Поскольку в силу вышеприведенных положений нормативно-правовых актов в компетенцию Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне как главного администратора (распорядителя) средств, предусмотренных на меры социальной поддержки жертв политических репрессий в соответствии Законом Алтайского края от 26.11.10 №100-ЗС «О краевом бюджете на *** год и на плановый период *** и *** годов» (Приложение №***) входит распоряжение бюджетными средствами на данные цели, то соответственно обязанность выплаты денежной компенсации истцу неправильно исчисленного денежного эквивалента льгот по оплате отопления лежит на Управлении социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула.

В соответствии с п.п.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, к которым относится Управление социальной защиты населения по Индустриальному району, чьи не основанные на законе действия привели к нарушению прав истцов, то государственная пошлина, от уплаты которой в силу закона освобожден прокурор в доход местного бюджета не взыскивается.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Индустриального района города Барнаула в интересах Дмитриевой А.А. удовлетворить в полном объеме.

Признать незаконными действия Управления социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула по указанию для расчета компенсации расходов на оплату отопления Дмитриевой А.А. для Товарищества собственников жилья – 76 исходя из социальной нормы площади жилья.

Возложить на Управление социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула обязанность для расчета компенсации Дмитриевой А.А. по оплате отопления указывать общую площадь жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>*** кв.м. и производить выплату компенсации по оплате за отопление Дмитриевой А.А. из расчета ****** кв.м. общей площади жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

Возложить на ТСЖ-76 обязанность произвести расчет компенсации по оплате за отопление Дмитриевой А.А. из расчета *** кв.м. общей площади жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение суда может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Индустриальный районный суд города Барнаула в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.


Решение в окончательной форме принято 25 октября 2011 г.

Судья И.Б.Масликова