Дело № 2-3666/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 октября 2011 года
Индустриальный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Довиденко Е.А.
при секретаре Чуп Ю.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нургалиева Д.Ю. к администрации города, администрации Индустриального района г.Барнаула, Управлению Алтайского края по образованию и делам молодежи, Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству о предоставлении субсидии,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчикам, указывая, что он относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время собственного жилья не имеет, состоит в реестре Алтайского края на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья. Учитывая, что он состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, включен в реестр на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, однако субсидию ему не выдают, поэтому просит обязать Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи направить бюджетные средства бюджет муниципального образования на приобретение им жилого помещения, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения в размере 33 кв.м. общей площади.
В судебном заседании Нургалиев Д.Ю. настаивал на удовлетворении исковых требований.
Остальные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о дне и времени судебного заседания извещены надлежаще, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель администрации Индустриального района г.Барнаула ранее при рассмотрении дела подтвердила то обстоятельство, что истец состоит на учете в администрации Индустриального района в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с *** года и на учете на получение субсидии, Комитет по образованию и делам молодежи Алтайского края не смог выделить Нургалиеву Д.Ю. своевременно субсидию в связи с отсутствием сведений о месте его жительства.
Представитель администрации города Барнаула в своём отзыве просил в иске к администрации района и города отказать, к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству удовлетворить.
Представитель Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи в отзыве возражал против удовлетворения иска, считая Управление ненадлежащим ответчиком.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК Российской Федерации рассмотрел дело в отсутствие не явившихся участников по делу.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. При этом органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно ст.6 Федерального закона № 189 от 29 декабря 2004 г. «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с 01 марта 2005 г. принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст.1 Федерального закона № 159 от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»(далее – Закон № 159-ФЗ) дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
Статья 8 Закона № 159-ФЗ предусматривает, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
Положения настоящего Закона распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, не имеющие жилья по договору жилищного найма или на праве собственности, которым на дату вступления в силу Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ не исполнилось 23 года.
В соответствии со ст. 5 вышеуказанного Закона № 159-ФЗ дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу ч.4 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Аналогичные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закреплены в ст.4 Закона Алтайского края от 31 декабря 2004 № 72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае», которая предусматривает, что лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при отсутствии у них жилой площади выдается безвозмездная субсидия на строительство или приобретение жилья.
Порядок выдачи безвозмездных субсидий устанавливается Администрацией Алтайского края и определен в Постановлении от 15.01.2008 N 8 «Об утверждении Положения о порядке предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам Российской Федерации из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края» (далее-Положение).
В соответствии со ст.3.1 Положения право получения безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья имеют лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие жилья по договору жилищного найма или на праве собственности, которым на дату вступления: в законную силу Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ не исполнилось 23 года.
В силу ст.4.4 Положения субсидии направляются Управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи в бюджеты муниципальных образований, которые затем перечисляют их продавцу жилья на основании предварительного договора купли-продажи жилья или застройщику жилья на основании договора.
Размер предоставляемой субсидии определяется исходя из нормы предоставления общей площади жилого помещения для одиноко проживающего гражданина, установленной статьей 8 закона Алтайского края от 12.12.2006 N 136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края", которая составляет 33 кв. м, и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья в муниципальном образовании, установленной органом местного самоуправления муниципального образования, в котором получатель субсидии стоит в очереди на улучшение жилищных условий в качестве гражданина из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но не превышающей средней рыночной стоимости 1 кв. метра жилья в Алтайском крае.
Из анализа приведенных правовых норм следует, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из их числа 23-летнего возраста. В случае, если социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью лица, из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не была реализована до 23 лет, то данное право сохраняется за ним до реализации данной льготы.
Из материалов дела следует, что Нургалиев Д.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается свидетельством о смерти матери ФИО1 и постановлением администрации Индустриального района г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ о назначении его опекуном сестры ФИО2.
Согласно выписки из домовой книги и акта обследования жилищных условий по <адрес> Нургалиев Д.Ю. проживает с Черетун И.А., при этом жилплощадь за ним не закреплена, что также подтверждается справкой БТИ от ДД.ММ.ГГГГ. Жилого помещения на праве собственности либо на условиях социального найма и на момент рассмотрения настоящего дела Нургалиев Д.Ю. не имеет, что подтверждается справкой БТИ от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Нургалиев Д.Ю. обратился в администрацию Индустриального района г.Барнаула с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации Индустриального района г. Барнаула №*** Нургалиев Д.Ю. поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Таким образом, на момент постановки на учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, Нургалиев Д.Ю. являлся ребенком, оставшимся без попечения родителей, а поэтому имеет права на гарантии, предусмотренные ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
ДД.ММ.ГГГГ с достижением Нургалиевым Д.Ю. совершеннолетия и прекращения над ним попечительства, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ у него возникло право на внеочередное предоставление жилого помещения, которое должно быть обеспечено органами исполнительной власти по месту его жительства не ниже установленных социальных норм либо по договору социального найма, либо в форме предоставления субсидии.
Возникновение у Нургалиева Д.Ю. права на получение субсидии подтверждается материалами дела и ни кем оспаривается.
Между тем, до настоящего времени Нургалиев Д.Ю. субсидией на приобретение жилья Управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи, на которое возложена обязанность по предоставлению субсидии, не обеспечен.
Действенные меры по выдаче субсидии Управлением не предпринимались, чем нарушены права истца, предусмотренные вышеуказанным законодательством.
Принимая во внимание, что обеспечение вне очереди жилым помещением категорий граждан, к числу которых относится истец, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от отсутствия сведений о месте жительства истца, суд приходит к выводу о том, что объективных обстоятельств, препятствующих реализации права истца на получение субсидии, не имеется, а поэтому требования истца подлежат удовлетворению.
Для предоставления жилого помещения вне очереди истцу в соответствие со ст.4.4 и ст.4.1 Положения следует возложить на Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи обязанность предоставить органу местного самоуправления денежные средства на приобретение жилого помещения общей площадью не менее 33 квадратных метров, возложить на администрацию Индустриального района г.Барнаула обязанность приобрести благоустроенное жилое помещение на территории Индустриального района г.Барнаула Алтайского края общей площадью не менее 33 кв.м за счет средств бюджета Алтайского края, предусмотренных на эти цели.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Обязать Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи направить в бюджет муниципального образования - администрацию Индустриального района г.Барнаула денежные средства на приобретение жилого помещения общей площадью не менее 33 квадратных метров для последующего предоставления его Нургалиеву Д.Ю..
Обязать администрацию Индустриального района г.Барнаула за счет средств краевого бюджета, выделенные на эти цели, приобрести жилое помещение общей площадью не менее 33 кв. м для последующего предоставления его Нургалиеву Д.Ю..
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в Судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда в течение 10 дней с момента составления мотивированного решения через Индустриальный районный суд г.Барнаула.
Председательствующий Е.А. Довиденко