О предоставлении жилого помещения. Вступило в законную силу.




дело №2- 3628/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 ноября 2011 года г. Барнаул


Индустриальный районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Арбачаковой А.В.

при секретаре Шкурупий Е.А.

с участием процессуального истца: помощника прокурора Индустриального района г.Барнаула Беликова Е.Г.

истца Симахина Н.В.

представителя ответчика: администрации Индустриального района г.Барнаула Сильнягиной А.А.

представителя ответчика: Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи Козлова О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Индустриального района г.Барнаула в интересах Симахина Н.В. к администрации Индустриального района г.Барнаула, администрации Алтайского края, Управлению по жилищно- коммунальному хозяйству, Управлению Алтайского края по образованию и делам молодежи об отмене постановления, обязании совершить действия,


УСТАНОВИЛ:

Прокурор Индустриального района г.Барнаула обратился в суд с иском в интересах Симахина Н.В. к ответчикам об отмене п.2 постановления администрации Индустриального района г.Барнаула № *** от ДД.ММ.ГГГГ о закреплении за несовершеннолетним Симахиным Н.В. права пользования жилым помещением по адресу: <адрес>.

Обязании администрации Индустриального района г.Барнаула направить в Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи заявку на предоставление безвозмездной субсидии Симахину Н.В. и его анкету в соответствии с п.4.3. Положения, утвержденного постановлением Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ***. Обязании Управления по образованию и делам молодежи администрации Алтайского края включить Симахина Н.В. в сводный список граждан из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, состоящих на очереди на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья.

В обоснование заявленных требований истец указал, что Симахин Н.В. относится к категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находился на воспитании в учреждениях общественного воспитания. Оспариваемым пунктом постановления администрации района за ним было сохранено право пользования жилым помещением- комнатой №*** по <адрес>.

С ДД.ММ.ГГГГ Симахин Н.В. состоит на учете для получения жилья среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в администрации Индустриального района г. Барнаула. Однако до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено.

В судебном заседании процессуальный, материальный истцы заявленные требования поддержали по изложенным в иске доводам, Симахин Н.В. также пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ он обращался в администрацию Индустриального района по вопросу обеспечения его жилым помещением, предоставлении субсидии, в чем ему было отказано.

Представитель ответчика администрации Индустриального района г.Барнаула заявленные требования полагала не подлежащими удовлетворению, указывая, что с письменным заявлением Симахин Н.В. в администрацию не обращался. С учетом закрепления за Симахиным Н.В. права пользования комнатой в бывшем общежитии (статус общежития с жилья снят), оснований для предоставлении ему субсидии нет. Подтвердила, что Симахин Н.В. с *** г. по настоящее время состоит на учете в качестве нуждающегося среди детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и как нуждающийся в улучшении жилищных условий.

Представитель Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи права Симахина Н.В. на получении субсидии при наличии закрепленного за ним жилого помещения менее установленной социальной нормы не оспаривал, указывая на отсутствие оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку истцом не представлены доказательства обращения до достижения возраста 23 лет с заявлением о предоставлении субсидии, поддержал иные изложенные в отзыве доводы.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежаще.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд полагает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению, при этом учитывает следующее:

Решением Индустриального районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ Симахина В.Ф. была лишена родительских прав в отношении детей, в том числе и Симахина Н.В.

Постановлением администрации Индустриального района г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ*** (л.д.***) дети переданы в учреждения общественного воспитания на полное государственное обеспечение. За несовершеннолетними сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>.

В указанном жилом помещении площадью *** кв.м. зарегистрированы: Симахина В.Ф., Величко В.А., Величко В.А., Симахин Н.В., Симахин А.В. (л.д.***).

По заявлению учреждения общественного воспитания (л.д.***) Симахин Н.В. ДД.ММ.ГГГГ поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в администрации Индустриального района г.Барнаула как ребенок- сирота, ребенок, оставшийся без попечения родителей, а так же а общей очереди (л.д.***).

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства (абзац второй пункта 1 статьи 8), при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).

Аналогичное положение закреплено в ч.2 ст. 4 закона Алтайского края от 31.12.2004 № 72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае».

Законом гарантирована социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью детям- сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, до достижения ими возраста 23 лет.

Вместе с тем, достижение лицом 23 летнего возраста, поставленным на учет до достижения данного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.

Довод представителя администрации Индустриального района г.Барнаула о том, что за истцом на момент обращения в суд было уже закреплено муниципальное жилье, что исключает предоставление ему безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, несостоятелен, поскольку как следует из представленных доказательств на долю истца приходится 2,4 кв.м. общей площади (что менее установленной в Алтайском крае учетной нормы), в собственности он жилья не имеет, состоит на учете в качестве нуждающегося среди детей- сирот, лиц, оставшихся без попечения родителей, и на него распространяются меры социальной поддержки, установленные для данной категории лиц.

Учитывая требования ст. 51 ЖК Российской Федерации, ст. 10 Закона Алтайского края №136-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного Фонда Алтайского края», сам по себе факт наличия какого-либо жилого помещения не является основанием для снятия с учета гражданина, поскольку последнее возможно, если лицо перестало нуждаться в улучшении жилищных условий, т.е. утратило основания, дающие право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу положений ст.57 ЖК Российской Федерации (аналогичное положение содержалось в ст. ЖК РСФСР) обязанность предоставления жилого помещения возникает по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Из представленных документов видно, что Симахин Н.В. находился в учреждениях общественного воспитания по *** г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в ПУ №13, по заявлению администрации учреждения был поставлен на учет для получения жилья среди детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Законом Алтайского края от 31 декабря 2004 года №72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае» (далее- Закон) предусмотрены дополнительные гарантии для лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде получения субсидии на строительство или приобретение жилья.

В соответствии со ст. 4 Закона, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при отсутствии у них жилой площади выдается безвозмездная субсидия на строительство или приобретение жилья. Порядок выдачи безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья устанавливается Администрацией Алтайского края.

Положением о порядке предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам Российской Федерации из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края (далее- Положение), утвержденным постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ***, определен порядок и условия предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья указанной категории граждан за счет средств краевого бюджета.

В соответствии с Положением, право получения безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья имеют лица из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие жилья по договору жилищного найма или на праве собственности, которым на дату вступления в законную силу Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не исполнилось 23 года.

Безвозмездная субсидия на строительство или приобретение жилья предоставляется однократно.

Согласно п.3.3. Положения, учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях дальнейшего включения их в список лиц, стоящих в очереди на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п.4.2. Положения, лицо, имеющее право на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, зарегистрированное в очереди на получение жилья и изъявившее желание на ее получение, обращается с личным заявлением на имя уполномоченного должностного лица органа местного самоуправления.

Согласно п.4.3., 4.4 Положения структурное подразделение или комиссия органа местного самоуправления, отвечающие за учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматривают заявление, изучают документы, подтверждающие, что лицо имеет статус сироты или лица, оставшегося без попечения родителей, отсутствие жилья, регистрацию по месту подачи заявления, факт постановки в органах местного самоуправления на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и выносят заключение о возможности или невозможности предоставления субсидии.

Несмотря на отсутствие письменного заявления, с учетом представленного ответа администрации от ДД.ММ.ГГГГ, суд полагает установленным, что Симахин Н.В. ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию Индустриального района г.Барнаула с заявлением о предоставлении субсидии на приобретение жилья. Данный вывод подтверждается как пояснениями истца Симахина Н.В., так и ответом администрации Индустриального района г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ*** (л.д.***), которым подтверждена общая очередь Симахина Н.В. как нуждающегося в улучшении жилищных условий (номер очереди ***) и в льготная очередь среди детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (номер очереди ***). Разъяснено, что предоставить жилое помещение не представляется возможным, поскольку за заявителем сохранено право пользования жилым помещением – комнатой *** секция *** по <адрес>, общей площадью *** кв.м., указано на отсутствие оснований для оформления документов на включение истца в заявку на получение субсидии для приобретения жилья.

Изложенные в ответе администрации сведения свидетельствуют о том, что заявление Симахина Н.В. о предоставлении субсидии было рассмотрено в соответствии с п.4.3., 4.4. Положения. Доводы представителей ответчиков об обратном суд полагает необоснованными.

Формирование сводного списка граждан из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, а также подготовка проекта правового акта Администрации края о распределении безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья для граждан из указанной категории между муниципальными образованиями осуществляется управлением Алтайского края по образованию делам молодежи (п.4.3. Положения).

Размер предоставляемой субсидии определяется исходя из нормы предоставления жилого помещения для одиноко проживающего гражданина, установленной ст.8 закона Алтайского края от 12.12.2006 № 136-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского каря» (*** кв.м.), и средней рыночной стоимости 1 кв.метра общей площади жилья в муниципальном образовании, установленной органом местного самоуправления муниципального образования, в котором получатель субсидии стоит в очереди на улучшение жилищных условий в качестве гражданина из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но не превышающей средней рыночной стоимости 1 кв.метра жилья в Алтайском крае.

В соответствии с п.4.4. Положения субсидии направляется Управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи в бюджеты муниципальных образований, которые затем перечисляются продавцу на основании предварительного договора купли- продажи жилья или застройщику жилья на основании договора.

Учитывая изложенное, подлежат удовлетворению заявленные требования об обязании администрации района направить в Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи заявку на предоставление безвозмездной субсидии Симахину Н.В. и его анкету в соответствии с п.4.3. Положения; обязании Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи включить Симахина Н.В. в сводный список граждан из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, состоящих в очереди на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья.

Вместе с тем, оснований для удовлетворения заявленных требований об оспаривании пункта 2 постановления администрации Индустриального района, в соответствии с которым за несовершеннолетним Симахиным Н.В. сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по <адрес> не имеется.

Истечение срока обжалования вынесенного постановления, о чем заявлено представителем ответчика, лица, участвующие в деле, не оспаривали, доказательств уважительных причин несвоевременного обращения в суд не представлено. Факт закрепления жилой площади за истцом не умаляет предоставленных ему прав на получение мер социальной поддержки, установленных для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд


РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Индустриального района г.Барнаула в интересах Симахина Н.В. к администрации Индустриального района г.Барнаула, администрации Алтайского края, Управлению по жилищно- коммунальному хозяйству, Управлению Алтайского края по образованию и делам молодежи удовлетворить частично.

Возложить на администрацию Индустриального района г.Барнаула обязанность направить в Управление Алтайского края по образованию и делам молодёжи заявку напредоставление безвозмездной субсидии Симахину Н.В., и его анкету в соответствии с п.4.3 Положения,утвержденного Постановлением Администрации края от ДД.ММ.ГГГГ***.

Возложить на Управление Алтайского края по образованию и делам молодёжи обязанность включить Симахина Н.В. в сводный список граждан, из числа детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, стоящих вочереди на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Индустриальный районный суд города Барнаула.

Судья А.В.Арбачакова


Мотивированное решение принято 07.11.2011