О предоставлении льгот. Вступило в законную силу.



Дело №2-3912/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

3ноября 2011 года

Индустриальный районный суд города Барнаула в составе:

председательствующего Довиденко Е.А.,

при секретаре Бутаевой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Индустриального района города Барнаула в интересах Кунгуровой Е.И. к Управлению социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула, ООО «Фирма ПЖЭТ-2» о признании незаконными действий по расчету и назначению размера компенсации по оплате отопления, возложении обязанности произвести перерасчет размера компенсации по оплате отопления, обязании назначения и выплаты компенсации по оплате за отопление,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор действуя в интересах Кунгуровой Е.И. обратился с иском к ответчикам о признании незаконными действий по расчету и назначению компенсации по оплате за отопление в размере 50% льготы исходя из социальной нормы площади жилья, возложении на Управление социальной защиты населения по Индустриальному району г. Барнаула обязанности при расчете компенсации Кунгуровой Е.И. по оплате отопления указывать площадь жилого помещения по адресу: <адрес>, в размере *** кв.м., возложении на ООО «Фирма ПЖЭТ-2» произвести истице расчет денежного эквивалента 50% льготы за отопление исходя из площади жилого помещения –*** кв.м. с момента подачи искового заявления в суд, возложении на Управление социальной защиты населения по Индустриальному району г. Барнаула обязанности произвести назначение и выплату компенсации по оплате за отопление исходя из площади жилого помещения *** кв.м. с момента обращения в суд.

В обоснование иска прокурором указано на то, что истица является реабилитированным лицом и обеспечивается мерами социальной поддержки в соответствии со ст.16 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 «О реабилитации жертв политических репрессий» и законами субъектов Российской Федерации. Согласно п.5 ч.1 ст.2 Закона Алтайского края от 03.12.2004 N 59-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» реабилитированным лицам предоставляется мера социальной поддержки в виде оплаты тепловой энергии в размере 50% в пределах установленных нормативов потребления. Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированным лицами членов их семей.

Размер платы за потребленную тепловую энергию, исходя из нормативов потребления данного вида услуг, рассчитывается по формуле, установленной пунктом 1 приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 №307: Р=S х N х T, где

P – размер оплаты за отопление (руб.);

S – общая площадь отапливаемого помещения;

N – норматив потребления тепловой энергии на отопление;

T -тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Несмотря на это ООО «Фирма ПЖЭТ-2»расчет денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате тепловой энергии незаконно произведен исходя социальной нормы, а не общей площади жилого помещения.

В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования в полном объеме.

Кунгурова Е.И. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще.

Представитель ответчика Управления социальной защиты населения по Индустриальному району г.Барнаула (далее по тексту УСЗН) против иска возражал, указав, что в соответствии Законом Алтайского края «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения, размер компенсации определяется как сумма денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края. Денежные эквиваленты определяются организациями, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в связи с чем, УСЗН является ненадлежащим ответчиком по иску.

Аналогичную позицию в своем отзыве выразил представитель третьего лица - Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне («Главалтайсоцзащита»). Просил исключить из числа ответчиков Управление социальной защиты населения по Индустриальному району г.Барнаула, дело рассмотреть в его отсутствие.

Представитель ответчика ООО «Фирма ПЖЭТ-2» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещен надлежаще.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему выводу:

Судом установлено, что Кунгурова Е.И. является реабилитированным лицом и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, общей площадью *** кв.м., которая принадлежит её дочери Кунгуровой Ю.В. и внуку Кубышкину К.С. на праве общей долевой собственности.

Согласно выписки из домовой книги и финансового лицевого счета в указанном жилом помещении проживают Кунгурова Е.И., её супруг Кунгуров В.В., дочь Кунгурова Ю.В. и внук Кубышкин К.С., и они несут равную обязанность по оплате коммунальных услуг.

В соответствие с п.8 ст.3 Закона Алтайского края от 27.12.2007 N 156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» при наличии у гражданина права на получение компенсации на оплату одной и той же жилищно-коммунальной услуги по нескольким основаниям компенсация предоставляется по одному основанию.

В данном случае льготная площадь Кунгуровой Е.И. составляет *** кв.м.

Организацией, осуществляющей начисление платежей населению по дому <адрес> является ООО «Фирма ПЖЭТ-2».

Решением Управления социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула «О назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» истице назначена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Исходя из представленных УСЗН сведений льготная площадь по отоплению истице определена в размере 45,98 кв.м., исходя из чего произведет расчет денежной компенсации.

В соответствии со ст.16 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Российская Федерация обеспечивает софинансирование мер социальной поддержки указанным категориям граждан путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, исходя из фактической численности, в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Законом Алтайского края от 03.12.2004 N 59-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" установлено, что реабилитированным лицам предоставляется компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (тепловой энергии – в пределах установленных нормативов потреблений указанных услуг) меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей. (п.п.5 п.1 ст.2 Закона).

В силу положений ч.2 ст.6 Закона Алтайского края от 27.12.2007 N 156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» финансирование расходов на выплату компенсации гражданам, меры социальной поддержки которым установлены нормативными правовыми актами, указанными в п.8 статьи 1 настоящего Закона осуществляется из краевого бюджета в пределах средств, утвержденных на указанные цели в краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения. Уполномоченный орган ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формирует реестр получателей компенсации. Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленным федеральными нормативными актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 настоящего Закона. Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. (ст.4 Закона).

В Правилах определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением администрации Алтайского края от 01.04.2008. №126 (далее Правила) продублированы и детализированы положения вышеназванного Закона.

В соответствии с п.11,12 Правил решение о назначении компенсации принимается руководителем или уполномоченным им должностным лицом органа социальной защиты населения по месту жительства льготополучателя. Орган социальной защиты населения формирует на каждого льготополучателя личное дело, в которое брошюруются необходимые документы, а также решение руководителя органа социальной защиты населения о назначении компенсации. Размер компенсации ежемесячно определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг. (п.14).

В силу п.15 Правил расчет денежного эквивалента производят организации- поставщики услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края по определению мер социальной поддержки в натуральной форме. Орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями-поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии. (п.27 Правил).

Финансирование расходов на выплату компенсаций осуществляется из краевого бюджета, в том числе за счет средств, выделяемых на указанные цели из федерального бюджета, через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения на основании заявок и отчетов указанного органа. (31 Правил.) Ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, несут организации-поставщики услуг. Ответственность за достоверность предоставляемых отчетов возлагается на органы социальной защиты населения. (п.п.37,38 Правил).

Судом установлено, что в соответствии с п.27 Правил между Управлением социальной защиты населения по Индустриальному району г.Барнаула и ООО «Фирма ПЖЭТ-2» заключено соглашение об информационном обмене от ДД.ММ.ГГГГ, по условиям которого Управление обязуется ежемесячно в срок до *** числа направлять поставщику списки льготополучателей для осуществления им расчетов денежных эквивалентов, а Поставщик обязуется в срок до *** числа предоставлять в Управление сведения о денежных эквивалентах, рассчитанных для каждого льготополучателя, указанного в переданном Управлением списке в электронном виде в формате, предусмотренным приложением 1 к настоящему соглашению.

Согласно приложению №1 «Формат сведений» реквизиты графы 19 «общая площадь жилого помещения» заполняется органом социальной защиты и только в случае, если стоимость услуг считается от площади жилья.

Организация–поставщик (управляющая компания) заполняет только реквизиты граф 22,23,28 (сумма оплаты полная, сумма льготы, количество комнат).

Таким образом, судом установлено, что льготная площадь для расчета денежного эквивалента по оплате за отопление указывается Управлением социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула, а поэтому довод УСЗН о возможности организацией-поставщиком самостоятельно производить расчет денежного эквивалента мер социальной поддержки без учета данных УСЗН является несостоятельным.

Разрешая вопрос о правомерности действий Управления социальной защиты населения по Индустриальному району в части указания ООО «Фирма ПЖЭТ-2» для расчета денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате отопления площади не соответствующей общей площади жилого помещения, суд исходит из следующего.

В силу ст.2 Закона Алтайского края от 03.12.2004 № 59-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» данной категории граждан производится компенсация 50 процентов расходов на оплату тепловой энергии – в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг.

В силу п.14 Правил размер компенсации определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых жилищно-коммунальных услуг, на которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края ему установлены данные меры. Денежный эквивалент определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге исходя из платежа за коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента (п.16 Правил).

Согласно Приложению №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 №307 размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома определяется из расчета общей площади жилого помещения.

Постановлением администрации города Барнаула от 26.01.10 №290 «Об оплате жилищно-коммунальных услуг» норматив потребления коммунальных услуг для граждан, проживающих во всех видах жилищного фонда, независимо от формы собственности по отоплению определен в размере 0,02-0,033 гкал. на 1 кв.м. общей площади в связи с установлением уровня платежей по всем видам услуг в размере 100% от их стоимости.

Таким образом, на сегодняшний день в Алтайском крае отсутствует какой-либо нормативно-правовой акт, ограничивающий предоставление льгот по оплате отопления данной категории граждан определенным количеством метров жилого помещения.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что Управлением социальной защиты населения по Индустриальному району г.Барнаула необоснованно для организации-поставщика, производящей исчисление денежного эквивалента мер социальной поддержки, указывается площадь жилого помещения для расчета льгот по отоплению, отличающаяся от общей площади жилого помещения, а поэтому их действия в этой части являются незаконными.

Поскольку расчет денежного эквивалента производится организацией-поставщиком услуг, то суд полагает необходимым возложить на УСЗН по Индустриальному району г.Барнаула обязанность указания площади жилого помещения для расчета денежного эквивалента мер социальной поддержки исходя из площади жилого помещения в размере *** кв.м., начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку расчет денежного эквивалента производится организацией-поставщиком, то суд считает необходимым возложить на ООО «Фирма ПЖЭТ-2» обязанность произвести расчет денежного эквивалента льгот по оплате отопления исходя из площади жилого помещения, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п.9 ст.4 Закона Алтайского края от 27.12.2007 N 156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» выплата компенсации осуществляется уполномоченным органом ежемесячно путем перечисления сумм компенсации на личные счета граждан в банках либо через организации федеральной почтовой связи.

В силу Закона Алтайского края от 26.11.10 №100-ЗС «О краевом бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» (Приложение №5,10) обязанность выплаты денежной компенсации истцу неправильно исчисленного денежного эквивалента льгот по оплате отопления лежит на Управлении социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула.

В соответствии с п.п.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, к которым относится Управление социальной защиты населения по Индустриальному району, чьи не основанные на законе действия привели к нарушению прав истцов, то государственная пошлина, от уплаты которой в силу закона освобожден прокурор в доход местного бюджета не взыскивается.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконными действия Управления социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула по указанию для расчета компенсации расходов на оплату отопления Кунгуровой Е.И. для ООО «Фирма ПЖЭТ-2» исходя из социальной нормы площади жилья.

Обязать Управление социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула для расчета компенсации Кунгуровой Е.И. по оплате отопления указывать площадь жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>*** кв.м.

Обязать ООО «Фирма ПЖЭТ-2» произвести расчет компенсации по оплате за отопление Кунгуровой Е.И. из расчета площади жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> - *** кв.м., начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Управление социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула производить выплату компенсации по оплате за отопление Кунгуровой Е.И. из расчета *** кв.м. площади жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение суда может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Индустриальный районный суд города Барнаула в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.



Судья Е.А. Довиденко