О признании права на начисление льготной пенсии за выслугу лет. Вступило в законную силу.



Дело № 2-4233/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 декабря 2011 года Индустриальный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего Любимовой И.А.,

при секретаре Худойкиной И.В.,

с участием истца Щенникова А.Л. и его представителя Тяжина С.Н.,

представителя ответчика Курносовой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

Щенникова А.Л. к Управлению Пенсионного фонда в городе Барнауле Алтайского края о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочно трудовой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к ответчику, в котором просил:

- признать недействительным решение об отказе в установлении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ***;

- признать периоды работы в должности авиамеханика с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности авиатехника с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности авиатехника с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Барнаульском государственном авиационном предприятии, как периоды работы в должностях, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии;

- за исключением периодов изучения новой авиационной техники с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отпуск без сохранения заработной платы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ изучение технологии ремонта лопастей вертолета ***, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отпуск без сохранения заработной платы;

- дату выплаты пенсии считать со ДД.ММ.ГГГГ,

мотивируя тем, что в спорные периоды был полный рабочий день занят оперативным и периодическим аэродромным техническим обслуживанием воздушных судов.

Истец в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в заявлении, ссылаясь на то, что в спорные периоды осуществлял трудовую деятельность в должности авиамеханика и авиатехника, обслуживал авиационную технику в течение полного рабочего дня вне ангаров, устраняя неисправности воздушных судов, заменяя смазку; работал и на обслуживании дополнительной техники; в выходные дни совмещал основную работу с должностью маляра.

Представитель истца в судебном заседании поддержал позицию доверителя.

Представитель ответчика ГУ Управления Пенсионного фонда в городе Барнауле Алтайского края возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Выслушав пояснения истца и его представителя, представителя ответчика, показания свидетеля, изучив письменные материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.

Это право закреплено также международными правовыми актами на уровне СНГ. В частности, Конвенция о правах и основных свободах человека, подписанная в Минске 26 мая 1995 года, содержит положения о том, что каждый человек имеет право на социальное обеспечение (ст.16 в соответствующей части).

Федеральный закон от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.

В соответствии со статьей 27 п. 1 пп. 15 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего ФЗ, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 20 лет в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации и имеют страховой стаж в гражданской авиации не менее 25 лет.

В случае если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам.

В силу п. 2 ст. 27 указанного Закона Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия досрочно, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

При досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации, в следующем порядке: при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам инженерно-технического состава, занятым на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, - Список должностей инженерно-технического состава авиации, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 года N 459.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ГУ УПФР Российской Федерации в городе Барнауле Алтайского края с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ*** подтвержден страховой стаж 34 года 2 месяца 11 дней, специальный стаж работы в соответствие с пп. 15 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» – 9 лет 10 месяцев 21 день. Периоды работы в качестве мастера-компрессорщика с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в качестве авиамеханика с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в качестве авиатехника с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в качестве авиатехника в ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не засчитаны в специальный стаж, т.к. предоставленными документами не подтверждается занятость в течение полного рабочего дня на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов, кроме занятости на работах во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях. Периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ, в учебном отпуске с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не зачтены в специальный стаж в соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516. Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не зачтен в специальный стаж, т.к. запись в трудовую книжку внесена с исправлениями. Справка о стаже, выданная МП «***» ДД.ММ.ГГГГ*** не может быть принята во внимание в связи с тем, что предприятие ликвидировано ДД.ММ.ГГГГ.

Суд не может согласиться с обжалуемым решением в полном мере исходя из следующего.

Судом установлено, что истец Щенников А.Л. ДД.ММ.ГГГГ зачислен на должность стажера-авиамеханика в ***.

ДД.ММ.ГГГГ переведен авиамехаником ***, разряд ***.

ДД.ММ.ГГГГ переведен авиамехаником ***, *** разряд, вертолет, и ДД.ММ.ГГГГ уволен по собственному желанию.

ДД.ММ.ГГГГ принят авиатехником самолета *** по *** разряду производство № *** АТБ в ***.

ДД.ММ.ГГГГ переведен главным механиком ***.

ДД.ММ.ГГГГ уволен по ст. 29 ч. 5 КЗоТ Российской Федерации.

Барнаульское государственное авиационное предприятие ликвидировано.

В соответствие с п. 11 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет отдельным категориям работников гражданской авиации и летно-испытательного состава, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 11.12.1987 N 1412 "О дальнейшем улучшении пенсионного обеспечения работников гражданской авиации", пенсии за выслугу лет работникам инженерно-технического состава назначаются: начальникам смен, инженерам всех наименований, мастерам (контрольным мастерам), авиационным техникам (механикам, мотористам) всех наименований, непосредственно занятым на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов на предприятиях (объединениях), в летно-испытательных комплексах (станциях) научно-исследовательских, авиационно-спортивных организаций и заводов, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений гражданской авиации.

В ходе рассмотрения дела установлено, что в спорные периоды истец осуществлял деятельность в качестве авиамеханика и авиатехника в течение полного рабочего дня и полной рабочей неделе непосредственно на аэродроме осуществлял свою деятельность по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов на Барнаульском государственном авиационном предприятии.

Данный факт подтверждается следующими доказательствами.

В трудовой книжке указаны периоды работы истца в качестве авиатехника и авиамеханика в АТБ Барнаульского государственного авиационного предприятия.

Авиационно-техническая база (АТБ) является основным в инженерно-авиационной службе организационно-обособленным комплексом производственных и функциональных структур авиапредприятия, осуществляющим инженерно-авиационное обеспечение полетов, что подтверждается справкой-разъяснением от ДД.ММ.ГГГГ***.

Авиационно-техническая база, на которой истец работал в спорные периоды, построена в *** году, и, как видно из технической инвентаризации основных строений, ангары, в которые бы ставили авиационную технику, на АТБ отсутствовали.

В Типовом положении об авиационно-технической базе эксплуатационного предприятия гражданской авиации, утвержденной приказом Министра Гражданской авиации СССР № 215 от 17.04.1968 года, закреплены основные функции, возложенные на АТБ, состоящие из выполнения непосредственно в аэропорту базирования и на оперативных аэродромах всего комплекса работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту всех типов авиационной техники, закрепленной за АТБ; технической обслуживание самолетов других управлений, прилетающих в данный аэропорт.

Каждая техническая бригада комплектуется из авиатехников, авиамехаников, авиамотористов и возглавляется наиболее опытным авиатехником-бригадиром, который совмещает свою работу по техническому обслуживанию самолетов с руководством бригадой (п. 5.6 Типового положения).

В Наставлении по технической эксплуатации и ремонту авиационной технике в гражданской авиации СССР, утвержденному приказом Министра Гражданской авиации № *** от ДД.ММ.ГГГГ, и являющемуся типовой должностной инструкцией для инженерно-технического состава, осуществляющего эксплуатацию и ремонт авиационной техники, работников служб, обеспечивающих полеты и техническое обслуживание воздушных судов, указаны обязанности авиационного техника и авиационного механика, связанные с техническим обслуживанием, ремонтом и эксплуатацией авиационной техники.

На основании пп. "и" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 года N 537 при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам инженерно-технического состава, занятым на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, применяется Список должностей инженерно-технического состава авиации, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР N 459 от 04.09.1991 года, согласно которому, к таким должностям отнесены: авиационные техники (механики, мотористы) всех наименований; мастера всех наименований; инженеры всех наименований; начальники цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов.

Должностной инструкцией авиационного техника по ЛАиД цеха технического обслуживания воздушных судов ***, ***, ***, применяемых в народном хозяйстве, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ начальником АТБ Барнаульского государственного авиапредприятия, предусмотрены обязанности авиационного техника, который обязан знать обслуживаемую авиационную технику, эксплуатационную документацию на нее, организацию и технологию ее ТО, выполнять демонтажно-монтажные работы, работы по замене агрегатов и элементов конструкции; уметь определять техническое состояние ВС, принимать меры по устранению выявленных отклонений от технических требований; докладывать технику-бригадиру о выявленных в полете и обнаруженных при ТО отказах и неисправностях и выполнять указания по их устранению. При работе на временном аэродроме авиатехник обязан обеспечивать надежное хранение ВС на стоянке.

Из карты аттестации рабочих мест по условиям труда авиапреприятия «Алтай», которое организовано и осуществляет свою деятельность на той же авиационно-технической базе, следует, что условия труда авиатехников оцениваются как вредные.

Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО1 суду показал, что истец в качестве авиатехника и авиамеханика работал непосредственно на аэродроме, на стоянке самолетов, т.к. ангаров на базе не было, занимался обслуживанием авиатехники под открытым небом, ему выдавалась спецодежда для работы под открытым небом.

Доказательства работы истца во внеарэродромных условиях не представлены.

В соответствие с п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Списком должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 04.09.1991 N 459 предусмотрена должность «Авиационные техники (механики, мотористы) всех наименований».

Право на пенсию за выслугу лет имеют перечисленные в Списке работники, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, летно - испытательных (контрольно - испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий системы Министерства обороны СССР, МВД СССР И КГБ СССР (вольнонаемный состав), научно - исследовательских и авиационно - спортивных организациях, а также в летных и учебно - летных отрядах учебных заведений авиации.

Согласно постановлению Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22 (ред. от 29.05.1991) "Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день" не предусмотрен сокращенный день для авиационных техников всех наименований, мастеров, инженеров, начальников цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов.

Занятость указанных работников на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, подтверждается по справкам, выдаваемым соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями

Согласно справке уточняющей особый характер работы или условий труда, необходимых для назначения льготной пенсии, Щенников А.Л. полный рабочий день был занят непосредственно оперативным и периодическим аэродромным техническим обслуживанием судов в периоды раюоты: стажера авиамеханика с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; авиационного механика с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; авиационного техника с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; авиационного техника с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; главного механика с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В документах архивного фонда Барнаульского государственного авиационного предприятия «Лицевые счета по заработной плате работников авиаотряда» за ***-*** годы имеются сведения о заработной плате Щенникова А.Л. «а/мех», «а/т», «а/тех», «а/техника» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается архивной справкой от ДД.ММ.ГГГГ***.

В документах архивного фонда Барнаульского государственного авиационного предприятия «Лицевые счета по заработной плате работников авиаотряда» за ***-*** годы имеются сведения о заработной плате Щенникова А.Л. – «а/техника», «а/техн», «а/т» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается архивной справкой от ДД.ММ.ГГГГ***.

В документах архивного фонда Барнаульского государственного авиационного предприятия «Лицевые счета по заработной плате работников авиаотряда» за ***-*** годы имеются сведения о заработной плате Щенникова А.Л. – «а/техника», «гл. механика» за период с мая *** года по апрель *** года, что подтверждается архивной справкой от ДД.ММ.ГГГГ***.

Согласно архивной справке от ДД.ММ.ГГГГ*** в личной карточке ф. Т-2 в графе «отпуска» имеется запись «***»; на ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Щенникову А.Л. был предоставлен отпуск без содержания на свадьбу; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Щенников А.Л. был направлен в <адрес> (изучение технологии ремонта лопастей вертолета *** с сохранением среднего заработка; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Щенникову А.Л. был предоставлен отпуск без содержания.

Документы, в которых имелись бы сведения о работе истца в режиме сокращенного рабочего дня и в режиме неполной рабочей недели, отсутствуют.

С учетом всех исследованных судом доказательств в их совокупности, суд пришел к выводу, что истец в спорные периоды работал в должностях авиатехника и авиамеханика на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации в условиях аэродрома в течение полного рабочего дня и полной рабочей недели, в связи с чем эти периоды подлежат зачету в льготный стаж.

Истцу в специальный стаж ответчиком засчитано 9 лет 10 месяцев 21 день.

ДД.ММ.ГГГГ истцу исполнилось 55 лет.

С учетом включения периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж, стаж работы на работах с тяжелыми условиями труда истца составляет 24 года, 4 месяца 5 дней, следовательно, пенсия подлежит назначению истцу со ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 98 ГПК Российской Федерации с ответчика в пользу истца следует взыскать расходы по оплате государственной пошлины в сумме *** рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Щенникова А.Л. удовлетворить.

Признать решение № *** Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Барнауле Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в назначении Щенникову А.Л. трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 15 п.1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» незаконным.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Барнауле Алтайского края включить Щенникову А.Л. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периоды работы:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве авиамеханика на ***,

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве авиатехника на ***;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве авиатехника на ***.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Барнауле Алтайского края назначить Щенникову А.Л. досрочную трудовую пенсию по старости со ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Барнауле Алтайского края в пользу Щенникова А.Л. расходы по оплате государственной пошлины в сумме *** рублей.

Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в кассационном порядке в Алтайский краевой суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий И.А.Любимова

***