О предоставлении льгот на оплату жилого помещения. Вступило в законную силу.



Дело № 2-4656/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 декабря 2011 года город Барнаул

Индустриальный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе: председательствующего судьи Лапиной Л.Ю.,

при секретаре Петровой Ю.В.,

с участием процессуального истца Беликова Е.Г., истца Полинкина В.И., представителя ответчика Управления социальной защиты населения по Индустриальному району г. Барнаула Осколкова А.Н., представителя ответчика ТСЖ «Ковчег» Бугакова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Индустриального района города Барнаула в интересах Полинкина В.И. к Управлению социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула, Товариществу собственников жилья «Ковчег» о признании действия незаконным, возложении обязанности произвести перерасчет оплаты за жилое помещение,

у с т а н о в и л:

Прокурор Индустриального района города Барнаула обратился в суд в интересах Полинкина В.И. к ответчикам с иском о признании незаконными действий ответчиков по расчету и назначению истцу 50% льготы за отопление, исходя из социальной нормы площади жилья, обязании ответчика УСЗН по Индустриальному району г. Барнаула указать общую площадь жилого помещения в размере *** кв.м., произвести назначение и выплату компенсации по оплате за отопление исходя из общей площади жилого помещения – *** кв.м. с момента подачи искового заявления, обязании ТСЖ «Ковчег» произвести расчет 50% льготы за отопление исходя из общей площади, занимаемого им жилого помещения – *** кв.м. с момента подачи искового заявления.

В обоснование иска прокурором указано на то, что истец является реабилитированным лицом и обеспечивается мерами социальной поддержки в соответствии со ст.16 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» и законами субъектов Российской Федерации. Согласно п.5 ч.1 ст.2 Закона Алтайского края «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» реабилитированным лицам предоставляется мера социальной поддержки в виде оплаты тепловой энергии в размере 50% в пределах установленных нормативов потребления. Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированным лицами членов их семей.

Размер платы за потребленную тепловую энергию, исходя из нормативов потребления данного вида услуг, рассчитывается по формуле, установленной пунктом 1 приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.06 № 307: Р=S х N х T, где

S – общая площадь отапливаемого помещения;

N –тариф потребления тепловой энергии на отопление;

T -тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Несмотря на это, ответчиком ТСЖ «Ковчег» (организация-поставщик) расчет денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате тепловой энергии незаконно произведен из расчета социальной нормы, а не общей площади жилого помещения.

Определением Индустриального районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в соответствии со ст. 43 ГПК Российской Федерации привлечено Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне («***»).

В судебном заседании прокурор и материальный истец исковые требования поддержали в полном объеме.

Представитель ответчика Управления социальной защиты населения по Индустриальному району г. Барнаула просил в иске отказать. Представил в суд отзыв на исковое заявление, в котором возражал против удовлетворения иска, указал на то, что в соответствии Законом Алтайского края «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения, размер компенсации определяется как сумма денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края. Денежные эквиваленты определяются организациями, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (л.д.***).

Представитель ответчика ТСЖ «Ковчег» в судебном заседании оставил разрешение данного спора на усмотрение суда.

Представитель третьего лица «Главалтайсоцзащита» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, представил отзыв, согласно которому просит рассмотреть дело в его отсутствие, возражал против удовлетворения иска (л.д. ***).

В силу ст.167 ГПК Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что истец является реабилитированным лицом (л.д.***), проживает в жилом помещении, расположенном по адресу <адрес>, общей площадью *** кв.м. Лицевой счет открыт на Полинкина В.И. (л.д.***). С истцом проживает также Полинкина В.В. (жена) (л.д.***).

Полинкин В.И. является собственником *** доли в квартире № *** по <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. ***).

Супруга истца является собственником *** доли в данной квартире.

Общая площадь согласно выписке из технического паспорта составляет *** кв.м. (без балкона) в соответствии со ст. 15 ЖК Российской Федерации.

Решением Управления социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула «О назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» истцу назначена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.***).

Исходя из представленных УСЗН сведений льготная площадь по отоплению истцу определена в размере *** кв.м., количество проживающих – 2 человека, исходя из чего произведен расчет денежной компенсации (л.д.***).

Конституцией Российской Федерации установлено, что координация вопросов здравоохранения; защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации).

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Закона и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второе настоящей статьи (ст.76 Конституции Российской Федерации).

Более детально принципы организации органов государственной власти субъекта Российской Федерации нашли свое отражение в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации от 06.10.1999.

Вышеназванным Законом закреплены принципы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий. (п.п. «е», «ж» ст.1 Закона). Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в настоящий Федеральный закон, путем принятия новых федеральных законов, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации либо путем внесения соответствующих изменение и (или) дополнений в указанные действующие акты (ст.1 Закона).

В соответствии со ст.16 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18.10.1991 г. реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Российская Федерация обеспечивает софинансирование мер социальной поддержки указанным категориям граждан путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, исходя из фактической численности, в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Законом Алтайского края от 03.12.2004 г. №59-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» установлено, что реабилитированным лицам предоставляется компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (тепловой энергии – в пределах установленных нормативов потреблений указанных услуг) меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей. (п.п.5 п.1 ст.2 Закона).

В силу положений ч.2 ст.6 Закона Алтайского края «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» финансирование расходов на выплату компенсации гражданам, меры социальной поддержки которым установлены нормативными правовыми актами, указанными в п.8 статьи 1 настоящего Закона (законом Алтайского края от 03.12.04 «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий»), осуществляется из краевого бюджета в пределах средств, утвержденных на указанные цели в краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения. Уполномоченный орган ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формирует реестр получателей компенсации. Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленным федеральными нормативными актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 настоящего Закона. Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (ст.4 Закона).

В Правилах определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ. №*** (далее Правила) продублированы и детализированы положения вышеназванного Закона.

В соответствии с п.11,12 Правил решение о назначении компенсации принимается руководителем или уполномоченным им должностным лицом органа социальной защиты населения по месту жительства льготополучателя. Орган социальной защиты населения формирует на каждого льготополучателя личное дело, в которое брошюруются необходимые документы, а также решение руководителя органа социальной защиты населения о назначении компенсации.

Размер компенсации ежемесячно определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг (п.14).

В силу п.15 Правил расчет денежного эквивалента производят организации- поставщики услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края по определению мер социальной поддержки в натуральной форме. Орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями-поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии (п.27 Правил).

Финансирование расходов на выплату компенсаций осуществляется из краевого бюджета, в том числе за счет средств, выделяемых на указанные цели из федерального бюджета, через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения на основании заявок и отчетов указанного органа. (31 Правил.) Ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, несут организации-поставщики услуг. Ответственность за достоверность предоставляемых отчетов возлагается на органы социальной защиты населения (п.п.37,38 Правил).

Судом установлено, что в соответствии с п.27 Правил между Управлением социальной защиты населения по Индустриальному району г. Барнаула и ТСЖ «Ковег» заключено соглашение об информационном обмене № *** от ДД.ММ.ГГГГ, согласно п.2.1.1 которого Управление обязуется ежемесячно в срок до *** числа направлять поставщику списки льготополучателей для осуществления им расчетов денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в формате, предусмотренном приложением 1 к настоящему соглашению, в электронном виде. Поставщик в силу п.2.2.1 Соглашения обязуется в срок до *** числа предоставлять в Управление сведения о денежных эквивалентах, рассчитанных для каждого льготополучателя, указанного в переданном Управлением списке в электронном виде в формате, предусмотренным приложением 1 к настоящему соглашению (л.д.***).

Согласно приложению №1 «Формат сведений» реквизиты графы 19 «общая площадь жилого помещения» заполняется органом социальной защиты и только в случае, если стоимость услуг считается от площади жилья (л.д.***).

Организация–поставщик (управляющая компания) заполняет только реквизиты граф 22,23,28 (сумма оплаты полная, сумма льготы, количество комнат).

Судом установлено, что льготная площадь для расчета денежного эквивалента по оплате за отопление указывается Управлением социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула.

Изложенный в отзыве довод представителя органов социальной защиты населения, относительно возможности организацией-поставщиком самостоятельно производить расчет денежного эквивалента мер социальной поддержки без учета данных УСЗН является несостоятельным, поскольку в силу п.2.1.2 Соглашения на УСЗН лежит обязанность направлять поставщику в электронном виде в формате, предусмотренном Положением 1 к настоящему Соглашению, при возникновении обстоятельств влекущих изменение размеров денежных эквивалентов. Из анализа данного Соглашения в целом следует, что организация-поставщик несет ответственность за правильность исчисления денежного эквивалента с учетом предоставленных УСЗН параметров для исчисления денежного эквивалента.

Разрешая вопрос о правомерности действий Управления социальной защиты населения по Индустриальному району в части указания ТСЖ «Ковчег» для расчета денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате отопления площади не соответствующей общей площади жилого помещения, суд исходил из следующего.

Как было указано выше, в силу ст.2 Закона Алтайского края «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» данной категории граждан производится компенсация 50 процентов расходов на оплату тепловой энергии – в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг.

В силу п.14 Правил размер компенсации определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых жилищно-коммунальных услуг, на которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края ему установлены данные меры. Денежный эквивалент определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге исходя из платежа за коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента. (п.16 Правил). Данными Правила установлены нормативы потребления только сжиженного газа в баллонах и твердого топлива. (п.17-20 Правил)

Норматив потребления коммунальной услуги – месячный объем потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме при отсутствии приборов учета (п.2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.06 №306). Согласно Приложению №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.06 №307 размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома определяется из расчета общей площади жилого помещения.

Постановлением администрации города Барнаула «Об оплате жилищно-коммунальных услуг» от ДД.ММ.ГГГГ*** норматив потребления коммунальных услуг для граждан, проживающих во всех видах жилищного фонда, независимо от формы собственности по отоплению определен в размере *** гкал. на 1 кв.м. общей площади в связи с установлением уровня платежей по всем видам услуг в размере 100% от их стоимости.

Таким образом, на сегодняшний день в Алтайском крае отсутствует какой-либо нормативно-правовой акт, ограничивающий предоставление льгот по оплате отопления данной категории граждан определенным количеством метров жилого помещения.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что Управлением социальной защиты населения по Индустриальному району г.Барнаула необоснованно для организации-поставщика, производящей исчисление денежного эквивалента мер социальной поддержки, указывается площадь жилого помещения для расчета льгот по отоплению, отличающаяся от общей площади жилого помещения.

Таким образом, в этой части действия ответчика Управления социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула являются незаконными.

Расчет денежного эквивалента производится организацией-поставщиком услуг. С учетом того, что в ТСЖ «Ковчег» Управлением социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула представлена информация для расчета денежного эквивалента с учетом площади жилого помещения *** кв.м., данный ответчик обязан указывать площадь жилого помещения для расчета денежного эквивалента мер социальной поддержки в размере *** кв.м.

Расчет денежного эквивалента производится организацией-поставщиком, в связи с чем на ТСЖ «Ковчег» суд считает необходимым возложить обязанность произвести расчет денежного эквивалента льгот по оплате отопления исходя из общей площади жилого помещения, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п.п.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, к которым относится Управление социальной защиты населения по Индустриальному району, чьи не основанные на законе действия привели к нарушению прав истцов, то государственная пошлина, от уплаты которой в силу закона освобожден прокурор в доход местного бюджета не взыскивается.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования удовлетворить.

Признать незаконными действия Управления социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула по указанию для расчета компенсации расходов на оплату отопления Полинкина В.И. для Товарищества собственников жилья «Ковчег» исходя из социальной нормы площади жилья.

Обязать Управление социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула для расчета компенсации по оплате отопления Полинкина В.И. указывать общую площадь жилого помещения, расположенного по адресу <адрес> в размере *** кв.м.

Обязать Товарищество собственников жилья «Ковчег» произвести расчет компенсации по оплате за отопление Полинкина В.И. из расчета *** кв.м. общей площади жилого помещения, расположенного по адресу <адрес> начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Управление социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула производить выплату компенсации по оплате за отопление Полинкина В.И. из расчета *** кв.м. общей площади жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Индустриальный районный суд г. Барнаула в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме.

Верно,судья Л.Ю. Лапина

Именем Российской Федерации