О взыскании сумм возмещения вреда здоровью. Вступило в законную силу.



Дело №2-868/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 марта 2012 года г.Барнаул

Индустриальный районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе председательствующего судьи Гончаровой Ю.В., при секретаре Головиной Я.В., с участием истца Шабановой В.Н., ее представителя Пономаревой Е.А., представителя ответчика Осколкова А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шабановой В.Н., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО1 к Управлению социальной защиты населения по Индустриальному району г.Барнаула о взыскании денежных сумм,

у с т а н о в и л:

Истец Шабанова В.Н. обратилась в суд с иском в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, к ответчику Управлению социальной защиты населения по Индустриальному району г.Барнаула, просила взыскать с ответчика в свою пользу задолженность по ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере *** руб., взыскать с ответчика в свою пользу на несовершеннолетнего ребенка ФИО1 задолженность по ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере *** руб., взыскивать с ответчика в свою пользу и на несовершеннолетнего ребенка ФИО1 ежемесячную денежную компенсацию возмещения вреда здоровью в размере по *** руб. на каждую с дальнейшей компенсацией в соответствии с действующим законодательством, взыскать с ответчика в свою пользу на несовершеннолетнего ребенка ФИО1 задолженность по ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере *** руб. и взыскивать с ответчика в свою пользу на несовершеннолетнего ребенка ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере *** руб. с дальнейшей компенсацией в соответствии с действующим законодательством.

В обоснование заявленных требований истец указала, что она и ее несовершеннолетняя дочь ФИО1 являлись членами семьи инвалида второй группы ФИО2, получившего инвалидность вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. В соответствии с ч.4 ст.14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 13-15 части первой настоящей статьи, распространяются на семьи умерших инвалидов. После смерти ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ ответчик назначил истцу и ее несовершеннолетней дочери ежемесячную компенсацию в возмещение вреда здоровью по случаю потери кормильца в размере *** руб. на каждого. Поскольку супруг истца при жизни получал компенсацию в возмещение вреда в размере *** руб., имел на иждивении супругу и несовершеннолетнюю дочь, то размер компенсации должен быть исчислен от этой суммы и составлять *** руб. ежемесячно. Также указывает, что ответчик незаконно отказал в предоставлении несовершеннолетней ФИО1 компенсации на приобретение продовольственных товаров, требуя заключение межведомственного экспертного совета об установлении причинной связи заболевания, приведшего к смерти кормильца, с последствиями чернобыльской катастрофы.

В судебном заседании истец Шабанова В.Н., представитель истца Пономарева Е.А. поддержали исковые требования по изложенным в исковом заявлении основаниям, просили их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Управления социальной защиты населения по Индустриальному району г.Барнаула Осколков А.Н. возражал против удовлетворения исковых требований по изложенным в письменном отзыве основаниям.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.

Социальная поддержка граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы регулируется положениями Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 N 1244-1.

Согласно ст.13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие Чернобыльской АЭС» (далее Закон) к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в том числе инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы. В соответствии с п.13,15 ст.14 Закона данным гражданам гарантируются, в том числе ежемесячная денежная компенсация им, а также проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста, на приобретение продовольственных товаров и ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС

В соответствии с положениями ч. 2 ст. 13, п. 25 ч. 1 ст. 14 названного закона (в редакции закона от 24.11.1995г.) инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантировалось возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

Эта же норма в редакции Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ предусматривает, что возмещение вреда гражданам, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, а в случае их смерти - нетрудоспособным членам семьи, находившимся на их иждивении, производится в твердых суммах в зависимости от группы инвалидности (инвалидам I группы - 5000 рублей, инвалидам II группы - 2500 рублей, инвалидам III группы - 1000 рублей), а не исходя из заработка.

В судебном заседании установлено, что ФИО2 являлся инвалидом второй группы вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, что подтверждается справкой МСЭ-2001 № *** (л.д.***).

Истец Шабанова В.Н. являлась супругой ФИО2, что подтверждается свидетельством о заключении брака (л.д. ***) Несовершеннолетняя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, является дочерью ФИО2, что подтверждается свидетельством о рождении (л.д. ***).

Решением Индустриального районного суда г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ комитет по социальному и пенсионному обеспечению Индустриального района г.Барнаула обязан рассчитывать сумму возмещения вреда ФИО2, исходя из условного месячного заработка в период работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.***). Решением Индустриального районного суда г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ Управление социальной защиты населения по Индустриальному району г.Барнаула с ДД.ММ.ГГГГ обязано выплачивать ФИО2 сумму ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в размере *** руб. с дальнейшей индексацией в соответствии с действующим законодательством (л.д.***). Данные решения суда вступили в законную силу.

На основании данных решений согласно справке Управления социальной защиты населения по Индустриальному району г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ*** с ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 получал данную компенсацию в размере *** руб. (л.д.***). Также ФИО2 и его дочери ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячно выплачивалась компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере по *** руб. (л.д.***).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умер (свидетельство о смерти - л.д.***).

Из пояснений истца и ее представителя в судебном заседании, искового заявления следует, что истец и несовершеннолетняя ФИО1 являлись членами семьи умершего чернобыльца-инвалида, проживали совместно с ним по одному адресу, вели общее хозяйство.

Меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2,3,7,8,12-15 ч.1 ст.14 Закона, распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье. Членам семей или лицам, взявшим на себя организацию похорон, выплачивается пособие на погребение в размере 2 000 рублей (часть 4 ст.14 Закона).

После смерти ФИО2 члены его семьи: супруга Шабанова В.Н. и дочь ФИО1 признаны его иждивенцами, в связи с чем им Управлением социальной защиты населения по Индустриальному району г.Барнаула с ДД.ММ.ГГГГ назначена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью в размере по *** руб. (л.д.***).

Истец не согласен с данным размером компенсации. Однако суд не согласен с доводам истца пор следующим основаниям.

Впервые право на получение денежных компенсаций по возмещению вреда было закреплено в пункте 25 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции Федерального закона от 24.11.1995 N 179-ФЗ, введенном в действие с 02.03.1996.

Названная норма Закона сама по себе только устанавливала право на компенсации, а в части определения размеров возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС отсылала к законодательству Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с производством, т.е. к Правилам возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 24.12.1992 (в редакции Федерального закона от 24.11.1995 N 180-ФЗ).

Федеральным законом от 12.02.2001 №5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", введенным в действие с 15.02.2001 в базовый Закон были внесены изменения и дополнения.

Так, пункт 25 статьи 14 изложен в новой редакции, предусматривающей назначение возмещения вреда исключительно в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности без учета какого-либо заработка:

инвалидам 1 группы – 5 000 руб.,

инвалидам 2 группы – 2 500 руб.,

инвалидам 3 группы – 1 000 руб.

Статья 14 базового Закона была дополнена новой частью второй следующего содержания:

"В случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 25 части первой настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число".

Выплата ежемесячной денежной компенсации производится органами социальной защиты населения или иными государственными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Из содержания этой нормы видно, что нетрудоспособные иждивенцы умершего инвалида имеют право после 15.02.2001 не на любую компенсацию, а только на ту, которая предусмотрена действующей после 15.02.2001 редакцией пункта 25 части первой статьи 14 Закона, а в этом пункте с 15.02.2001 предусмотрены только твердые суммы. Указанным законом предусмотрена выплата компенсации инвалиду второй группы в сумме 2500 руб.

Это означает, что размер компенсации члену семьи инвалида, умершего после вступления в действие Федерального закона от 12.02.2001 №5-ФЗ, может быть определен только исходя из твердой суммы, предусмотренной пунктом 25 части первой статьи 14 базового Закона.

Положения ч.2 ст.14 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» были предметом проверки Конституционного суда Российской Федерации и не были признаны неконституционными. В постановлении №11-П от 19.06.2002 Конституционный суд Российской Федерации указал, что право выбора - получать возмещение вреда в твердых суммах или в размере, который исчисляется из заработка, не предоставляется инвалидам - чернобыльцам, а в случае их смерти - нетрудоспособным членам семьи, находившимся на их иждивении, впервые обратившимся за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона от 12.02.2001.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2001 №607 был утвержден Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Согласно абзацу второму пункта 3 данного Порядка в случае смерти инвалида размер денежной компенсации, приходящейся на всех нетрудоспособных иждивенцев, определяется как разность между всем размером денежной компенсации по соответствующей группе инвалидности и частью, приходящейся на самого кормильца. Для определения размера денежной компенсации, приходящейся на каждого нетрудоспособного иждивенца, размер денежной компенсации, приходящейся на всех нетрудоспособных иждивенцев, делится на их число.

Аналогичная норма содержится и в абзаце втором пункта 4 Разъяснения Минтруда России 30.11.2001 №6, утвержденного постановлением Минтруда от 30.11.2001 №83.

В связи с тем что законодательством не предусматривалась возможность назначения возмещения вреда членам семьи умершего инвалида-чернобыльца исходя из денежной суммы, которая ему была сохранена после 15.02.2001, сама истец и несовершеннолетний ребенок до 15.02.2001 получателем денежной компенсации возмещения вреда в связи со смертью кормильца не являлась, впервые обратилась за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона от 12.02.2001№5-ФЗ, назначение и выплата данной компенсации должны осуществляться исходя из суммы компенсации, предусмотренной п.15 ч.1 ст.14 Закона РФ от 15.05.1991 N1244-1 (в ред., действующей на момент смерти супруга истца).

Утверждение истца и ее представителя о необходимости применения к ней части второй статьи 2 Федерального закона от 12.02.2001 N 5-ФЗ (в ред. Федерального закона от 26.04.2004 N 31-ФЗ) во взаимосвязи с частью первой этой же статьи является необоснованным, поскольку часть первая и часть вторая регулируют различные правоотношения: часть первая статьи 2 предоставляет право сохранения ранее назначенных денежных сумм инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, а часть вторая регламентирует порядок и условия возникновения права на возмещения вреда у членов семьи граждан, не являвшихся инвалидами.

С учётом изложенного, суд полагает, что исковые требования в части определения размера компенсации в возмещение вреда здоровью, исходя из размера получаемой компенсации ФИО2, необоснованны и не подлежат удовлетворению.

В части требований о выплате несовершеннолетней дочери ФИО2 суд соглашается с доводами истца.

Согласно части 4 пункта 15 ст.14 Закона право на ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров имеют несколько категорий граждан, в том числе семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье (документом, подтверждающим право на получение льгот является удостоверение инвалида).

Пунктом 2 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 907 "О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" указан расширенный перечь документов (в том числе и заключение межведомственного экспертного совета об установлении причинной связи заболевания, приведшего к смерти кормильца, с последствиями чернобыльской катастрофы) для лиц, которым гарантируется право на получение компенсации на приобретение продовольственных товаров. На основании этого перечня предоставляется льгота всем категориям граждан, указанных в пункте 15 ст.14 Закона, в том числе и тем, у кого подтверждается это право экспертным заключением. ФИО1 относится к членам семьи инвалида, на которого распространялись меры социальной поддержки. Право на получение подтверждается удостоверением инвалида, копия которого находится у ответчика. Следовательно, требование о предоставлении заключения межведомственного экспертного совета об установлении причинной связи заболевания, приведшего к смерти кормильца, с последствиями чернобыльской катастрофы является неправомерным.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 1 декабря 1997 года N 18-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона "О несении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" при реализации закрепленного статьей 42 Конституции Российской Федерации права каждого на возмещение ущерба государство обязано гарантировать стабильность, не допускается во всяком случае снижение установленного объема и размера возмещаемого вреда, установленного в гражданско-правовом порядке. Сокращая ежемесячную сумму возмещения вреда здоровью, прекращая ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров, ответчик тем самым снизил объем возмещаемого вреда, что противоречит Конституции РФ.

29 мая 2004 г. вступил в законную силу Федеральный Закон от 26.04.04 № 31-Ф3, который нес изменения и дополнения в часть третью статьи 5 Закона, согласно которому размеры выплат гражданам, установленные законом ежегодно индексируются исходя из ровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Постановление Правительства РФ от 08.12.2011 N 1019 "Об индекссщии в 2012 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся оздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также исследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" с 1 января 2012 г. индексация размеров сумм возмещения вреда осуществляется с применением коэффициента 1,06 исходя из уровня инфляции.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковые требования Шабановой В.Н., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО1, удовлетворить частично.

Взыскать с Управления социальной защиты населения по Индустриальному району г.Барнаула за счет средств федерального бюджета в пользу Шабановой В.Н. на содержание несовершеннолетней ФИО1 задолженность по ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере *** рубля *** копеек.

Обязать Управление социальной защиты населения по Индустриальному району г.Барнаула за счет средств федерального бюджета выплачивать Шабановой В.Н. на содержание несовершеннолетней ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере *** рублей *** копеек с дальнейшей индексацией в соответствии с действующим законодательством.

В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Индустриальный районный суд города Барнаула в течение месяца со дня принятия решения в мотивированном виде путем подачи апелляционной жалобы.

Судья Ю.В.Гончарова

Именем Российской Федерации