О взыскании суммы неуплаченных таможенных платежей и пени за просрочку их уплаты. Не вступило в законную силу.



Дело № 2-1061/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 апреля 2012 года г.Барнаул

Индустриальный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Куличковой Л.Г.,

при секретаре Швед О.О.,

с участием представителя истца Лямкина М.Ю.,

ответчика Гербера Д.А., его представителя Филатовой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Алтайской таможни к Герберу Д.А. о взыскании задолженности по таможенным платежам, пени,

УСТАНОВИЛ:

Алтайская таможня обратилась в Индустриальный районный суд г. Барнаула с исковым заявлением к Герберу Д.А. о взыскании задолженности по таможенным платежам в размере *** рублей *** копеек, пени за несвоевременную уплату таможенных платежей в размере *** рублей *** копеек.

В обоснование заявленных требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ Гербером Д.А. на Барнаульский таможенный пост Алтайской таможни подано заявление с приложенными документами на выдачу паспорта транспортного средства на ввезенный им из <адрес> автомобиль «***». Заявление Гербера Д.А. удовлетворено, паспорт транспортного средства выдан в тот же день, в строке 19 которого «Серия, № ТД, ТПО» указано «не оформлялось», что свидетельствует об отсутствии уплаты таможенных платежей при ввозе в Российскую Федерацию. Позднее в ходе таможенной проверки установлено, что автомобиль «***», ввезенный ответчиком не имеет статуса товара Таможенного союза, то есть является иностранным товаром. У Гербера Д.А. с момента ввоза автомобиля «***» в Российскую Федерацию и подачи заявления на выдачу ПТС на Барнаульский таможенный пост, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ, возникла обязанность по уплате таможенных платежей. Сумма таможенных платежей за автомобиль «***» составляет *** рублей *** копеек (с учетом таможенных платежей, уплаченных по ГТД № *** при ввозе автомобиля в <адрес>*** рублей). Просит взыскать указанную сумму в доход федерального бюджета, а также пеню за несвоевременное внесение таможенных платежей в размере *** рублей *** копеек.

В судебном заседании представитель истца Лямкин М.Ю., действующий на основании доверенности, требования поддержал в полном объеме. Пояснил, что автомобиль, который ответчик приобрел в <адрес>, ввезен из <адрес> после ДД.ММ.ГГГГ, поэтому не является товаром Таможенного союза. Понятие «ввоз товара» включает в себя не только представление грузовой таможенной декларации (ГТД), но выпуск товара в обращение. Автомобиль «***», VIN *** ввезен в <адрес> из <адрес> и помещен товаром № *** под таможенную процедуру выпуск для внутреннего потребления по ГТД № ***, поданной с использованием предварительного декларирования. Дата ввоза в <адрес> согласно штампу на транзитной декларации – ДД.ММ.ГГГГ, дата выпуска в свободное обращение согласно штампу на ГТД – ДД.ММ.ГГГГ. Ответ на запрос о том, что спорный автомобиль проходил таможенное оформление ДД.ММ.ГГГГ, не может быть принята во внимание, поскольку предварительное декларирование не является выпуском автомобиля в свободное обращение.

Ответчик Гербер Д.А., его представитель Филатова О.В. в судебном заседании требования не признали, представили письменный отзыв на заявленные требования.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав представленные суду доказательства, приходит к следующему.

ДД.ММ.ГГГГ Гербер Д.А. на Барнаульский таможенный пост Алтайской таможни подал заявление на выдачу паспорта транспортного средства на ввезенный им из <адрес> автомобиль «***». В заявлении указаны следующие сведения об автомобиле: «дата выпуска» - ***; «рабочий объем цилиндров двигателя» - *** куб. см; «идентификационный номер» - ***; «номер двигателя» - ***; номер кузова» - ***; «документ, подтверждающий право владения» - справка-счет от ДД.ММ.ГГГГ серия № *** (л.д. ***).

Кроме того, к заявлению приложены: свидетельство о регистрации транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ серия AG № ***; письмо Департамента таможенного контроля по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, справка-счет от ДД.ММ.ГГГГ, сертификат соответствия от ДД.ММ.ГГГГ, заключение эксперта № *** от ДД.ММ.ГГГГ, копия паспорта.

С 01 июля 2010 года порядок ввоза на таможенную территорию Таможенного союза физическими лицами транспортных средств ( автомобилей) для личного пользования определен главой 49 Таможенного кодекса таможенного союза, Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «Соглашения о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском», Федеральным законом от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Особенность таможенного регулирования в рамках Таможенного союза заключается в том, что государства-члены Таможенного союза договорились, что товары Таможенного союза обращаются на территории Таможенного союза без обязательства их деклариррвания и уплаты таможенных платежей. Данное правило закреплено в положениях Таможенного кодекса Таможенного союза. При этом, товарами Таможенного союза, согласно подпункту 37 пункта 1 статей 4 Таможенного кодекса Таможенного союза, товарами Таможенного союза признаются товары находящиеся на таможенной территории Таможенного которые: 1) полностью произведены на территориях государств - членов таможенного союза; 2) ввезены на таможенную территорию таможенного союза и приобрели статус товаров таможенного союза в соответствии с ТК ТС и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза; 3) изготовлены на территориях государств - членов таможенного союза из товаров, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 37 пункта 1 статьи 4 ТК ТС, и (или) иностранных товаров, и приобретших статус товаров таможенного союза в соответствии с Таможенным кодексом таможенного союза и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.

Положения законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а именно статья 321 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (применяется на основании пункта 3 статьи 17 Соглашения), устанавливают, что в отношении товаров, ввозимых" в Российскую Федерацию с территории государств-членов Таможенного союза, подлежат уплате ввозные таможенные пошлины по ставкам, действующим в Российской Федерации, а также подлежат соблюдению запреты и ограничения, применяемые в Российской Федерации при ввозе товаров, если эти товары не являются:

происходящими с таможенной территории Таможенного союза (территории государства - члена Таможенного союза);

выпущенными для свободного обращения на таможенной территории Таможенного союза;

изготовленными из товаров, происходящих с таможенной территории Таможенного союза или выпущенных для свободного обращения на территории государств - членов Таможенного союза.

Как установлено в судебном заседании в ответ на запрос Алтайской таможни Департамент таможенного контроля по <адрес> (от ДД.ММ.ГГГГ***) предоставил информацию о таможенном оформлении транспортного средства по ГТД № ***.

Согласно подпункту 3 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса таможенного союза под термином «ввоз товаров на таможенную территорию таможенного союза» следует понимать: совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их выпуска таможенными органами.

На момент подачи ГТД, совершения последующих действий, связанных с ввозом товара в <адрес>, в <адрес> действовал Таможенный кодекс Республики Казахстан от 05.04.2003 № 401-2, который утратил силу ДД.ММ.ГГГГ на основании ст.12 Закона Республики Казахстан от 30.06.2010 № 298-1V «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан».

В соответствии со ст. 9 Таможенного кодекса Республики Казахстан от 05.04.2003 № 401-2 под ввозом товаров на таможенную территорию Республики Казахстан понимаются фактическое пересечение таможенной границы и совершение действий, установленных таможенным законодательством Республики Казахстан.

Таможенным законодательством Республики Казахстан, действовавшим на момент совершения действий, направленных на ввоз автомобиля в Республику Казахстан, установлены требования аналогичные требованиям таможенного законодательства Таможенного союза.Кроме того, подача таможенной декларации - это действие лишь заявляющее намерение декларанта ввезти товары. Однако товар, физически перемещенный через таможенную границу, не считается находящимся в гражданском обороте до его выпуска таможенным органами.

Подача таможенной декларации не является достаточным условием для утверждения, что данный товар ввезен и, соответственно, приобрел статус товара Таможенного союза.

Более того, в соответствии с Согласованными общими принципами регулирования таможенного дела в государствах-участниках межпарламентской ассамблеи стран Содружества независимых государств (СНГ) указано, что таможенный режим пропуска через границу для свободного обращения предназначен для того, чтобы ввезенные товары приняли участие в хозяйственном обороте наравне с отечественными. Для выпуска товаров для свободного обращения требуется уплата таможенных платежей и завершение таможенного оформления (ст. 15).

Ввоз товара как свершившийся факт имеет место тогда, когда с товаром завершены все действия, необходимые для его выпуска (фактическое пересечение таможенной границы, внутренний таможенный транзит, временное хранение, декларирование).

Представленными доказательствами установлено, что автомобиль «***», VIN *** ввезен в <адрес> из <адрес> и помещен товаром № *** под таможенную процедуру выпуск для внутреннего потребления по ГТД № ***, поданной с использованием предварительного декларирования. Дата ввоза в республику Казахстан согласно штампу на транзитной декларации – ДД.ММ.ГГГГ, дата выпуска в свободное обращение согласно штампу на ГТД – ДД.ММ.ГГГГ.

Ответ на запрос о том, что спорный автомобиль проходил таможенное оформление ДД.ММ.ГГГГ, не свидетельствует о выпуске автомобиля в свободное обращение до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку предварительное декларирование не является выпуском автомобиля в свободное обращение (л.д.***).

Таким образом, Алтайской таможней сделан правильный вывод о том, что автомобиль, ввезенный в РФ ответчиком, является на территории Российской Федерации иностранным товаром до уплаты разницы сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в приложении 5 к Соглашению.

Согласно п. 1 ст. 17 «Переходные положения» указанного Соглашения иностранными товарами признаются автомобили, ввезенные после 1 января 2010 года на территорию Республики Казахстан из третьих стран, в отношении которых таможенные пошлины, налоги уплачены по ставкам, отличающимся от установленных приложением 5 к Соглашению «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» от 18 июня 2010 года.

Согласно пункту 3 статьи 17 Соглашения в отношении автомобилей, которые признаются иностранными товарами, при их ввозе на территорию Российской Федерации производится таможенный контроль, а при необходимости уплаты таможенных платежей - совершаются таможенные операции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с учетом пунктов 3-5 статьи 17 Соглашения.

Пункт 4 статьи 17 Соглашения устанавливает, что в случае если таможенные пошлины, налоги в отношении автомобилей, которые признаются иностранными товарами, не уплачены в бюджет Республики Казахстан в размере, указанном в приложении 5 к Соглашению, до ввоза на территорию Российской Федерации, такие таможенные пошлины, налоги уплачиваются в федеральный бюджет Российской Федерации при их таможенном декларировании таможенному органу Российской Федерации, в регионе деятельности которого находятся пункты пропуска и (или) места пересечения на российско-казахстанском или российско-белорусском участках государственной границы Российской Федерации.

Соглашением предусматривается применение единых ставок таможенных пошлин, налогов в зависимости от даты выпуска транспортного средства.

Приложением 5 к Соглашению для автомобилей, с момента выпуска которых прошло не более 3 лет, стоимость которых не превышает 8500 Евро в эквиваленте, ввозимых самими собственниками либо иными физическими лицами по поручению собственника, не выезжающего для приобретения автомобиля за пределы таможенной территории Таможенного союза, вне зависимости от места совершения такой сделки по приобретению, установлены следующие ставки таможенных пошлин, налогов – 54 % от таможенной стоимости автомобиля, но не менее 2,5 Евро за 1 кубический сантиметр рабочего объема двигателя.

В соответствии с Приложением 6 к Соглашению на основании документов, подтверждающих регистрацию автомобиля в государстве предыдущей регистрации, информации закодированной в номере кузова, а также на основании информации официального дилера производится в г.Барнауле ООО «***» дата выпуска автомобиля «***», VIN ***- ДД.ММ.ГГГГ, рабочий объем двигателя - *** куб.см.

Стоимость автомобиля согласно справке-счету от ДД.ММ.ГГГГ***, подтверждающей факт приобретения автомобиля в <адрес> составляет *** тенге. Таможенная стоимость легкового автомобиля «***» при помещении автомобиля в *** под таможенную процедуру выпуск для внутреннего потребления по ГТД № *** составляла *** долларов США.

Таким образом, с момента выпуска автомобиля «***» прошло не более 3 лет, стоимость не превышает 8500 евро, поэтому в соответствии с п.12 раздела 4 приложения 5 к Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ применяется комбинированная ставка таможенной пошлины-54% от таможенной стоимости автомобиля, но не менее 2,5 евро за 1 куб.см рабочего объема двигателя.

Таким образом, сумма таможенных платежей за автомобиль «***» с учетом таможенных платежей, уплаченных по ГТД (***) составляет *** рублей (*** куб. см х *** Евро х *** (курс Евро на дату ДД.ММ.ГГГГ) - *** рублей.

В соответствии со статьей 360 ТК ТС, пунктом 4 статьи 17 Соглашения, автомобили, указанные в пункте 1 статьи 17 Соглашения, подлежат таможенному декларированию в таможенном органе Российской Федерации, а таможенные платеж» подлежат уплате в федеральный бюджет Российской Федерации, если таможенные пошлины, налоги не уплачены в бюджет Р. Казахстан.

В соответствии с пунктом 1 статьи 91 Таможенного кодекса таможенного союза в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги принудительно.

Согласно часта 3 статьи 150 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» до применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей.

В соответствии с требованиями статьи 152 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» Герберу Д.А., заказным письмом с уведомлением направлено требование № *** от ДД.ММ.ГГГГ об уплате таможенных платежей в сумме *** рублей и пени в сумме *** рублей.

До настоящего времени требование Алтайской таможни не исполнено, таможенные платежи и пени Гербером Д.А.не уплачены, что ответчиком в судебном заседании не оспаривалось.

Согласно части 17 статьи 152 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» при неисполнении требования об уплате таможенных платежей таможенные органы принимают меры по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов.

В соответствии с частью 2 статьи 150 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке.

Кроме того, в соответствии со статьей 151 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» при неуплате таможенных пошлин, налогов о установленный срок уплачиваются пени. Частью 2 статьи 151 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» предусмотрено, что пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов. Для целей исчисления пеней применяется ставка рефинансирования Центрального"банка Российской Федерации, действующая в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов.


За несвоевременную уплату таможенных пошлин Герберу Д.А. начислены пени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме *** руб. согласно требованию об уплате таможенных платежей от ДД.ММ.ГГГГ***. Расчет судом проверен, признан правильным. Гербер Д.А. и его представитель возражений относительно представленного расчета не имеют.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу об удовлетворении требований истца в полном объеме.

Довод представителя ответчика о том, что пени подлежат снижению, суд не принимает во внимание, поскольку он не основан на законе, Таможенным кодексом таможенного союза уменьшение пени не предусмотрено.

Довод ответчика и его представителя о том, что спорный автомобиль прошел таможенное оформление ДД.ММ.ГГГГ, суд не принимает во внимание, поскольку дата ввоза автомобиля в <адрес> согласно штампу на транзитной декларации – ДД.ММ.ГГГГ, дата выпуска в свободное обращение согласно штампу на ГТД – ДД.ММ.ГГГГ.

По правилам ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере *** рублей *** копеек, поскольку в силу ч.1 п.19 ст.333.36 налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, обращающиеся в суды общей юрисдикции в защиту государственных и (или) иных общественных интересов, освобождены от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Алтайской таможни удовлетворить.

Взыскать с Гербера Д.А. в доход федерального бюджета *** рублей *** копеек, в том числе: задолженность по таможенным платежам в размере *** рублей *** копеек, пеню за неуплату таможенных платежей в размере *** рублей *** ккопеек.

Взыскать с Гербера Д.А. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере *** рублей *** копеек.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Индустриальный районный суд г. Барнаула

Судья Л.Г. Куличкова

Именем Российской Федерации