Дело № 2-410/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 14 марта 2012 года город Барнаул Индустриальный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе: председательствующего судьи Комиссаровой И.Ю., при секретаре Бутаевой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Говорова В.В. к Главному управлению имущественных отношений по Алтайскому краю, Бертеневу В.А. о признании распоряжения незаконным, УСТАНОВИЛ: Говоров В.В. обратился в суд с исковым заявлением к Главному управлению имущественных отношений по Алтайскому краю, Бертеневу В.А. о признании незаконным распоряжения № *** от ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование заявленных требований истец указал, что с ДД.ММ.ГГГГ Алтайская краевая Общественная организация ветеранов Чечни имени Героя Российской Федерации Д.В. Ерофеева (далее АКООВЧ им. Героя Д.В. Ерофеева) в лице председателя правления ФИО1 ведет переписку с Главным управление имущественных отношений Алтайского края по вопросу предоставления земельных участков для ведения личного хозяйства 56 гражданам, членам АКООВЧ им. Героя Д.В. Ерофеева, в том числе и ему. ДД.ММ.ГГГГ на совещании администрации г.Барнаула принято решение о подготовке документации на земельные участки в <адрес>, предполагаемые для предоставления АКООВЧ им. Героя Д.В. Ерофеева. Председателем АКООВЧ им. Героя Д.В. Ерофеева заключены договоры с ООО «Геодезическое обслуживание строительства» на оказание услуг: по изготовлению проекта схем детальной перепланировки вновь образуемых участков для ведения личного подсобного хозяйства на территории Власихинской сельской администрации в кадастровом квартале ***; по производству выноса границ строительных кварталов. Указанные работы выполнены, что подтверждается актами сдачи-приемки выполненных работ. Членами АКООВЧ им. Героя Д.В. Ерофеева принято решение ходатайствовать перед Главным управлением имущественных отношений Алтайского края о выделении земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, в том числе истцу – участка № *** по <адрес> в г. Барнауле. ДД.ММ.ГГГГ истцом подано заявление о предоставлении спорного земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в аренду в установленном законе порядке с приложением копии паспорта, копии ИНН, схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, согласованной заказчиком с Комитетом Архитектуры администрации Индустриального района г.Барнаула и Власихинской сельской администрации Индустриального района г.Барнаула; постановление сельской администрации об утверждении границ земельного участка; адресная справка. Данное заявление осталось без рассмотрения. Главное управление имущественных отношений Алтайского края уклонялось от вынесения законных решений о предоставлении земельного участка истцу. Данное заявление осталось без рассмотрения. Главное управление имущественных отношений Алтайского края уклонялось от вынесения законных решений о предоставлении земельного участка истцу, бездействие этого должностного лица по не рассмотрению заявления являются незаконным. Распоряжением от 20.05.2009 № *** спорный земельный участок предоставлен в аренду ответчику Бертеневу В.А. без соблюдения процедуры предоставления земельных участков, чем нарушены права истца. Определением Индустриального районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ исковое заявление оставлено без рассмотрения. Определением Индустриального районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ определение от ДД.ММ.ГГГГ отменено, производство по делу возобновлено. В ходе рассмотрения дела истец дополнил исковые требования, просил обязать Главное управление имущественных отношений Алтайского края рассмотреть заявление истца в соответствии с действующим законодательством. В судебное заседание истец не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Представитель ответчика Главного управления имущественных отношений Алтайского края в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежаще, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Ответчик Бертенев В.А. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещался заказным письмом с уведомлением. Корреспонденция возвращена в суд с отметкой «истек срок хранения», на конверте указано, что 24, 26 и 28 работник почтовой службы пытался вручить ответчику судебное извещение. О рассмотрении дела в суде ответчику известно, поскольку ранее он получал почтовую корреспонденцию. Представители третьих лиц администрации Индустриального района г. Барнаула, Власихинской сельской администрации Индустриального района г. Барнаула, АКООВЧ им. Героя Д.В. Ерофеева в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще. Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения исковых требований. Согласно п. 20, 25, 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). При рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: - имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия, - соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; - соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия). В судебном заседании установлено, что Говоров В.В. является членом Алтайской краевой Общественной организации ветеранов Чечни имени Героя Российской Федерации Д.В. Ерофеева. Согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ №*** совещания по вопросу предоставления земельных участков в <адрес> краевой организации ветеранов Чечни принято решение об обязании Власихинской сельской администрации в кратчайшие сроки обеспечить подготовку документации на земельный участок в <адрес>, предполагаемый для предоставления <адрес>вой организации ветеранов Чечни; поручено юридическим отделам Главного управления имущественных отношений <адрес> и Комитета по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> изучить возможность перевода участков из земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов для ведения ЛПХ. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ между АКООВЧ им. Героя Д.В. Ерофеева и ООО «Геодезическое обслуживание строительства» заключены договоры на оказание услуг на изготовление проекта схемы детальной планировки и производство выноса границ строительных кварталов согласно схеме детальной планировки вновь образуемых земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства на территории Власихинской сельской администрации в кадастровом квартале под номером 22:61:021002; подготовку проектов схем расположения земельных участков по адресам: <адрес> №***-***, №№ ***,***,***,***,***,***; <адрес> №***-*** в соответствии с утвержденной схемой детальной планировки вновь образуемых земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства на территории Власихинской сельской администрации в кадастровом квартале под номером ***. В соответствии с актами сдачи-приемки выполненных работ по вышеуказанным договорам услуг техническая продукция по договору оформлена в надлежащем порядке и передана заказчику. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Главное управление имущественных отношений Алтайского края с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка. площадью *** га для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: <адрес>, приложив копию паспорта, копию ИНН, схему расположения земельного участка на кадастровом плане, постановление Власихинской сельской администрации, адресную справку, что не оспаривалось представителем ответчика. С аналогичным заявлением также обратился Бертенев В.А. Распоряжением Главного управления имущественных отношений Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № *** Бертеневу В.А. предоставлен из земель населенных пунктов в аренду сроком на 3 года спорный земельный участок площадью *** га, для ведения личного подсобного хозяйства (л.д. ***). В соответствии с ответом начальника Главного управления имущественных отношений Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ по рассмотрению заявления истца о предоставлении спорного земельного участка установлено, что в Главном управлении на рассмотрении находится более 200 обращений ветеранов, участников боевых действий, членов семей погибших о предоставлении земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства по ул. *** и <адрес>. С учетом того, что это единственная территория, выделенная в границах городского округа – города Барнаула для предоставления земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, и с учетом количества поступающих обращений, рассмотреть возможность предоставления земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства в полном объеме всем желающим не представляется возможным (л.д***). В соответствии с п.п. 2 п.10 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Согласно п.6 ст.4 Закона Алтайского края от 04.02.2007 N 12-ЗС «О полномочиях органов государственной власти Алтайского края в сфере управления и распоряжения земельными участками в Алтайском крае» орган исполнительной власти Алтайского края в сфере управления и распоряжения земельными участками осуществляет распоряжение земельными участками, находящимися в границах муниципального образования город Барнаул Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земельных участков, предоставляемых для размещения на них индивидуальных металлических и сборных железобетонных гаражных боксов, индивидуальных погребов, палаток, лотков, киосков, иных объектов розничной торговли, не относящихся к недвижимости, а также земельных участков, предоставляемых в собственность садоводческим, огородническим, дачным некоммерческим объединениям или их членам из состава земельных участков, ранее предоставленных указанным некоммерческим объединениям. В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. В судебном заседании установлено, что спорный земельный участок предоставлен для целей, не связанных со строительством, соответственно, подлежат применению нормы ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации. На основании п.1 ст.34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны, принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. Процедура и критерии предоставления земельных участков в г.Барнауле для целей, не связанных со строительством, урегулированы Порядком предоставления земельных участков, находящихся в границах муниципального образования городского округа - города Барнаула Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденным постановлением администрации Алтайского края от 08.02.2007 N48 (далее - Порядок). В соответствии с пунктом6.1 Порядка уполномоченный орган осуществляет опубликование информации о земельных участках, предлагаемых к предоставлению в собственность или аренду для целей, не связанных со строительством, в газете "***". Согласно пункту6.2 Порядка заявление о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, может быть подано заинтересованным лицом в уполномоченный орган в течение одного месяца со дня опубликования информации о предлагаемых для предоставления земельных участках. Пунктом 6.7 Порядка предусмотрено, что в случае поступления по истечении срока, указанного в пункте 6.2 настоящего Порядка, двух и более заявлений уполномоченный орган в двухнедельный срок принимает решение о проведении аукциона по продаже указанного земельного участка (права на заключение договора аренды указанного земельного участка). Уполномоченный орган в трехдневный срок письменно информирует о принятом решении заявителей. Таким образом, предоставление земельных участков в г.Барнауле для целей, не связанных со строительством, должно предшествовать опубликование информации о таких земельных участках, и в случае, если поступили две и более заявки, земельный участок может быть предоставлен только по итогам аукциона. ДД.ММ.ГГГГ Главное управление имущественных отношений Алтайского края обращается в газету «***» с заявкой о размещении информации о предоставлении в аренду земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, расположенных в <адрес>, ориентировочной площадью *** – *** га. ДД.ММ.ГГГГ в газете «***» опубликовано вышеуказанное объявление (л.д.***). В Главное управление имущественных отношений Алтайского края поступило две заявки на спорный земельный участок, вместе с тем, ответчик без проведения аукциона принял распоряжение о предоставлении земельного участка в аренду ответчику Бертеневу В.А. Поскольку ответчиком нарушен порядок принятия оспариваемого распоряжения, то оно является незаконным. В связи с несоблюдением установленного законом порядка рассмотрения заявки, имеющиеся ответы в адрес заявителя не могут быть приняты во внимание и не свидетельствуют о рассмотрении такого заявления. Распоряжением Главного управления имущественных отношений Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № *** отменено распоряжение Главного управления имущественных отношений Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ №*** о предоставлении Бертеневу В.А. в аренду сроком на 3 года земельного участка площадью *** га, расположенного по адресу <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства. Суд учитывает, что обязательным условием удовлетворения заявленных требований наряду с незаконностью оспариваемого постановления либо действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления является нарушение прав лица, обратившегося в суд, при этом, исходя из смысла ст.254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует, что защите подлежит такое право, которое не восстановлено на момент вынесения решения. Поскольку на момент вынесения решения оспариваемое истцом распоряжение отменено, то оснований для удовлетворения заявления о признании его незаконным не имеется. Вместе с тем, согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2, установив, что письменное обращение, поступившее должностному лицу, не рассмотрено в течение предусмотренного частью 1 статьи 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" срока, суду следует признать бездействие этого должностного лица незаконным и обязать его рассмотреть обращение заявителя в установленный судом срок, не предрешая существа решения, которое должно быть принято. Суд учитывает, что заявление истца о предоставлении спорного земельного участка с соблюдением установленной законом процедуры на момент вынесения решения не рассмотрено, кроме того, ранее отказ в предоставлении данного земельного участка не мотивирован, имелась ссылка только на распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №*** о предоставлении земельного участка другому лицу, которое в последующем отменено, в связи с чем, нарушенное право истца не восстановлено в полном объеме, бездействие этого должностного лица по не рассмотрению заявления являются незаконными. В силу пункта 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ *** принимая во внимание положения статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица. Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе. Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации должны содержаться в решении суда. Суд полагает, что срок обращения в суд истцом не пропущен, поскольку о распоряжении Главного управления имущественных отношений Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ истец узнал после ДД.ММ.ГГГГ, а обратился в суд с иском ДД.ММ.ГГГГ, то есть в трехмесячный срок, в связи с чем, срок подлежит восстановлению. В соответствии с п.28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 №2 суд возлагает на Главное управление имущественных отношений Алтайского края рассмотреть заявление истца в соответствии с действующим законодательством. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования Говорова В.В. к Главному управлению имущественных отношений Алтайского края, Бертеневу В.А. о признании распоряжения и бездействия незаконными, о возложении обязанности удовлетворить частично. Признать бездействия Главного управления имущественных отношений Алтайского края по нерассмотрению заявления Говорова В.В. о предоставлении для ведения личного подсобного хозяйства в аренду земельного участка по адресу: <адрес> незаконными. Обязать Главное управление имущественных отношений Алтайского края рассмотреть заявление Говорова В.В. в соответствии с действующим законодательством. В удовлетворении остальной части исковых требований отказать. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда в течении месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Индустриальный районный суд города Барнаула. Верно, судья И. Ю. Комиссарова