О признании нуждающимся в жилье и права на получении безвозмездной субсидии на приобретение жилья. Не вступило в законную силу.



Дело № 2-1073/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 апреля 2012 года г. Барнаул

Индустриальный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе: председательствующего судьи Комиссаровой И.Ю. при секретаре Бутаевой О.В., с участием истца Семенова А.И., представителя ответчика Астафьевой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Семенова А.И. к администрации Индустриального района г.Барнаула, Управлению Алтайского края по образованию и делам молодежи, Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставлении субсидии,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к ответчикам, указывая, что он относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находился на полном государственном попечении, обучался и воспитывался в коррекционной образовательной школе-интернат, после окончания которой учился в ***, *** в ***. В настоящее время собственного жилья не имеет, с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилье и в улучшении жилищных условий своевременно не обратился, однако считает, что в силу закона он имеет право на получение жилищной субсидии, которое им до настоящего времени не реализовано, а поэтому просит признать его нуждающимся в жилье, признать за ним право на получение безвозмездной субсидии для приобретения жилья и поставить его на очередь в качестве нуждающегося в жилье.

В судебном заседании Семенов А.И. настаивал на удовлетворении исковых требований, указав, что решением Рубцовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ он передан в орган опеки и попечительства администрации г.Рубцовска, в связи с лишением матери ФИО1 родительских прав. С момента рождения ДД.ММ.ГГГГ он находился на полном государственном обеспечении, как оставшийся без попечения родителей. До *** года жил и воспитывался в ***, по окончании которой, в период с *** по *** обучался в *** г.Барнаула. С *** по *** обучался в *** <адрес>, с *** по *** обучался в *** г.Барнаула, на период обучения проживал в общежитии. ДД.ММ.ГГГГ из отдела опеки и попечительства администрации г.Барнаула он получил сведения о том, что поставлен на регистрационный учет в качестве нуждающегося в жилье, лично с заявлением о постановке на учет в возрасте до 23 лет истец не обращался. После окончания училища ему разъяснялось, что он может встать на учет в качестве нуждающегося в жилье, однако в очередь не встал. В *** он приобрел *** долю в праве собственности на жилой дом по <адрес>, которую впоследствии продал и уехал проживать в г.Барнаул, где временно зарегистрировался по месту жительства супруги и в *** обратился в администрацию Индустриального района г.Барнаула с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилье среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Поскольку на момент обращения с заявлением ему исполнилось *** лет, в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилье ему отказано. Считает действия ответчиков незаконными и противоречащими жилищному законодательству.

Представитель администрации Индустриального района г. Барнаула в судебном заседании не участвовал, извещен. Ранее при рассмотрении дела подтвердил то обстоятельство, что истец не состоит на учете в администрации Индустриального района г.Барнаула в качестве нуждающегося в жилье и на учете на получение субсидии, считает что оснований для удовлетворения иска не имеется, поскольку Семенов А.И. не встав на учет в качестве нуждающегося в жилье и не подав заявление на получение безвозмездной субсидии в возрасте 23 лет, утратил право на получение жилья.

Представитель Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи Астафьева А.В. возражала против удовлетворения иска, считая, что право на получение субсидии носит заявительный характер, данное право должно быть реализовано лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 18 до 23 лет, истец в установленный законом срок свое право не реализовал, с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилье и на получение безвозмездной субсидии до 23 лет не обратился. В настоящее время истцу исполнилось *** лет, а поэтому оснований для получения субсидии у него не имеется.

Представитель Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству в судебное заседание не явился, извещен надлежаще. Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК Российской Федерации рассмотрел дело в отсутствие не явившихся участников по делу.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. При этом органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Согласно ст. 6 Федерального закона № 189 от 29 декабря 2004 г. «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с 01 марта 2005 г. принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ.

В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст.1 Федерального закона № 159 от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»(далее – Закон № 159-ФЗ) дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Статья 8 Закона № 159-ФЗ предусматривает, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

Положения настоящего Закона распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, не имеющие жилья по договору жилищного найма или на праве собственности, которым на дату вступления в силу Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ не исполнилось 23 года.

В соответствии со ст. 5 вышеуказанного Закона № 159-ФЗ дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу ч.4 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Аналогичные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закреплены в ст.4 Закона Алтайского края от 31 декабря 2004 № 72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае», которая предусматривает, что лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при отсутствии у них жилой площади выдается безвозмездная субсидия на строительство или приобретение жилья.

Порядок выдачи безвозмездных субсидий устанавливается Администрацией Алтайского края и определен в Постановлении от 15.01.2008 N 8 «Об утверждении Положения о порядке предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам Российской Федерации из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края» (далее-Положение).

В соответствии со ст.3.1 Положения право получения безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья имеют лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие жилья по договору жилищного найма или на праве собственности, которым на дату вступления: в законную силу Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ не исполнилось 23 года.

Понятие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дано в ст.1 Закона-лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствие с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Из анализа приведенных правовых норм следует, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью, право на получение субсидий должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из их числа 23-летнего возраста. В случае, если социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью лица, из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не была реализована до 23 лет, то данное право сохраняется за ним до реализации данной льготы.

Между тем, как следует из положений вышеуказанных норм, получение субсидии носит заявительный характер, а поэтому для реализации данной льготы, гражданину необходимо обратиться в орган местного самоуправления с заявлением до достижения возраста 23 лет.

В судебном заседании установлено, что Семенов А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается решением Рубцовского городского суда ДД.ММ.ГГГГ о лишении родительских прав матери ФИО1, свидетельством о смерти ФИО1, справкой КГБУ «***» о помещении Семенова А.И. с ДД.ММ.ГГГГ в *** на полное государственное обеспечение.

Как следует из материалов личного дела, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Семенов А.И. обучался в *** и находился на полном государственном обеспечении.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Семенов А.И. учился в коррекционной группе в КГБОУ НПО «***» в г.Барнауле и находился на полном государственном обеспечении.

С *** по *** Семенов А.И. учился в *** и находился на полном государственном обеспечении.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Семенов А.И. учился в коррекционной группе в КГБОУ НПО «***» в г.Барнауле и находился на полном государственном обеспечении.

Согласно справке *** от ДД.ММ.ГГГГ Семенов А.И. относится к категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (л.д.***).

Согласно справке комитета по образованию администрации г.Рубцовска от ДД.ММ.ГГГГ, Семенов А.И. не имеет жилья по договору жилищного найма или на праве собственности на территории г.Рубцовска.

Администрация *** неоднократно обращалась в орган опеки и попечительства комитета по образованию администрации г.Рубцовска о постановке Семенова А.И. на учет в качестве нуждающегося в жилье для получения субсидии, что подтверждается письменными заявлениями от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно архивной справке администрации Тальменского района Алтайского края сведений о постановке Семенова А.И. в *** году на учет в качестве нуждающегося в жилье из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не имеется (л.д. ***).

Согласно архивной справке администрации г.Рубцовска сведений о постановке Семенова А.И. в *** году на учет в качестве нуждающегося в жилье из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не имеется (л.д.***).

По сообщению отдела опеки и попечительства администрации г.Рубцовска от ДД.ММ.ГГГГ при определении Семенова А.И. в учреждение общественного воспитания право пользования жилым помещением за ним не закреплялось. ДД.ММ.ГГГГ он записан в журнал предварительного учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который законодательством не предусмотрен и имеет рекомендательный характер. Для реализации права на внеочередное получение жилья Семенов А.И. до настоящего времени к ним не обращался, пакет необходимых документов не представлял. Учет лиц, нуждающихся в жилье относится к компетенции жилищного комитета администрации г.Рубцовска. Указанная информация и сообщалась комитетом администрации г.Рубцовска в адрес директора *** от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.***).

Согласно справке жилищного комитета администрации г.Рубцовска от ДД.ММ.ГГГГ Семенов А.И. на учете граждан, нуждающихся в жилье, предоставляемом по договорам социального найма в администрации г.Рубцовска не состоит.

ДД.ММ.ГГГГ Семенову А.И. исполнилось 18 лет и в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ у него возникло право на внеочередное предоставление жилого помещения, которое должно быть обеспечено органами исполнительной власти по месту его жительства не ниже установленных социальных норм либо по договору социального найма, либо в форме предоставления субсидии, поскольку он являлся ребенком, оставшимся без попечения родителей, а поэтому имел права на гарантии, предусмотренные ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Как следует из материалов дела жилого помещения на праве собственности либо на условиях социального найма на момент рассмотрения настоящего дела Семенов А.И. не имеет. Временно зарегистрирован по <адрес>, что подтверждается свидетельством о регистрации по месту пребывания.

В *** году Семенов А.И. обратился в администрацию Индустриального района г.Барнаула с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилье и на получение субсидии.

Исходя из пояснений Семенова А.И., последний не отрицает, что до 23 лет он не обращался с заявлением о постановке его на учет для получения жилья вне очереди, так как считал, что предусмотренное законом право на внеочередное предоставление жилого помещения является основанием для постановки его на учет в любое время.

Администрацией Индустриального района г. Барнаула Семенову А.И. отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилье, поскольку на момент обращения ему исполнилось *** лет, а ранее он с таким заявлением не обращался.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для постановки истца на учет в качестве нуждающегося в жилье и оснований для получения субсидии, поскольку истец на учет в орган местного самоуправления в качестве нуждающегося в получении жилья не становился, с заявлением о получении субсидии в возрасте до 23 лет не обращался, а поэтому требования истца являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Семенова А.И. к администрации Индустриального района г.Барнаула, Управлению Алтайского края по образованию и делам молодежи, Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставлении субсидии отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Индустриальный районный суд г.Барнаула в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Верно, судья И. Ю. Комиссарова

***