Дело №2-2135/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 июня 2012года г.Барнаул
Индустриальный районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Масликовой И.Б.,
при секретаре Ивченко А.Н.,
с участием помощника прокурора Беликова Е.Г.,
представителей ответчиков Сильнягиной А.А., Бессарабовой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Индустриального района г.Барнаула в интересах Беловой Е.В.. Белова Я.К., ФИО1 к Администрации Индустриального района г.Барнаула. Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству о признании права на внеочередное получение жилья, возложении обязанности предоставить жилое помещение,
Установил:
Прокурор Индустриального района г.Барнаула обратился в суд с иском к Администрации Алтайского края, Администрации Индустриального района г.Барнаула о признании за Беловой Е.В. право на улучшение жилищных условий во внеочередном порядке на семью из трех человек с учетом права ФИО1 на дополнительную площадь и нуждаемости в постороннем уходе, обязании ответчиков по предоставлению Беловой Е.В. вне очереди жилого помещения по договору социального найма не менее 54 квадратных метров общей площади.
В обоснование иска указал, что семья Беловой Е.В. состоит из трех человек, включая мужа Белова Я.К. и дочь ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживает семья в двухкомнатной квартире, общей площадью 23,1 кв.м., квартира находится в муниципальной собственности. Семья Беловых не имеет иного жилого помещения в собственности либо по договору социального найма. Поскольку ФИО1 является инвалидом детства, имеет заболевание, входящее в перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, в соответствии со ст.ст.51,57 Жилищного кодекса Российской Федерации семья Беловых имеет право на получение жилья во внеочередном порядке.
В ходе рассмотрения дела процессуальный истец представил уточненное исковое заявление, согласно которому предъявил требования к Администрации Индустриального района города Барнаула, Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации Алтайского края, представив одновременно заявление об отказе от исковых требований к Администрации Алтайского края, Администрации г.Барнаула. Согласно уточненных исковых требований процессуальный истец просит признать за ФИО1 право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. Обязать Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству предоставить семье Беловых благоустроенное жилое помещение из расчета общей площади по 18 квадратных метров на Белова Я.К., ФИО1, Белову Е.В. и дополнительно с учетом права на дополнительную жилую помощь и нуждаемости в постоянном дополнительном уходе, но не более 18 квадратных метров на ФИО1 в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Отказ от иска принят судом, производство по делу в данной части прекращено.
Кроме того, из третьих лиц исключен Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края.
В судебном заседании помощник прокурора на уточненном иске настаивала, пояснив, что основанием для предоставления ФИО1 жилья во внеочередном порядке является ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Материальные истцы в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, ранее требования поддержали.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации Индустриального района против удовлетворения исковых требований, предъявляемых к администрации Индустриального района города Барнаула возражала, ранее в материалы гражданского дела представлен письменный отзыв, согласно которому заявленные требования к администрации Индустриального района не имеют правовых оснований и не могут быть удовлетворены в силу отсутствия таких полномочий у органов местного самоуправления, указала, что семья Беловых на учете в качестве нуждающихся как малоимущие не состоят, они поставлены на очередь как семья, имеющая ребенка-инвалида.
Представитель ответчика Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству исковые требования не признала. Пояснила, что Федеральный закон Российской Федерации от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» не содержит изъятий относительно предоставления жилых помещений инвалидам.
В силу ст. 167 ГПК Российской Федерации суд рассмотрел дело при данной явке.
Выслушав процессуального истца, представителей ответчиков, исследовав материалы гражданского дела суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Белова Е.В. и Белов Я.К. состоят в зарегистрированном браке, супруги имеют ребенка – ФИО1, родившуюся ДД.ММ.ГГГГ (л.д.***). Семья Беловых проживает в квартире № *** дома № *** по <адрес> общей площадью *** кв.м., что подтверждается выпиской из домовой книги (л.д.***). Также в квартире зарегистрированы и проживают Рябцев В.М., который является квартиросъемщиком и его супруга Аросланова И.С. (л.д.***).
Согласно справке *** ФГУ «ГБ МСЭ по Алтайскому краю», филиал№*** от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ является ребенком-инвалидом. Согласно заключению врачебной комиссии №*** от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 является инвалидом детства, на основании Постановления Правительства РФ №378 от 16.06ю2006г., Постановления Правительства РФ №901 от 27.04.1996г. имеет право на улучшение жилищных условий. Согласно заключению врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ на основании Постановления Правительства РФ №378 от 16.06.2006г. «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» имеет право на отдельную жилую площадь. Медицинским заключением от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 установлен диагноз: идиопатическая генерализовання эпилепсия с миоклоническими абсансами, миастатистическими приступами (с-м Тассинари), до 10 миоклоничесикх абсансов, миастатические приступы до 1-2 раз в сутки. ОЗГМ сложного генеаз: ЗПР, аутистикоподобный синдром (л.д.***).
ДД.ММ.ГГГГ постановлением №*** администрации Индустриального района г.Барнаула Белова Е.В. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении среди инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (л.д.***).
Согласно сведений ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» по Алтайскому краю, Управления Росреестра Беловы не имеют в собственности жилых помещений (л.д.***).
В соответствии со ст.17 Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета предоставляются инвалидам и семьям, имеющим детей –инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и вставшим на учет до ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №*** утвержден порядок реализации государственных полномочий по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей имеющих детей-инвалидов, на территории города Барнаула (л.д.***). Указанный порядок реализации государственных полномочий по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на территории города Барнаула разработан в целях оказания мер социальной поддержки ветеранам, инвалидам и семьям, имеющих детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий, путем предоставления им субсидий на приобретение (строительство) жилья за счет субвенции, поступающих из Федерального фонда компенсаций, образовавшегося в федеральном бюджете. При этом право на получение субсидии на приобретение (строительство) жилья за счет средств федерального бюджета имеют категории граждан, в том числе инвалиды вставшие на учет до ДД.ММ.ГГГГ.
Законом Алтайского края от 14.09.2006 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственными полномочиями, переданных Российской Федерации Алтайскому краю, по обеспечению жильем граждан. При этом органы местного самоуправления наделяются указанными государственными полномочиями в отношении категорий граждан, в том числе инвалидов, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ.
В данном случае в качестве основания для предоставления внеочереди жилого помещения прокурор указывает, что ФИО1 страдает тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
В соответствии со ст.49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, а также жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, призванных по установленным настоящим кодексом или федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрены ст.51 ЖК РФ.
Согласно п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющего иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
В соответствии с ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
В силу п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ перечне, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 №378 утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире (далее – Перечень), который включает следующие заболевания: активные формы туберкулеза с выделением микобактерий туберкулеза; злокачественные новообразования, сопровождающиеся обильными выделениями; хронические и затяжные психически расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями (в т.ч. эпилепсия с частыми припадками) и другие. При этом необходимо учитывать следующие обстоятельства: в квартире проживает несколько семей; в составе одной из них имеется больной, страдающий тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний; проживание с этим больным в одной квартире невозможно; у граждан нет иного помещения в собственности или занимаемое по договору социального найма; проживание же в квартире одной семьей, в составе которой имеется подобный больной, самостоятельным основанием для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, не является.
Согласно заявлению Беловой Е.В. в администрацию Индустриального района г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении семья Беловых состоит из трех человек (Беловой Е.В., Белова Я.К., ФИО1(л.д.***). Белова Е.В. состоит в администрации Индустриального района г.Барнаула на учете нуждающейся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ среди федеральных льготников.
Согласно выписке из домовой книги, представленной в материалы дела в квартире по адресу <адрес> помимо семьи Беловых проживают: квартиросъемщик Рябцев В.М. с супругой Араслановой И.С.(л.д.***).
Таким образом, суд считает доказанным факт того, что в квартире № *** дома № *** по <адрес> проживают две семьи: Беловых и Рябцева.
Невозможность совместного проживания с такими больными в одной квартире должны подтверждаться заключением органов здравоохранения. Медицинское заключение выдается врачебно-консультационными комиссиями (ВКК) лечебно-профилактических учреждений по месту жительства или по месту работы больного и заверяется руководителем учреждения. При отсутствии такой комиссии в лечебно-профилактическом учреждении больному выдается заключение, подписанное лечащим врачом и главным врачом.
Таким образом, из смысла вышеуказанных норм правом на внеочередное обеспечение жилым помещением обладают только граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, и целью предоставления жилья является отселение такого гражданина, в связи с невозможностью проживания с ним в одной квартире.
Судом установлено наличие у ФИО1 данного заболевания, отсутствие у неё и членов её семьи жилого помещения в собственности и по договору социального найма, проживание двух семей в одной квартире, в связи с чем суд признает право ФИО1 на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди в соответствии с п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ.
В силу ст.17 Федерального закона Российской Федерации от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений предусмотрены в ст.14 ЖК РФ.
Согласно ст.49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления (ч.3 ст.57 ЖК РФ).
Из содержания вышеприведенных норма права, с учетом позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в Определениях от 12.04.2011 №551-О-О, от 17.12.2009 №1563-О-О, следует, что ст.57 ЖК РФ не возлагает на органы местного самоуправления каких-либо дополнительных обязанностей по предоставлению жилых помещений. Органы местного самоуправления имеют полномочия по предоставлению жилых помещений муниципального фонда только малоимущим гражданам либо иным категориям, но только в случае наделения данных органов установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
В Алтайском крае такой категорией в силу Закона Алтайского края от 14.09.2006 №92-ЗС являются инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов в соответствии со ст.ст.17,28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 01.01.2005. Истец к данной категории не относится.
Вместе с тем, согласно подп.5 п.2 ст.5 Закона Алтайского края от 12.12.2006 №136-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края» право на предоставление по договорам социального найма жилых помещений краевого жилищного фонда социального использования имеют иные категории граждан, определенные федеральным законом и (или) законом Алтайского края.
С учетом установленных по делу обстоятельств и положений закона суд считает, что ФИО1 входит в перечень категорий граждан, установленный ст.5 данного Закона, в связи с чем обязанность по предоставлению данному лицу жилого помещения возложена на Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству.
В силу ч.2 ст.54 Семейного кодекса Российской Федерации каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.
Право ФИО1 проживать совместно с родителями не противоречит её интересам, более того, раздельное проживание с ними невозможно в силу несовершеннолетнего возраста и тяжелого хронического заболевания, исходя из этого, предоставление ребенку-инвалиду вне очереди жилого помещения должно производиться с учетом его родителей.
Согласно ст.8 Закона Алтайского края от 12.12.2006 №136-ЗС норма предоставления жилого помещения краевого жилищного фонда социального использования по договору социального найма устанавливается в размере 18 квадратных метра общей площади на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек. Превышение нормы предоставления площади жилого помещения допускается в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.
Прокурором заявлены требования о предоставлении семье Беловых благоустроенного жилого помещения из расчета общей площади по 18 квадратных метров на Белова Я.К., ФИО1, Белову Е.В. и дополнительно с учетом права на дополнительную жилую площадь и нуждаемости в постоянном уходе, но не более 18 кв.м. на ФИО1.
В соответствии со ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств. Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании п.8 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 №817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь», а также справки врачебной комиссии (л.д.***), заболевание ФИО1 предоставляет ей право на дополнительную площадь.
В связи с этим ФИО1 имеет право на дополнительную жилую площадь в размере, не превышающем норму предоставления общей площади жилого помещения на одного человека, то есть, не более 18 кв.м.
Прокурор просил обязать ответчика предоставить жилое помещение в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу. Суд соглашается с установлением такого срока, что позволит Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству исполнить решение суда надлежащим образом.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Индустриального района г.Барнаула в интересах Беловой Е.В., Белова Я.К., ФИО1 к Администрации Индустриального района г.Барнаула, Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству о признании права на внеочердное получение жилья, возложении обязанности предоставить жилое помещение удовлетворить частично.
Признать за ФИО1 право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Возложить на Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству предоставить семье Беловых благоустроенное жилое помещение из расчета общей площади по 18 квадратных метров на Белову Е.В., Белова Я.К., ФИО1 и дополнительно с учетом права на дополнительную жилую помощь и нуждаемости в постоянном дополнительном уходе, но не более 18 квадратных метров на ФИО1 в течение - шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Индустриальный районный суд г.Барнаула.
В окончательной форме решение принято 24.06.2012.
Судья И.Б. Масликова