О неправильном предоставлении льгот на оплату ж\п. Не вступило в законную силу.



Дело № 2-2481/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

6 июля 2012 года Индустриальный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе

председательствующего Любимовой И.А.,

при секретаре Худойкиной И.В.,

с участием представителя процессуального истца Беликова Е.Г.,

представителя УСЗН по Индустриальному району города Барнаула Осколкова А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску прокурора Индустриального района города Барнаула в интересах Майера М.А. к Управлению социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула и Муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-эксплуатационный участок № 30» о признании незаконными действий по расчету льготы за отопление,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Индустриального района города Барнаула обратился с иском в интересах Майера М.А., в котором просил:

- признать незаконными действия ответчиков по расчету и назначению Майеру М.А. ***% льготы за отопление исходя из социальной нормы площади жилья,

- обязать МУП «ЖЭУ № 30» рассчитать Майеру М.А. денежный эквивалент ***% льготы за отопление исходя из общей площади жилого помещения – *** кв.м. с ДД.ММ.ГГГГ;

- обязать УСЗН по Индустриальному району города Барнаула произвести Майеру М.А. назначение и выплату компенсации по оплате за отопление исходя из общей площади жилого помещения – *** кв.м., расположенного по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ,

мотивируя тем, что Майер М.А. является реабилитированным лицом и обеспечивается мерами социальной поддержки в соответствии с Законом Алтайского края от 03.12.2004 «О реабилитации жертв политических репрессий», согласно п. 5 ч. 1 ст. 2 которого реабилитированным лицам предоставляется мера социальной поддержки в виде оплаты ***% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия – в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг), меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей; у материального истца квартира общей площадью *** кв.м., а расчет льготы произведен исходя из *** кв.м., то есть исходя из социальной нормы площади жилья, а не из общей площади.

При рассмотрении дела процессуальный истец уточнил исковые требования, дополнив требованием об обязании рассчитать, назначить и выплатить компенсацию с ДД.ММ.ГГГГ в пределах установленных нормативов потребления указанной услуги.

Представитель процессуального истца в судебном заседании настаивал на удовлетворении иска по основаниям, изложенным в заявлении.

Материальный истец в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежаще.

Представитель ответчика Управления социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула возражал против удовлетворения иска.

Представитель ответчика МУП «ЖЭУ № 30» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, представлены письменные возражения.

Представитель третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне не явился, извещен надлежаще, представлен письменный отзыв на иск о том, что денежные эквиваленты мер социальной поддержки рассчитываются организациями, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, и на основании данного расчета органы социальной защиты населения определяют общий размер компенсации и осуществляют ее выплату непосредственно льготополучателю.

Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела и оценив представленные доказательства в совокупности, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

Судом установлено, что истец является реабилитированным лицом, имеет право на льготы в соответствии с Законом Российской Федерации от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политический репрессий».

Майер М.А. является правообладателем *** доли в праве общей долевой собственности на квартиру общей площадью *** кв.м., по <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

В квартире № *** в доме № *** по <адрес> зарегистрированы и проживают Майер М.А., ФИО1, ФИО2 и ФИО3, что подтверждается выпиской из домовой книги.

В соответствии со ст. 16 ФЗ «О реабилитации жертв политических репрессий» реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 2 Закона Алтайского края от 03.12.2004 № 59-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» реабилитированным лицам предоставляется мера социальной поддержки компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей.

Такие нормативы на территории города Барнаула установлены постановлением администрации города Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ № 290 «Об оплате жилищно-коммунальных услуг», в соответствии с Приложением № 1 к которому по центральному отоплению норматив (норма) в месяц определяется как произведение Гкал на 1 кв.м общей площади. Следовательно, для определения норматива потребления тепловой энергии законодательно не предусмотрено ограничение используемой при подсчете общей площади помещения социальной нормой предоставления.

В силу положений ч. 2 ст. 6 Закона Алтайского края 27.12.2007 № 156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» финансирование расходов на выплату компенсации гражданам, меры социальной поддержки которым установлены нормативными правовыми актами, указанными в п. 8 статьи 1 настоящего Закона, осуществляется из краевого бюджета в пределах средств, утвержденных на указанные цели в краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения. Уполномоченный орган ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формирует реестр получателей компенсации. установленным федеральными нормативными актами и законами Алтайского края. Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, указанными в статье 1 настоящего Закона. Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (ст.4 Закона).

В Правилах определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением администрации Алтайского края от 01.04.2008 № 126 продублированы и детализированы положения вышеназванного Закона.

Размер компенсации ежемесячно определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг (п. 14 Правил).

В силу п. 15 Правил расчет денежного эквивалента производят организации-поставщики услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края по определению мер социальной поддержки в натуральной форме. Орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями-поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии (п. 27 Правил).

Установлено, что МУП «ЖЭУ № 30» приняло на себя функции по ремонту, коммунальному и техническому обслуживанию квартиры № *** в доме № ***, общей площадью *** кв.м., по <адрес>, что подтверждается договором предоставления услуг по коммунальному техническому обслуживанию и ремонту жилого помещения гражданам, проживающим в городе Барнауле.

МУП «ЖЭУ № 30» взяло на себя обязанности по обеспечению надлежащим содержанием и эксплуатации жилого дома, в том числе, техническое обслуживание жилого дома, его элементов, внутридомовое инженерное оборудование (холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, систем пожаротушения и дымоудаления в высотных домах, лифтов, коллективных телеантенн) в соответствие с Правилами и нормами технической эксплуатации жилого фонда; предоставление коммунальных услуг (теплоснабжение, электроснабжение, водоснабжение, газоснабжение, канализация) в соответствие с Приложением № 1, оказание иных услуг в соответствие с договором, а также информации об услугах предоставляемых исполнителем; начисление платежей, выдача расчетно-платежного документа заказчику не позднее 10 числа месяца, следующего за расчетным, с указанием даты выдачи; своевременное оповещение заказчика об изменении тарифов за пользование жилищно-коммунальными услугами.

ДД.ММ.ГГГГ между УСЗН по Индустриальному району города Барнаула и МУП «ЖЭУ №30» г. Барнаула заключено соглашение № *** об информационном обмене, согласно которому Управление обязуется ежемесячно в срок до 5-го числа направлять поставщику списки льготополучателей для осуществления им расчетов денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в формате, предусмотренном приложением 1 к настоящему соглашению, в электронном виде; на основе предоставленных Поставщиком сведений о денежных эквивалентах начислять льготополучателям суммы компенсаций; нести ответственность за правильность и достоверность содержащихся в списках сведений(п.п. 2.1.1, 2.1.4, 4.1 Соглашения).

Согласно приложению №1 «Формат сведений» реквизиты графы 19 «Общая площадь жилого помещения» заполняется органом социальной защиты и только в случае, если стоимость услуг считается от площади жилья.

Организация–поставщик (управляющая компания) заполняет только реквизиты граф 22, 23, 28 (сумма оплаты полная, сумма льготы, количество комнат).

В соответствии с п. 4.2 Соглашения поставщик несет ответственность за правильность и достоверность расчета денежных эквивалентов.

Общая площадь квартиры по <адрес>, как указано в свидетельстве о регистрации права собственности, составляет *** кв.м.

Решением Управления социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула истцу назначена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, исходя из общей площади квартиры в *** кв.м. с ДД.ММ.ГГГГ.

Но согласно информации о данных, занесенных в программный комплекс «Назначение и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» от ДД.ММ.ГГГГ, истцу расчет льготы (код льготы 531) производится исходя из льготной площади по жилью *** кв.м., по отоплению *** кв.м.

В силу ст. 2 Закона Алтайского края «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» данной категории граждан производится компенсация *** процентов расходов на оплату тепловой энергии – в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг.

Согласно п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, норматив потребления коммунальных услуг – это месячный объем потребления коммунальных ресурсов потребителем, используемый при определении размера платы за коммунальные услуги при отсутствии индивидуальных приборов учета.

Размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома определяется из расчета общей площади жилого помещения (Приложение № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307).

Постановлением администрации города Барнаула «Об оплате жилищно-коммунальных услуг» от 26.01.2010 № 290 норматив потребления коммунальных услуг для граждан, проживающих во всех видах жилищного фонда, независимо от формы собственности по отоплению определен в размере 0,02-0,033 гкал. на 1 кв.м. общей площади в связи с установлением уровня платежей по всем видам услуг в размере 100% от их стоимости.

Таким образом, Управлением социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула необоснованно для организации-поставщика, производящей исчисление денежного эквивалента мер социальной поддержки, указывается площадь жилого помещения для расчета льгот по отоплению, отличающаяся от общей площади жилого помещения, в связи с чем, в этой части действия ответчика Управления социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула являются незаконными.

Поскольку расчет денежного эквивалента производится организацией-поставщиком услуг, и в МУП «ЖЭУ № 30» на основании списков, предоставляемых Управлением социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула, которым представлена информация для расчета денежного эквивалента с указанием площади жилого помещения *** кв.м., то на УСЗН по Индустриальному району города Барнаула суд полагает необходимым возложить обязанность указания площади жилого помещения для расчета денежного эквивалента мер социальной поддержки в размере *** кв.м., начиная с ДД.ММ.ГГГГ в пределах установленных нормативов потребления указанной услуги.

Исходя из того, что расчет денежного эквивалента производится организацией-поставщиком, суд считает необходимым возложить обязанность произвести расчет денежного эквивалента льгот по оплате отопления, исходя из общей площади занимаемого истцом жилого помещения, начиная с ДД.ММ.ГГГГ в пределах установленных нормативов потребления указанной услуги, на МУП «ЖЭУ № 30».

В соответствии с п. 9 ст. 4 Закона Алтайского края «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» выплата компенсации осуществляется уполномоченным органом ежемесячно путем перечисления сумм компенсации на личные счета граждан в банках либо через организации федеральной почтовой связи.

Поскольку в силу вышеприведенных положений нормативно-правовых актов в компетенцию Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне как главного администратора (распорядителя) средств, предусмотренных на меры социальной поддержки жертв политических репрессий в соответствии Законом Алтайского края от 26.11.2010 №100-ЗС «О краевом бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» (Приложение №5,10) входит распоряжение бюджетными средствами на данные цели, то соответственно обязанность выплаты денежной компенсации истцам неправильно исчисленного денежного эквивалента льгот по оплате отопления лежит на Управлении социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула.

В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, к которым относится Управление социальной защиты населения по Индустриальному району, чьи не основанные на законе действия привели к нарушению прав истцов, то государственная пошлина, от уплаты которой в силу закона освобожден прокурор в доход местного бюджета не взыскивается.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Индустриального района города Барнаула в интересах Майер М.А. удовлетворить.

Признать действия Управления социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула и Муниципального унитарного предприятия «Жилищно-эксплуатационный участок № 30» по расчету и назначению Майер М.А. *** % льготы за отопление исходя из социальной нормы площади жилого помещения незаконными.

Обязать Управление социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула для расчета компенсации Майер М.А. по оплате отопления указывать общую площадь жилого помещения по <адрес>, в *** кв.м.

Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-эксплуатационный участок № 30» рассчитать Майер М.А. денежный эквивалент ***% льготы за отопление исходя из общей площади жилого помещения по <адрес> в *** кв.м., начиная с ДД.ММ.ГГГГ в пределах установленных нормативов потребления указанной услуги.

Обязать Управление социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула производить Майер М.А. назначение и выплату компенсации по оплате за отопление исходя из общей площади жилого помещения по <адрес>, в *** кв.м., начиная с ДД.ММ.ГГГГ в пределах установленных нормативов потребления указанной услуги.

Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий         И.А.Любимова

***