Дело №2-2484/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 июля 2012 года город Барнаул
Индустриальный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе председательствующего судьи Гончаровой Ю.В., при секретаре Каширских Е.Н., с участием истца Опрышко В.Н., представителя ответчика Алексеенкова Р.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Опрышко В.Н. к Федеральному государственному казенному учреждению «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Алтайскому краю» о признании права ветерана боевых действий, признании отказа в выдаче удостоверения ветерана боевых действий незаконным,
у с т а н о в и л:
Опрышко В.Н. обратился с исковым заявлением к ФГКУ «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Алтайскому краю», в котором просил признать отказ в выдаче ему удостоверения ветерана боевых действий незаконным, обязать ответчика признать за ним право ветерана боевых действий.
В обоснование исковых требований истец указал, что в период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в командировке в Республике Дагестан, где выполнял задачи по усилению режима охраны административной границы Чеченской Республики, относящееся к выполнению задач при вооруженном конфликте, что подтверждается приказом командира войсковой части. Обратившись в ФГКУ «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Алтайскому краю» с заявлением для оформления права на получение удостоверения ветерана боевых действий, Опрышко В.Н. получил отказ, с которым не согласен, в связи с чем обратился в суд.
В судебном заседании истец настаивал на удовлетворении исковых требований. Пояснил, что в Дагестане участвовал в боевых действиях при охране границы с Чеченской Республикой.
Представитель ответчика ФГКУ «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Алтайскому краю» Алексеенков П.С. возражал против удовлетворения исковых требований, представил письменный отзыв, согласно которому Республика Дагестан в установленном законом порядке не отнесена к зоне вооруженного конфликта. Приказ командира воинской части, на который ссылается истец, не может являться доказательством, так как основан на недействующих правовых актах (л.д.***).
Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ старшина I статьи, командир отделения Опрышко В.Н. командирован в Дагестан, что подтверждается анкетой-запросом Военного комиссариата Октябрьского района г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.***).
Согласно архивной выписке из приказа командира войсковой части 2333 от ДД.ММ.ГГГГ №*** следует: В соответствии с Директивой Главнокомандующего ПВ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №*** полагать находившимся в командировке в Республике Дагестан и выполняющим задачи по усилению режима охраны административной границы Чеченской Республики, относящейся в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №*** и приказом ГК ПВ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №*** к выполнению задач при вооруженных конфликтах и имеющие право на льготы, установленные Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ старшина I статьи Опрышко В.Н., командир отделения *** роты, *** разряд (л.д***).
ДД.ММ.ГГГГ Опрышко В.Н. обратился ФГКУ «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Алтайскому краю» с заявлением о выдаче удостоверения ветерана боевых действий. ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано, так как установлено, что право на получение удостоверения он не имеет (л.д.***). Данный ответ получен истцом ДД.ММ.ГГГГ (л.д***).
Суд считает данный отказ правомерным, при этом исходит из следующего.
Как следует из содержания подп.1 п.1 ст.3 Федерального закона Российской Федерации от 12.01.1995 №5-ФЗ "О ветеранах", к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях. Из раздела III Приложения к указанному закону "Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации" усматривается, что он относит к таковым лиц, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта в период с декабря 1994 года по декабрь 1996 года.
Дополнительные гарантии и компенсации предусмотрены Законом Российской Федерации от 21.01.1993 №4328-1"О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", в частности для военнослужащих, постоянно или временно выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.
На основании данного закона и во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 09.12.1994 №2166 "О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской республики и в зоне осетино-ингушского конфликта" Правительством Российской Федерации было принято постановление от 09.12.1994 №1360 "Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа". В соответствии с пунктом 10 данного постановления выполнение военнослужащими задач, предусмотренных указанным постановлением было отнесено к выполнению задач при вооруженных конфликтах и на них распространено действие Закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" от 21.01.1993 №4328-1.
При этом конкретные территории сопредельных с Чеченской республикой субъектов Российской Федерации, на которых выполнялись поставленные задачи, не указывались.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительством Российской Федерации от 31.03.1994 №280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" было определено, что дополнительные гарантии и компенсации предоставляются военнослужащим только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта. При этом периоды выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей.
Согласно п.1 постановления Правительства Российской Федерации от 11.12.1995 №1210 "Об определении зоны вооруженного конфликта в Чеченской республике", к зоне, на которую распространяется действие Закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" от 21.01.1993 №4328-1 отнесена только территория Чеченской республики.
Пунктом 2 данного постановления предоставлено право Министру обороны Российской Федерации, Министру внутренних дел Российской Федерации, Директору Федеральной пограничной службы Российской Федерации, Директору Федеральной службы безопасности Российской Федерации относить совместными решениями к зоне, указанной в пункте 1 этого постановления, отдельные местности, прилегающие к территории Чеченской республики, при возникновении в этих местностях вооруженных конфликтов.
При отсутствии совместного решения руководителей вышеуказанных ведомств, Директором Федеральной пограничной службы был издан приказ от 27.03.1996 №0102 "О дополнительных гарантиях и компенсациях, предоставляемых военнослужащим воинских частей ФПС РФ и органов пограничной службы Российской Федерации, выполняющим задачи в условиях вооруженного конфликта на территории Чеченской республики и прилегающего к ней Северо-Кавказского региона Российской Федерации".
Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.1994 №1360 "Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа" ФПС Российской Федерации предписывалось взять под охрану Государственную границу Российской Федерации на территории Чеченской Республики и обеспечить усиление режима охраны Государственной границы на территории сопредельных с Чеченской Республикой субъектов Российской Федерации. Выполнение военнослужащими задач, предусмотренных данным Постановлением было отнесено к выполнению задач при вооруженных конфликтах.
В соответствии с приведенным выше Постановлением Правительства Российской Федерации, Главнокомандующий Пограничными войсками Российской Федерации 17.12.1994 издал приказ №0377 "Об объявлении территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа зоной вооруженного конфликта и утверждении перечня воинских частей Пограничных войск Российской Федерации, привлекаемых для охраны Государственной границы Российской Федерации на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа". Как указывалось в этом приказе, "выполнение военнослужащими Пограничных войск Российской Федерации задач по охране Государственной границы Российской Федерации на территории Чеченской Республики и обеспечению усиления режима охраны Государственной границы на территории сопредельных с Чеченской Республикой субъектов Российской Федерации" было отнесено к выполнению задач при вооруженных конфликтах. Этим же приказом утверждался перечень воинских частей Пограничных войск, привлекаемых для охраны Государственной границы Российской Федерации на территории Чеченской Республики и обеспечения усиления режима охраны Государственной границы на территории сопредельных с Чеченской Республикой субъектов Российской Федерации.
В подтверждение факта прохождения Опрышко В.Н. военной службы в воинской части, указанной приказом Главнокомандующего Пограничными войсками Российской Федерации от 17.12.1994 №0377, истцом представлены анкета-запрос Военного комиссариата Октябрьского района г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ, выписка из приказа от ... №*** (л.д.***) о том, что старшина I статьи Опрышко В.Н. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был командирован в Республику Дагестан для усиления задачи по усилению режима охраны административной границы.
Подтверждение факта выполнения задач при вооруженных конфликтах в приказе командира войсковой части *** от ДД.ММ.ГГГГ *** основано на Постановлении Правительства Российской Федерации от 09.12.1994 №1360 и приказом ГК ПВ Российской Федерации от 17.12.1994 №0377.
Однако, приказ от 17.12.1994 №0377 "Об объявлении территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа зоной вооруженного конфликта и утверждении перечня воинских частей Пограничных войск Российской Федерации, привлекаемых для охраны Государственной границы Российской Федерации на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа", изданный Главнокомандующим Пограничными войсками Российской Федерации, принят с нарушением установленного порядка (без согласования с Министром обороны Российской Федерации, Министром внутренних дел Российской Федерации, Директору ФСБ Российской Федерации), в связи чем правового значения для данного дела не имеет.
Также Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 №896 "О зонах вооруженных конфликтов" в целях упорядочения предоставления дополнительных гарантий и компенсаций, предусмотренных Законом Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" к выполнению задач при вооруженных конфликтах относится выполнение задач военнослужащими и сотрудниками органов внутренних дел на территориях Республики Северная Осетия - Алания и Республики Ингушетия в октябре - ноябре 1992 г.; а также выполнение задач военнослужащими, а также лицами рядового и начальствующего состава, курсантами и слушателями учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации на всей территории Чеченской Республики в период с декабря 1994 г. по декабрь 1996 г.
Этим же постановлением признан утратившим силу пункт 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 09.12.1994 №1360 "Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа".
Кроме того, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 09.12.1994 №1360, а также приказу Главнокомандующего Пограничными войсками РФ от 17.12.1994 №0377 к выполнению задач при вооруженных конфликтах относится: выполнение военнослужащими Пограничных войск Российской Федерации задач по охране Государственной границы на территории Чеченской Республики; обеспечение усиления режима охраны Государственной границы на территории сопредельных с Чеченской Республикой субъектов Российской Федерации.
Опрышко В.Н. согласно исследованных в суде анкеты-запроса Военного комиссариата Октябрьского района г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ, выписки из приказа от ДД.ММ.ГГГГ №*** (л.д***), находясь в Дагестане в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выполнял задачи по усилению режима охраны административной границы между Республикой Дагестан и Чеченской Республикой.
Сам по себе факт выполнения заявителем указанной задачи в составе воинской части, входящей в перечень, утвержденный приказом Главнокомандующего Пограничными войсками Российской Федерации от 17.12.1994 №0377, не дают оснований для приобретения им статуса участника боевых действий, поскольку Главнокомандующий Пограничными войсками РФ правом объявления зон вооруженных конфликтов в 1994 году не обладал.
Иных доказательств участия в боевых действиях (кроме вышеуказанных документов) истцом не представлено.
На основании изложенного, суд считает, что истец не может относится к ветеранам боевых действий, в связи с чем ему правомерно было отказано в выдаче соответствующего удостоверения.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования Опрышко В.Н. к Федеральному государственному казенному предприятию «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Алтайскому краю» о признании права ветерана боевых действий, признании отказа в выдаче удостоверения ветерана боевых действий незаконным оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения судом в мотивированном виде путем подачи апелляционной жалобы через Индустриальный районный суд города Барнаула.
Судья Гончарова Ю.В.
***
***
***
***
***
***
***
***
Именем Российской Федерации
***
***
***
***
***
***