Дело № 2-2924/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 сентября 2012г. г. Барнаул
Индустриальный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Е.Н. Ненашевой
при секретаре Е.Н. Каширских,
с участием прокурора Москалевой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Алтайского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту неопределенного круга лиц, Российской Федерации, к Администрации г. Барнаула, Администрации Индустриального района г. Барнаула о признании незаконным бездействия по ликвидации несанкционированной свалки, возложении обязанности по организации ликвидации несанкционированной свалки отходов, возложении обязанности принять участие в ликвидации свалки,
установил:
Алтайский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту неопределенного круга лиц, Российской Федерации, обратился в суд с иском к Администрации г. Барнаула, Администрации Индустриального района г. Барнаула о признании незаконным бездействия ответчиков по ликвидации следующих несанкционированных свалок:
- свалки отходов производства и потребления общей площадью около *** квадратных метров, состоящей из пяти очагов, площадью от *** до *** квадратных метров каждый, расположенных через каждые ***-*** м. вдоль проезда <адрес> от здания, расположенного по <адрес> в *** метрах на восток.
- свалки отходов производства и потребления площадью около *** квадратных метров, расположенной в *** м.на восток от железнодорожного переезда по <адрес> в *** м. от пруда- накопителя, расположенного в <адрес>.
В обоснование заявленных требований указал, что в нарушение требований ч.2 ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» администрация города Барнаула не осуществляет организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципального образования городского округа – города Барнаула, а администрация района ей в этом не содействует.
В результате допущенных бездействий со стороны администрации города и района нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В качестве способа защиты нарушенного права истец просит о возложении на администрацию г.Барнаула обязанности по организации ликвидации указанной свалки; на администрации Индустриального района г.Барнаула - обязанности принять участие в ликвидации данной свалки путем содействия администрации г.Барнаула в очистке земельного участка.
Со ссылкой на положения ст. 76 ФЗ «Об охране окружающей среды», в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурором принято решение о предъявлении данного иска в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Москалева Е.С. на иске настаивала по основаниям, указанным в описательной части решения, дав пояснения по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что размещенные на расстоянии около ***-*** метров друг от друга пять очагов со строительным мусором и бытовыми отходами, фактически представляют собой одну большую свалку, поскольку между указанными очагами также разбросан мусор, что делает невозможным определить данные очаги как автономно расположенные несанкционированные свалки в районе <адрес>, в связи с чем данная территория определена как единый предмет спора, в том числе в части определения ее места положения. Общая площадь захламленного участка составляет около *** квадратных метров. Размещение строительного и бытового мусора в месте, не предназначенном для этого, кроме того, дополнительно создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, поскольку не исключает беспрепятственного доступа указанных лиц к травмоопасным предметам. Учитывая существующую угрозу для здоровья неопределенного круга лиц, выражающуюся в открытом для них доступе к опасному строительному мусору и бытовым отходам, скопившимся на свалке, прокурор считает возможным и достаточным установить срок исполнения ответчиками обязанностей, возложенных на них судом, в течение ***-х месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Представитель ответчика администрации г. Барнаула в судебное заседание не явился по неизвестной причине, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Отзыва, возражений по иску не представили.
Представитель ответчика администрации Индустриального района г. Барнаула в судебное заседание не явился, извещен надлежаще. Участвуя ранее в судебном заседании, исковые требования не признавал.
Третье лицо - Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края, будучи надлежаще извещенным о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание представителя для участия в рассмотрении дела не направил. В представленном отзыве полагал требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению с учетом полномочий органов местного самоуправления городских округов, к числу которых относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Также, указал, что поскольку к вопросам местного значения отнесена организация благоустройства территории поселения, включающая в себя решение вопросов очистки населенных пунктов от отходов, следовательно, в случае невозможности установления лиц, разместивших отходы на несанкционированных свалках, органы местного осуществляют уборку несанкционированных свалок по соглашению со специализированной организацией в пределах средств, предусмотренных на эти цели в муниципальном бюджете. Бездействие органов местного самоуправления по реализации своих полномочий в области обращения с отходами причиняет вред окружающей среде в виде загрязнения почвы и атмосферного воздуха, развития и распространения биологических (вирусных, бактериальных, паразитарных) факторов среды обитания. Воздействие указанных факторов на окружающую среду создает угрозу здоровью жителям и будущим поколениям (л.д. *** ).
С учетом требований ст.167 ГПК РФ и отсутствием ходатайств об отложении дела, судом определено о возможности рассмотрения дела при имеющейся явке и представленных доказательствах.
Выслушав прокурора, исследовав и проанализировав представленные суду доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований прокурора в полном объеме, обосновывая это следующим.
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии. Российская Федерация является правовым государством и, следовательно, обязана обеспечить безопасность гражданам охрану их прав и интересов, а также гарантировать эффективные способы восстановления этого права, в том числе путем судебной защиты. Конституция Российской Федерации (ч. 1 и 2 ст. 46) каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод. Любой опасности прав граждан должно противопоставляться право на судебное обжалование, которое гарантирует проверку деятельности лиц, нарушивших это право или ставящих его под угрозу, и защиту от произвольного ограничения этого права.
В соответствии со ст. 4 Конституции РФ, Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской. Согласно ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения должны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Частью 1 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» закреплено, что прокуратура Российской Федерации - единая федеральная и централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории РФ.
На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре в Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В процессе рассмотрения дела установлено, что на земельном участке, расположенном вдоль проезда Деловой в г.Барнауле от здания, расположенного по <адрес> в *** метрах на восток, на расстоянии через каждые *** метров, размещены пять несанкционированных свалок, площадью от *** до *** квадратных метров каждая, которые, с учетом размещенного между ними бытового мусора, образуют одну большую несанкционированную свалку, площадью около *** квадратных метров.
Кроме того, в ***.на восток от железнодорожного переезда по <адрес> в ***. от пруда- накопителя, расположенного в <адрес>. Также расположена несанкционированная свалка строительного мусора и бытовых отходов, площадь которой составляет около *** кв.м.
Указанные факты нашли свое подтверждение в представленном стороной истца акте проверки соблюдения природоохранного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ, выполненном специалистами *** (л.д.***).
Также факты размещения на указанных земельных участках, загрязненных промышленными, бытовыми и строительными отходами, не стоящих на государственном кадастровом учете, расположенных на землях общего пользования в условиях отсутствия сведений о регистрации на них, относящихся к категории земель – земли населенных пунктов, подтверждается информацией, представленной Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (л.д.***).
Схемой размещения участков на копиях кадастровых и топографических планов г. Барнаула, подтверждается площадь указанных земельных участков, захламленных мусором (л.д.***).
Ответчиками доводы прокурора о наличии указанных свалок, площадях, занятых строительным и бытовым мусором, не опровергнуты, доказательств обратному не представлено.
В соответствии со ст. 51 ФЗ от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещен сброс отходов производства потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ..
На основании ст. 21 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в почвах городских и сельских поселений и сельскохозяйственных угодий содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов, а также уровень радиационного фона не должен превышать предельно допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии с п. 1.2 Санитарных правил содержания территорий населенных мест, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР от 05.08.1988 № 4690-88, система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из не канализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта).
В соответствие с п.3 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», п.24 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Данные действия направлены, в свою очередь, на ликвидацию несанкционированных свалок, хотя и представляют собой не сами действия по очистке земельного участка от мусора, а только действия по организации данной очистки.
Аналогичные нормы содержатся в п.25 ст. 19 Устава муниципального образования городского округа – г. Барнаула Алтайского края.
В соответствии с п. 15 ст. 48.1 Устава глава администрации города Барнаула в пределах своей компетенции контролирует деятельность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительные функции по решению вопросов местного значения.
Однако существующая несанкционированная свалка свидетельствует о том, что контролирующая роль со стороны главы администрации г. Барнаула за администрацией Индустриального района г. Барнаула ослаблена.
Анализируя вышеприведенные нормы права, суд приходит к выводу о том, что постольку, поскольку администрация г. Барнаула обязана в пределах своих полномочий организовывать сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, направленные на ликвидацию несанкционированных свалок в границах города Барнаула, она в результате допущенного бездействия, выразившегося в непринятии мер к осуществлению указанных действий ( по организации сбора, вывоза, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов, направленных на ликвидацию указанных несанкционированных свалок) допускает нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и создает угрозу их жизни и здоровью.
В соответствии с п. 6 ст. 15 Положения «Об Индустриальном районе в г. Барнауле и администрации Индустриального района г.Барнаула», утвержденного Решением Барнаульской Городской Думы № 75 от 27 марта 2009г. в полномочия администрации района входит участие в проведений мероприятий по охране окружающей среды на территории района.
Ненадлежащее исполнение предусмотренных для ответчиков законом обязанностей позволяет определить в качестве способа защиты (восстановления) нарушенного права неопределенного круга лиц, принудительное возложение на администрацию города и района обязанность выполнить действия, направленные на восстановление нарушенного права неопределенного круга лиц и ликвидацию угрозы для жизни и здоровья граждан.
Способы организации ликвидации свалок, конкретные виды и объемы необходимых для этого работ администрация города вправе определять самостоятельно, в том числе в виде направления соответствующих поручений районным администрациям города. Иное свидетельствовало бы о вмешательстве суда в хозяйственную деятельность ответчика, что является не допустимым.
Согласно п. 6 ст. 15 Положения «Об Индустриальном районе в г.Барнауле и администрации Индустриального района г.Барнаула» участвует в проведении мероприятий по охране окружающей среды в пределах средств, предусмотренных в бюджете города на эти цели.
Изложенные в процессе подготовки дела к производству доводы представителя администрации Индустриального района г. Барнаула об отсутствии у органов местного самоуправления обязанности по ликвидации несанкционированной свалок суд во внимание не принимает, поскольку таких требований прокурором и не заявлено.
Напротив, избранный прокурором способ защиты основан на возложении на ответчиков принудительного исполнения обязанностей только из числа предусмотренных для них Уставом муниципального образования городского округа и Положением о районе города, а именно – обязанности по организации определенных действий и обязанности принять участие в этом соответственно.
Не принимается судом во внимание и сообщенный в процессе подготовки дела к судебному разбирательству довод представителя администрации Индустриального района г. Барнаула о том, что требования прокурора направлены на вмешательство в деятельность органов местного самоуправления, поскольку требования прокурором направлены на защиту прав неопределенного круга лиц в области благоприятной окружающей среды, и в данном случае возложение обязанности направлено на восстановление положения, существовавшего до нарушения права, что не противоречит ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия устанавливается срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд учитывает, что выполнение обязанности по организации ликвидации свалки потребует для ответчиков определенных финансовых затрат.
Вместе с тем, временной промежуток, устанавливаемый судом, не должен быть неоправданно большим, поскольку иначе это повлечет необоснованное сохранение для неопределенного круга лиц угрозы для их жизни и здоровья.
Учитывая отсутствие условий, препятствующих исполнению решения суда и возможности максимально скорого восстановления допущенных ответчиками нарушений прав неопределенного круга лиц, суд находит возможным согласиться с доводами прокурора и установить ответчикам срок для исполнения обязанности, возложенной решением - не позднее двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Алтайского межрайонного природоохранного прокурора, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации г. Барнаула, администрации Индустриального района г. Барнаула по организации сбора, вывоза, утилизации бытовых и промышленных отходов и содействию в очистке земельного участка от несанкционированной свалки отходов производства и потребления общей площадью около *** квадратных метров, состоящей из пяти локальных свалок, площадью от *** до *** квадратных метров каждая, расположенных через каждые *** м. вдоль проезда <адрес> от здания, расположенного по <адрес> в *** метрах на восток.
Обязать Администрацию города Барнаула в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу организовать сбор, вывоз, утилизацию бытовых и промышленных отходов в виде несанкционированной свалки отходов производства и потребления общей площадью около *** квадратных метров, состоящей из пяти локальных свалок, площадью от *** до *** квадратных метров каждая, расположенных через каждые *** м. вдоль проезда <адрес> от здания, расположенного по <адрес> в *** метрах на восток
Обязать администрацию Индустриального района г. Барнаула в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу принять участие в ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления общей площадью около *** квадратных метров, состоящей из пяти локальных свалок, площадью от *** до *** квадратных метров каждая, расположенных через каждые ***-*** м. вдоль проезда Деловой в г.Барнауле от здания, расположенного по <адрес> в *** метрах на восток
Признать незаконным бездействие администрации г. Барнаула, администрации Индустриального района г. Барнаула по организации сбора, вывоза, утилизации бытовых и промышленных отходов и содействию в очистке земельного участка от несанкционированной свалки отходов производства и потребления площадью около *** квадратных метров, расположенной в *** м.на восток от железнодорожного переезда по <адрес> в *** м. от пруда- накопителя, расположенного в <адрес>.
Обязать Администрацию города Барнаула в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу организовать сбор, вывоз, утилизацию бытовых и промышленных отходов в виде несанкционированной свалки отходов производства и потребления площадью около *** квадратных метров, расположенной в *** м.на восток от железнодорожного переезда по <адрес> в *** м. от пруда- накопителя, расположенного в <адрес>
Обязать администрацию Индустриального района г. Барнаула в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу принять участие в ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления площадью около *** квадратных метров, расположенной в *** м.на восток от железнодорожного переезда по <адрес> в *** м. от пруда- накопителя, расположенного в <адрес>
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд путем подачи жалобы, а участвующим в деле прокурором – апелляционного представления, через Индустриальный районный суд г. Барнаула.
Председательствующий: Е.Н. Ненашева.
Решение в окончательной форме с учетом положений ч.3 ст. 107, ч.2 ст. 108 ГПК РФ принято 10 сентября 2012 года.