О возложении обязанности очистить земельный участок от отходов. Вступило в законную силу.



Дело №2-2590/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 августа 2012 года город Барнаул

Индустриальный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе: председательствующего судьи Юрьевой М.А.

при секретаре Созиновой Н.В.

с участием процессуального истца - прокурора Сидоровой М.Ф.,

представителя ответчика ФГУП имени В.В. Докучаево – Кузьминой М.С.

представителя ответчика – администрации Индустриального района города Барнаула Хребкова И.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к Федеральному государственному унитарному предприятию имени В.В.Докучаева Российской академии сельскохозяйственных наук об устранении нарушений природоохранного законодательства при использовании земельного участка, к администрации города Барнаула и администрации Индустриального района города Барнаула о признании бездействия и обязании совершить действия,

УСТАНОВИЛ:

Алтайский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту Российской Федерации, неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации г.Барнаула, администрации Индустриального района г.Барнаула о признании незаконным бездействия ответчиков по организации сбора, вывоза, утилизации бытовых и промышленных отходов вдоль лесополосы длиной около *** км., шириной около *** м, расположенной примерно в *** м на запад от дома № *** по ул.<адрес> в Индустриальном районе г. Барнаула, обязании администрацию г. Барнаула организовать сбор, вывоз, утилизацию бытовых и промышленных отходов вдоль лесополосы длиной около *** км, шириной около *** м, расположенной примерно в *** м на запад от дома № *** по ул.<адрес> в Индустриальном районе г.Барнаула путем очистки земельного участка, площадью около *** кв. м от отходов в *** срок со дня вступления решения суда в законную силу, обязании администрации Индустриального района г. Барнаула принять участие в очистке от отходов лесополосы длиной около *** км, шириной около *** м, расположенной примерно в *** м на запад от дома № *** по ул.<адрес> в Индустриальном районе г.Барнаула, площадью около *** кв. м в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований указал, вдоль лесополосы длиной около *** км, шириной около *** м, расположенной примерно в *** м на запад от дома №*** по ул<адрес> в г.Барнауле размещены несанкционированные свалки бытовых и строительных отходов, о чем составлен акт проверки соблюдения природоохранного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ, общая площадь захламленной территории составляет около *** кв.м. В нарушение требований ч.2 ст. 13 Федерального Закона «Об отходах производства и потребления» администрация города Барнаула не осуществляет организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципального образования городского округа – города Барнаула, а администрация района ей в этом не содействует. В результате допущенных бездействий со стороны администрации города и района нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, и, кроме того, размещение строительного и бытового мусора на свалке дополнительно создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, так как создает беспрепятственный доступ указанных лиц к травмоопасным предметам.

В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, направив также к ФГУП им. В.В.Докучаева Россельхозакадемии требование об обязании путем очистки лесополосы длиной около *** км, шириной около *** метров, расположенной примерно в *** метрах на запад от дома №*** по ул. <адрес> в Индустриальном районе г. Барнаула, площадью около *** кв.м, от отходов производства и потребления в *** срок со дня вступления решения суда в законную силу. Просил признать незаконным бездействие администрации г.Барнаула, администрации Индустриального района г.Барнаула по организации сбора, вывоза, утилизации бытовых и промышленных отходов на территории пос. <адрес> Индустриального района г. Барнаула, прилегающей к земельному участку, на котором находится лесополоса длиной около *** км, шириной около *** метров, расположенная примерно в *** метрах на северо-запад от дома № *** по ул. <адрес> в Индустриальном районе г. Барнаула, обязать администрацию г. Барнаула организовать сбор, вывоз, утилизацию бытовых и промышленных отходов на территории пос. *** Индустриального района г. Барнаула, прилегающей к земельному участку, на котором находится лесополоса длиной около *** км, шириной около *** метров, расположенная примерно в *** метрах на запад от дома № *** по ул. <адрес> в Индустриальном районе г.Барнаула, обязать администрацию Индустриального района г. Барнаула принять участие в проведении мероприятий по организации сбора, вывоза, утилизации бытовых и промышленных отходов на территории пос. *** Индустриального района г. Барнаула, прилегающей к земельному участку, на котором находится лесополоса длиной около *** км, шириной около *** метров, расположенная примерно в *** метрах на запад от дома № *** по ул. <адрес> в Индустриальном районе г. Барнаула.

В судебном заседании прокурор Сидорова М.Ф. на иске настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении, пояснила, что до настоящего времени загрязнение территории не устранено; на спорной территории имеется строительный и бытовой мусор, порубочные остатки растительности, кости.

Представитель ответчика администрации Индустриального района г.Барнаула Хребков И.А. в судебном заседании возражал об удовлетворении исковых требований, пояснил, что региональное законодательство не определяет непосредственной обязанности органов местного самоуправления по чистке свалок.

Представитель ответчика ФГУП им. В.В. Докучаева Россельхозакадемии Кузьмина М.С. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что мусор на территории предприятия появляется не по вине ФГУП, так как они каждую весну убирают территорию.

Представитель ответчика администрации г.Барнаула в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Представитель третьего лица Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором указали, что требования прокурора основаны на законе, бездействие органов местного самоуправления по реализации своих полномочий в области обращения с отходами причиняет вред окружающей среде в виде загрязнения почвы и атмосферного воздуха, развития и распространения биологических (вирусных, бактериальных, паразитарных) факторов среды обитания. Воздействие указанных факторов на окружающую среду создает угрозу здоровью жителям и будущим поколениям, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии. Российская Федерация является правовым государством и, следовательно, обязана обеспечить безопасность гражданам охрану их прав и интересов, а также гарантировать эффективные способы восстановления этого права, в том числе путем судебной защиты. Конституция Российской Федерации (ч. 1 и 2 ст. 46) каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод. Любой опасности прав граждан должно противопоставляться право на судебное обжалование, которое гарантирует проверку деятельности лиц, нарушивших это право или ставящих его под угрозу, и защиту от произвольного ограничения этого права.

В соответствии со ст. 4 Конституции Российской Федерации, Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской. Согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения должны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Частью 1 ст. 1 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации» закреплено, что прокуратура Российской Федерации - единая федеральная и централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре в Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

При рассмотрении дела установлено, что на земельном участке - лесополосе длиной около *** км, шириной около *** метров, расположенной примерно в *** метрах на запад от дома № *** по ул. <адрес> в Индустриальном районе г.Барнаула происходит несанкционированные свалки отходов производства и потребления – твердые отходы представлены строительным мусором (битый бетон, строительные смеси, цемент, кирпич, железобетонные блоки, фанера, картон, и др.) и бытовым мусором (бутылки, пакеты, пластмасса, старая мебель, ящики, шланги, провода др.), порубочные остатки растительности, кости, что подтверждается актом проверки соблюдения природоохранного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ.

Указанная площадка, на которой происходит складирование мусора, относится к категории земель населенных пунктов, находится в собственности российской Федерации.

Земельный участок предоставлен в аренду ОНО ОПХ им. В.В. Докучаева на основании договора аренды №*** от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированный в Росреестре ДД.ММ.ГГГГ (л.д.***).

Правопреемником ОНО ОПХ им. В.В. Докучаева является ФГУП им. В.В. Докучаева Россельхозакадемии, согласно п.1 Устава указанного учреждения, что в том числе подтверждается свидетельством внесении записи в ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.***).

В судебном заседании установлено, что спорная площадка не содержит ограждений, а потому не исключает неконтролируемый доступ к ней неопределенного круга лиц, что подтверждается показаниями участвующих в деле лиц, фото-таблицами.

Анализируя содержание снимков, представленных в фото-таблице, приложенной к акту, суд находит дополнительно заслуживающими внимания доводы прокурора, что размещение строительного мусора (бетона, арматур и иного), создает дополнительную опасность для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, поскольку создает возможность получения травм для неопределенного круга лиц.

Статья 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещает сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

На основании ст.21 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в почвах городских и сельских поселений и сельскохозяйственных угодий содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов, а также уровень радиационного фона не должен превышать предельно допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

В силу п. 8 ч. 1 Земельного Кодекса Российской Федерации земельное законодательство основывается, в том числе на принципе деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Статья 77 Земельного кодекса Российской Федерации закрепляет, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

В соответствии с п. 1 ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.

Одним из принципов оборота земель сельскохозяйственного назначения является сохранение целевого использования земельных участков (п. 1 ч. 3 ст. 1 Федерального Закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).

В силу ч. 1 ст. 6 Федерального Закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации ФГУП им. В.В. Докучаева Россельхозакадемии обязано использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

В соответствии с п. 1.2 Санитарных правил содержания территорий населенных мест, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР от 05.08.1988 № 4690-88, система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из не канализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта).

Таким образом, в нарушение приведенных положений ФГУП им. В.В. Докучаева Россельхозакадемии допустило захламление земельного участка отходами производства и потребления, ввиду чего указанное учреждение обязывается очистить земельный участок от отходов.

В соответствие с п.3 ст.8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», п.24 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Аналогичные нормы содержатся в п.25 ст. 19 Устава муниципального образования городского округа – г. Барнаула Алтайского края.

В соответствии с п. 15 ст. 48.1 Устава глава администрации города Барнаула в пределах своей компетенции обязан контролировать деятельность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительные функции по решению вопросов местного значения.

Однако существующая несанкционированная свалка свидетельствует об ослаблении контроля со стороны главы администрации г. Барнаула за администрацией Индустриального района г. Барнаула.

Анализируя вышеприведенные нормы права, суд приходит к выводу, что администрация г.Барнаула обязана организовывать сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, в том числе ликвидацию несанкционированных свалок в границах города Барнаула, а также о том, что в результате допущенного администрацией бездействия, выразившегося в непринятии мер к ликвидации вышеуказанной свалки, нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и создается угроза их жизни и здоровью.

В соответствии с п. 6 ст. 15 Положения «Об Индустриальном районе в г.Барнауле и администрации Индустриального района г.Барнаула», утвержденного Решением Барнаульской Городской Думы № 75 от 27 марта 2009г., в полномочия администрации района входит участие в проведений мероприятий по охране окружающей среды на территории района.

Ненадлежащее исполнение предусмотренных для ответчиков законом обязанностей позволяет определить в качестве способа защиты (восстановления) нарушенного права неопределенного круга лиц, принудительное возложение на администрацию города и района обязанность выполнить действия, направленные на восстановление нарушенного права неопределенного круга лиц и ликвидацию угрозы для их жизни и здоровья.

Способы организации ликвидации свалки, конкретные виды и объемы необходимых работ администрация города вправе определить самостоятельно, в том числе в виде направления соответствующих поручений районным администрациям города.

Согласно п. 6 ст. 15 Положения «Об Индустриальном районе в г.Барнауле и администрации Индустриального района г.Барнаула» участвует в проведении мероприятий по охране окружающей среды в пределах средств, предусмотренных в бюджете города на эти цели.

Доводы ответчиков об отсутствии у органов местного самоуправления обязанности по ликвидации несанкционированной свалки, суд не принимает во внимание, поскольку они основаны на неверном толковании материального закона.

Суд также не может согласиться с доводами представителя администрации Индустриального района г.Барнаула, что на территории микрорайона установлено *** контейнеров на *** домовладения, поэтому отсутствует бездействие администрации, так как в судебном заседании установлен факт загрязнения спорной территории, в том числе и строительным мусором, в то время как имеющиеся контейнеры установлены для складирования бытовых отходов, что не отрицалось при рассмотрении дела.

Ввиду указанных обстоятельств суд считает незаконным бездействие администрации города Барнаула и администрации Индустриального района города Барнаула по организации сбора, вывоза, утилизации бытовых и промышленных отходов на территории поселка <адрес> Индустриального района города Барнаула, прилегающей к земельному участку, на котором расположена лесополоса длиной около *** км, шириной около *** метров, расположенной примерно в *** метрах на запад от дома № *** по ул.<адрес> в Индустриальном районе города Барнаула.

На основании изложенного суд обязывает администрацию города Барнаула организовать сбор, вывоз, утилизацию бытовых и промышленных отходов на территории поселка *** Индустриального района города Барнаула, прилегающей к земельному участку, на котором расположена лесополоса длиной около *** км, шириной около *** метров, расположенной примерно в *** метрах на запад от дома № *** по ул.<адрес> в Индустриальном районе города Барнаула, а также обязывает администрацию Индустриального района города Барнаула принять участие в проведении мероприятий по организации сбора, вывоза, утилизации бытовых и промышленных отходов на указанной территории.

В соответствии со ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия устанавливается срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд учитывает, что выполнение обязанности по организации ликвидации свалки потребует для ответчиков определенных финансовых затрат, но временной промежуток, устанавливаемый судом, не должен быть неоправданно большим, поскольку иначе это повлечет необоснованное сохранение для неопределенного круга лиц угрозы для их жизни и здоровья.

Учитывая отсутствие условий, препятствующих исполнению решения суда и возможность максимально скорого восстановления допущенных ответчиками нарушений прав неопределенного круга лиц, суд находит обоснованным установить ответчику ФГУП им. В.В. Докучаева Россельхозакадемии срок для исполнения обязанности, возложенной решением суда - не позднее двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к Федеральному государственному унитарному предприятию имени В.В.Докучаева Российской академии сельскохозяйственных наук об устранении нарушений природоохранного законодательства при использовании земельного участка, к администрации города Барнаула и администрации Индустриального района города Барнаула о признании бездействия и обязании совершить действия удовлетворить.

Обязать Федеральное государственное унитарное предприятие имени В.В.Докучаева Российской академии сельскохозяйственных наук очистить лесополосу длиной около *** км, шириной около *** метров, расположенной примерно в *** метрах на запад от дома № *** по ул.<адрес> в Индустриальном районе города Барнаула, площадью около *** кв.м, от отходов производства и потребления в *** срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Признать незаконным бездействие администрации города Барнаула и администрации Индустриального района города Барнаула по организации сбора, вывоза, утилизации бытовых и промышленных отходов на территории поселка *** Индустриального района города Барнаула, прилегающей к земельному участку, на котором расположена лесополоса длиной около *** км, шириной около *** метров, расположенной примерно в *** метрах на запад от дома № *** по ул.<адрес> в Индустриальном районе города Барнаула.

Обязать администрацию города Барнаула организовать сбор, вывоз, утилизацию бытовых и промышленных отходов на территории поселка *** Индустриального района города Барнаула, прилегающей к земельному участку, на котором расположена лесополоса длиной около *** км, шириной около *** метров, расположенной примерно в *** метрах на запад от дома № *** по ул.<адрес> в Индустриальном районе города Барнаула.

Обязать администрацию Индустриального района города Барнаула принять участие в проведении мероприятий по организации сбора, вывоза, утилизации бытовых и промышленных отходов на территории поселка *** Индустриального района города Барнаула, прилегающей к земельному участку, на котором расположена лесополоса длиной около *** км, шириной около *** метров, расположенной примерно в *** метрах на запад от дома № *** по ул.<адрес> в Индустриальном районе города Барнаула.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Алтайского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Индустриальный районный суд города Барнаула.

Судья                                М.А. Юрьева

***

***

***

***

***