О возложении обязанности очистить земельный участок от отходов. Не вступило в законную силу.



Дело № 2-2554/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 августа 2012 года город Барнаул

Индустриальный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Демченко И.А.,

при секретаре Шашовой Т.А.

с участием помощника Алтайского краевого природоохранного прокурора Сидоровой М.Ф.,

представителя ответчика администрации г. Барнаула Слюсарь М.В.,

представителя ответчика администрации Индустриального района г. Барнаула Хребкова И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Алтайского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Администрации г. Барнаула, Администрации Индустриального района г. Барнаула, Федеральному государственному унитарному предприятию им. В.В. Докучаева Российской академии сельскохозяйственных наук о признании незаконным бездействия по организации сбора, вывоза, утилизации бытовых и промышленных отходов, возложении обязанности по организации сбора, вывоза, утилизации бытовых и промышленных отходов, возложении обязанности по принятию участия в ликвидации свалки, возложении обязанности очистить земельный участок от отходов производства и потребления,

установил:

Алтайский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту неопределенного круга лиц, Российской Федерации, обратился в суд с иском к Администрации г. Барнаула, Администрации Индустриального района г. Барнаула о признании незаконным бездействия ответчиков по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной вдоль лесополосы длиной около *** км., шириной около *** м., расположенной примерно в *** м. на запад от <адрес>. В качестве способа защиты нарушенного права процессуальный истец просил о возложении на администрацию г.Барнаула обязанности по организации ликвидации указанной свалки; на администрацию Индустриального района г.Барнаула - обязанности принять участие в ликвидации данной свалки путем содействия администрации г.Барнаула в очистке лесополосы.

В ходе рассмотрения дела процессуальным истцом представлено уточненное исковое заявление, в котором в качестве соответчика привлечен арендатор земельного участка, на котором расположена несанкционированная свалка - Федеральное государственное унитарное предприятие им. В.В. Докучаева Российской академии сельскохозяйственных наук (далее по тексту ФГУП им В.В. Докучаева Россельхозакадемии). Алтайский межрайонный природоохранный прокурор в дополнение к ранее заявленными требованиям, просил возложить на ФГУП им В.В. Докучаева Россельхозакадемии обязанность по очистке земельного участка, а именно лесополосы длиной около *** км., шириной около ***., расположенной примерно в ***. на запад от <адрес>.

В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что в нарушение требований ч.2 ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» администрация города Барнаула не осуществляет организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципального образования городского округа – города Барнаула, а администрация района ей в этом не содействует.

В результате допущенных бездействий со стороны ответчиков нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, и, кроме того, указывает, что существующие несанкционированные свалки свидетельствуют об ослаблении контролирующей функции со стороны администрации г.Барнаула за администрацией Индустриального района города Барнаула.

В соответствии со ст. 76 ФЗ «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.

По указанным основаниям, в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурором принято решение о предъявлении данного иска в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц.

Представитель ответчика администрации г. Барнаула в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление.

Согласно представленным возражениям, ответчик администрация г. Барнаула считает заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку ответчиком приняты все меры, связанные с вопросами местного значения по охране окружающей среды в рамках городского округа. Определены права и обязанности всех участников обращения с отходами. В исковом заявлении отсутствует указание на то, в чем заключается бездействие администрации города, прокурором избран неверный способ защиты нарушенного права. Кроме того, у ответчика отсутствует обязанность по ликвидации несанкционированной свалки.

Представитель ответчика администрации Индустриального района г. Барнаула возражал против удовлетворения исковых требований, просил в иске отказать по доводам, аналогичным, приведенным администрацией города Барнаула.

Представитель ответчика ФГУП им. В.В. Докучаева Россельхозакадемии в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства уведомлен надлежаще.

Представитель третьего лица Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в представленном отзыве указал, что факт размещения отходов на указанном земельном участке, установлен в ходе проверочных мероприятий; свалка расположена на территории, не предназначенной в соответствии с требованиями законодательства для размещения на ней отходов. Требования прокурора находит законными и обоснованными, поскольку к полномочиям органов местного самоуправления городских округов относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Помимо того, к вопросам местного значения отнесена организация благоустройства территории поселения. Организация благоустройства включает в себя решение вопросов очистки населенных пунктов от отходов. При этом, в случае невозможности установления лиц, разместивших отходы на несанкционированных свалках, органы местного самоуправления осуществляют уборку несанкционированных свалок по соглашению со специализированной организацией в пределах средств, предусмотренных на эти цели в муниципальном бюджете. Бездействие органов местного самоуправления по реализации своих полномочий в области обращения с отходами причиняет вред окружающей среде в виде загрязнения почвы и атмосферного воздуха, развития и распространения биологических (вирусных, бактериальных, паразитарных) факторов среды обитания. Воздействие указанных факторов на окружающую среду создает угрозу здоровью жителям и будущим поколениям. Арендатор земельного участка, на котором расположена несанкционированная свалка, обязан обеспечить соблюдение экологических требований на арендуемом земельном участке.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц, Российской Федерации подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии. Российская Федерация является правовым государством и, следовательно, обязана обеспечить безопасность гражданам охрану их прав и интересов, а также гарантировать эффективные способы восстановления этого права, в том числе путем судебной защиты. Конституция Российской Федерации (ч. 1 и 2 ст. 46) каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод. Любой опасности прав граждан должно противопоставляться право на судебное обжалование, которое гарантирует проверку деятельности лиц, нарушивших это право или ставящих его под угрозу, и защиту от произвольного ограничения этого права.

В соответствии со ст. 4 Конституции РФ, Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской. Согласно ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения должны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Частью 1 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» закреплено, что прокуратура Российской Федерации - единая федеральная и централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории РФ.

На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре в Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В процессе рассмотрения дела установлено, что на земельном участке – лесополосе длиной около *** км., шириной около ***., расположенной примерно в ***. на запад от <адрес> происходит складирование бытовых отходов (пластиковые бутылки, полиэтиленовые мешки, бумага, строительный и бытовой мусор, твердые бытовые отходы).

Указанный факт нашел свое подтверждение в представленном стороной истца акте проверки соблюдения природоохранного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ, выполненном специалистами Алтайской межрайонной природоохранной прокуратуры и Государственной инспекции по охране природы (л.д.***).

В процессе рассмотрения дела установлено, что указанная площадка, на которой происходит складирование мусора, относится к категории земель населенных пунктов.

Указанный земельный участок предоставлен в аренду ОНО ОПХ им. В.В. Докучаева на основании договора аренды №*** от ДД.ММ.ГГГГ, который прошел государственную регистрацию в установленном порядке.

Правопреемником ОНО ОПХ им. В.В. Докучаева является ФГУП им. В.В. Докучаева Россельхозакадемии, согласно п.1 Устава указанного учреждения, что в том числе подтверждается свидетельством внесении записи в ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ

Вместе с тем, судом установлено, что данная площадка не содержит ограждений, а потому не исключает неконтролируемый доступ к ней неопределенного круга лиц. Указанный факт, помимо пояснений участвующих в деле лиц, подтвержден фото-таблицей.

Анализируя содержание снимков, представленных в фото-таблице, суд находит дополнительно заслуживающими внимания доводы прокурора о том, что размещение строительного мусора создает дополнительную опасность для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, поскольку создает возможность получения травм для неопределенного круга лиц, включая несовершеннолетних, проживающих вблизи данной несанкционированной свалки (л.д.***).

В соответствии со ст. 51 ФЗ от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещен сброс отходов производства потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

На основании ст. 21 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в почвах городских и сельских поселений и сельскохозяйственных угодий содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов, а также уровень радиационного фона не должен превышать предельно допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

В силу п. 8 ч. 1 Земельного Кодекса Российской Федерации земельное законодательство основывается в том числе на принципе деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Статья 77 Земельного кодекса Российской Федерации закрепляет, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

В соответствии с п. 1 ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.Одним из принципов оборота земель сельскохозяйственного назначения является сохранение целевого использования земельных участков (п. 1 ч. 3 ст. 1 Федерального Закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).

В силу ч. 1 ст. 6 Федерального Закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, ФГУП им. В.В. Докучаева Россельхозакадемии обязано использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

В соответствии с п. 1.2 Санитарных правил содержания территорий населенных мест, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР от 05.08.1988 № 4690-88, система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из не канализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта).

Таким образом, в нарушение приведенных положений ФГУП им. В.В. Докучаева Россельхозакадемии допустило захламление земельного участка отходами производства и потребления, ввиду чего указанное учреждение обязывается очистить земельный участок от отходов.

В соответствии с п.3 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», п.24 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Аналогичные нормы содержатся в п.25 ст. 19 Устава муниципального образования городского округа – г. Барнаула Алтайского края.

В соответствии с п. 15 ст. 48.1 Устава глава администрации города Барнаула в пределах своей компетенции обязана контролировать деятельность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительные функции по решению вопросов местного значения.

Однако существующая несанкционированная свалка свидетельствует о том, что контролирующая роль со стороны главы администрации г. Барнаула за администрацией Индустриального района г. Барнаула ослаблена.

Анализируя вышеприведенные нормы права, суд приходит к выводу, что администрация г. Барнаула обязана организовывать сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, в том числе ликвидацию несанкционированных свалок в границах города Барнаула, а также о том, что в результате допущенного администрацией бездействия, выразившегося в непринятии мер к ликвидации вышеуказанной свалки, нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и создается угроза их жизни и здоровью.

В соответствии с п. 6 ст. 15 Положения «Об Индустриальном районе в г. Барнауле и администрации Индустриального района г.Барнаула», утвержденного Решением Барнаульской Городской Думы № 75 от 27 марта 2009г., в полномочия администрации района входит участие в проведений мероприятий по охране окружающей среды на территории района.

Ненадлежащее исполнение предусмотренных для ответчиков законом обязанностей позволяет определить в качестве способа защиты (восстановления) нарушенного права неопределенного круга лиц, принудительное возложение на администрацию города и района обязанность выполнить действия, направленные на восстановление нарушенного права неопределенного круга лиц и ликвидацию угрозы для их жизни и здоровья.

Способы организации ликвидации свалки, конкретные виды и объемы необходимых работ администрация города вправе определить самостоятельно, в том числе в виде направления соответствующих поручений районным администрациям города.

Согласно п. 6 ст. 15 Положения «Об Индустриальном районе в г.Барнауле и администрации Индустриального района г.Барнаула» администрация района участвует в проведении мероприятий по охране окружающей среды в пределах средств, предусмотренных в бюджете города на эти цели.

Ввиду указанных обстоятельств суд считает незаконным бездействие администрации города Барнаула и администрации Индустриального района города Барнаула по организации сбора, вывоза, утилизации бытовых и промышленных отходов на территории Индустриального района, прилегающей к земельному участку, на котором расположена лесополоса длиной около 1 км., шириной около 50м., расположенной примерно в 200м. на запад от <адрес>.

На основании изложенного суд считает необходимым обязать администрацию города Барнаула организовать сбор, вывоз, утилизацию бытовых и промышленных отходов на территории Индустриального района, прилегающей к земельному участку, на котором расположена лесополоса длиной около 1 км., шириной около 50м., расположенной примерно в 200м. на запад от <адрес>, а также обязать администрацию Индустриального района города Барнаула принять участие в проведении мероприятий по организации сбора, вывоза, утилизации бытовых и промышленных отходов на указанной территории.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия устанавливается срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд учитывает, что выполнение обязанности по организации ликвидации свалки потребует для ответчиков определенных финансовых затрат.

Вместе с тем, временной промежуток, устанавливаемый судом, не должен быть неоправданно большим, поскольку иначе это повлечет необоснованное сохранение для неопределенного круга лиц угрозы для их жизни и здоровья.

Учитывая отсутствие условий, препятствующих исполнению решения суда и возможность максимально скорого восстановления допущенных ответчиками нарушений прав неопределенного круга лиц, суд находит обоснованным установить ответчику ФГУП им. В.В. Докучаева Россельхозакадемии срок для исполнения обязанности, возложенной решением суда - не позднее двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Руководствуясь ст. 194-199, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Алтайского краевого природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Федеральное государственное унитарное предприятие имени В.В.Докучаева Российской академии сельскохозяйственных наук очистить лесополосу длиной около *** км., шириной около *** м., расположенную примерно в *** м. на запад от <адрес> города Барнаула площадью около *** кв. м.., от отходов производства и потребления в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу.

Признать незаконными бездействие администрации г. Барнаула, администрации Индустриального района г. Барнаула по организации сбора, вывоза, утилизации бытовых и промышленных отходов на территории <адрес>, прилегающей к земельному участку, на котором находится лесополоса длиной около *** км., шириной около *** м., в *** м. на запад от <адрес>.

Обязать администрацию г. Барнаула организовать сбор, вывоз, утилизацию бытовых и промышленных отходов на территории <адрес>, прилегающей к земельному участку, на котором находится лесополоса длиной около *** км., шириной около *** м., расположенная примерно в *** м. на запад от <адрес>.

Обязать администрацию Индустриального района г. Барнаула принять участие в проведении мероприятий по организации сбора, вывоза, утилизации бытовых и промышленных отходов на территории <адрес>, прилегающей к земельному участку, на котором находится лесополоса длиной около *** км., шириной около *** м., расположенная примерно в *** м. на запад от <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Индустриальный районный суд города Барнаула.

Судья                                 И.А.Демченко

Мотивированное решение составлено 13 августа 2012 года

Верно, судья И.А. Демченко

На 13.08.2012г. решение в законную силу не вступило.

Подлинный документ подшит в деле № 2-2554/2012 Индустриального районного суда города Барнаула.

***

***

Именем Российской Федерации

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***