Дело № 2-2876/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
2 августа 2012 года Индустриальный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Любимовой И.А.,
при секретаре Худойкиной И.В.,
с участием истцов Бортуновой М.П. и Бортунова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
Бортуновой М.П., Бортунова А.А. к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Квартал» о признании незаконным отказа в предоставлении льгот по оплате коммунальных услуг, возложении обязанности по предоставлению льгот по оплате коммунальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с иском, в котором просили:
- признать незаконным отказ ООО УК «Квартал» в предоставлении скидки не ниже ***% от установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией,
- обязать ООО УК «Квартал» ежемесячно предоставлять семье Бортуновых скидки не ниже ***% от установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией со дня обращения – ДД.ММ.ГГГГ на период сохранения за семьей статуса многодетной,
мотивируя тем, что имеют на иждивении 3-х несовершеннолетних детей, семья имеет статус многодетной; Указом Президента Российской Федерации №431 от 05 мая 1992 года «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» установлены меры социальной поддержки многодетных семей, в том числе в виде предоставления скидки в размере не ниже *** процентов установленной платы за пользование коммунальными услугами; в предоставлении данной скидки семье истцов ответчиком отказано со ссылкой на то, что законодательством Алтайского края не предусмотрена такая мера социальной поддержки.
В судебном заседании истцы настаивали на удовлетворении иска по доводам, изложенным в нем, пояснив, что квартира № *** по улице <адрес> в городе Барнауле находится в их совместной собственности, они зарегистрированы в квартире с детьми; на обращение с заявлением о предоставлении семье скидки по оплате коммунальных услуг получили от ответчика отказ.
Представитель ответчика ООО УК «Квартал» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще, просили о рассмотрении дела без их участия, представили отзыв, в котором указали, что не являются организацией, уполномоченной оказывать услуги по снабжению, предоставление льготы должно производиться предприятием, оказывающим коммунальные услуги, кроме того, краевым законодательством такая льгота к мерам социальной поддержки многодетных семей не отнесена.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что исковое заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что истцы Бортунова М.П. и Бортунов А.А. имеют троих несовершеннолетних детей, их семья имеет статус многодетной (л.д. ***).
Истцы с детьми зарегистрированы и проживают в квартире № *** по улице <адрес>, в городе Барнауле (л.д.***), принадлежащей истцам на праве общей совместной собственности (л.д. ***).
Дом находится на обслуживании ответчика, который и взимает плату за коммунальные услуги (л.д. ***).
Истцы обратились к ответчику с заявлением о предоставлении льгот по оплате коммунальных услуг, в чем им было правомерно отказано (л.д. ***).
Разрешая исковые требования суд исходит из следующего.
Конституцией Российской Федерации установлено, что координация вопросов здравоохранения; защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. (п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации).
Указом Президента Российской Федерации от 05 мая 1992 года № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» исполнительным органам власти субъектов Российской Федерации в целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен предписано определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке и установить для многодетных семей, в том числе скидку в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй статьи ст.76 Конституции Российской Федерации.
Более детально принципы организации органов государственной власти субъекта Российской Федерации нашли свое отражение в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06 октября 1999 года.
Вышеназванным Законом закреплены принципы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий. (п.п. «е», «ж» ст.1 Закона). Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в настоящий Федеральный закон, путем принятия новых федеральных законов, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации либо путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в указанные действующие акты (ст.1 Закона).
В силу положений п.24 ч. 2 ст.26.3 Закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации относится решение вопросов социальной поддержки многодетных семей.
Из положений ст.85 Бюджетного Кодекса Российской Федерации следует, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов или иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации договоров при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведений субъектов Российской Федерации.
Таким образом, из системного анализа положений вышеприведенных законодательных актов следует, что социальная защита многодетных семей находится в совместном ведении Российской Федерации и Алтайского края, которая осуществляется на основании принятых законодательным органом Алтайского края законов.
Ссылка истцов в обоснование иска на Указ Президента Российской Федерации от 05 мая 1992 года «О мерах социальной поддержки многодетных семей» не может быть признана состоятельной, поскольку вышеназванный федеральный закон принят позже Указа и по своей юридической силе имеет приоритет над ним. В силу положений ч.3 ст.90 Конституции Российской Федерации и п.2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 года №8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» нормативные указы Президента Российской Федерации как главы государства подлежат применению судами при разрешении конкретных судебных дел, если они не противоречат Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Данная позиция неоднократно высказывалась Верховным Судом Российской Федерации при проверке законности нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих объем социальных гарантий многодетным семьям. (Определения судебной коллегии по гражданским делам от 20.09.2006 №5-ГО6-85, от 26.03.2008 №14-Г08-2, от 13.01.2010 №19-ГО9-12).
Законами Алтайского края от 29 декабря 2006 года №148-ЗС «О дополнительных мерах социальной поддержи многодетных семей в Алтайском крае», от 27 декабря 2007 года №156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан Алтайского края», от 10 октября 2008 года №94-ЗС «Об утверждении краевой целевой программы «Демографическое развитие Алтайского края на 2008-2015 годы» предоставление многодетным семья льгот по оплате коммунальных услуг не предусмотрено. В связи с чем, суд не усматривает оснований для признания отказа ответчика в предоставлении льгот по оплате коммунальных услуг незаконным, и приходит к выводу о том, что требования истцов об обязании ответчика ежемесячно предоставлять ***% скидку по оплате коммунальных услуг не основаны на законе, соответственно, не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Бортуновой М.П., Бортунова А.А. отказать.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий подпись И.А.Любимова
***
***
***