о признании незаконным отказа, вступило в законную силу.



Дело № 2-3364/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 сентября 2012 года город Барнаул

Индустриальный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Демченко И.А.,

при секретаре Шашовой Т.А.,

с участием представителя заинтересованного лица УФМС России по Алтайскому краю Федосовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кривощекова Е.А. к УФМС России по Алтайскому краю ТП в <адрес> отдела УФМС России по Алтайскому краю о признании незаконным отказа в постановке на регистрационный учёт, обязании зарегистрировать по месту проживания,

УСТАНОВИЛ:

Кривощеков Е.А. обратился в суд с исковым заявлением к УФМС России по Алтайскому краю ТП в <адрес> отдела УФМС России по Алтайскому краю о признании незаконным отказа в постановке на регистрационный учёт, обязании зарегистрировать по месту проживания. В обоснование требований указал, что на основании договора купли-продажи является сособственником земельного участка с расположенным на нем незавершенным строительством жилым домом, по <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился в УФМС России по Алтайскому краю ТП в <адрес> отдела УФМС России по Алтайскому краю в Индустриальном районе города Барнаула с заявлением о регистрации по месту жительства, на что ему выдано свидетельство № *** о регистрации по месту пребывания на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ В связи с тем, что истекал срок свидетельства о регистрации по месту пребывания, он вновь обратился к ответчику с заявлением о регистрации по месту жительства в незавершенном строительством жилом доме. Однако, ДД.ММ.ГГГГ ему в регистрации по месту жительства отказано в связи с тем, что незавершенный строительством жилой дом, не сданный в эксплуатацию, жилым помещением не является. Полагает, что отказ в регистрации по месту жительства является незаконным, в связи с чем обратился в суд. Также заявитель просил взыскать с ответчика расходы по оплате юридических услуг – составление искового заявления в сумме *** руб.

Заявление Кривощекова Е.А. принято к производству и рассмотрено в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом п.9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 №2.

В судебное заседание Кривощеков Е.А. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил слушание по делу отложить связи с тем, что уезжает в командировку за пределы Алтайского края не менее чем на 3 недели. При этом каких-либо доказательств, подтверждающих невозможность лично? либо через представителя принять участие в ходе рассмотрения дела, заявителем не представлено.

Представитель заинтересованного лица Управления федеральной миграционной службы России по Алтайскому краю Федосова А.В., действующая на основании доверенности, против удовлетворения заявления возражала, представила письменный отзыв на заявление, доводы которого поддержала в полном объеме.

На основании ч. 2 ст. 257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося заявителя, так как его неявка не является препятствием к рассмотрению заявления. Кроме того, заявитель не представил суду доказательств уважительности причин своей неявки. При этом отложение разбирательства дела повлекло бы за собой нарушение сроков рассмотрения заявления, установленных ч 1 ст. 257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Выслушав представителя заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч.1 ст.254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

Суд в соответствии со ст.258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение, если установит что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы гражданина, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Верховный Суд РФ в постановлении Пленума № 2 от 10.02.2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснил, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта.

В судебном заседании установлено, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Кривощекову Е.А. на праве общей долевой собственности принадлежит незавершенный строительством жилой дом, расположенный по <адрес> степенью готовности *** %, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. ***).

Согласно выписке из технического паспорта филиала *** по Алтайскому краю на дом № *** по <адрес> в графе «особые отметки» указано – «незавершенное строительство» (л.д.***). О том, что дом № *** по <адрес> является объектом незавершенного строительства, следует также из кадастрового паспорта № *** от ДД.ММ.ГГГГ

В ходе предварительного судебного заседания заявитель пояснил, что спорное жилое помещение пригодно для проживания, в доме имеется все необходимые для проживания условия и удобства – отопление, водоснабжение, электроосвещение, что подтверждается выпиской из технического паспорта. Полагает, что отказ в регистрации по месту жительства в указанном доме, является незаконным.

В соответствии с ч.ч.1,2 ст.3 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 года N 713 (далее по тексту Правила), ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения.

Контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами настоящих Правил возлагается на Федеральную миграционную службу, ее территориальные органы и органы внутренних дел.

Согласно пункту 16 указанных Правил гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.

Конституционному праву граждан на свободу передвижения и выбор места жительства корреспондируют положения п.4 ст.1 Жилищного кодекса РФ, предусматривающие, что граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.

В соответствии со ст. 2, 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан РФ свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» под местом жительства понимается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ.

Данные положения воспроизведены в п.3 Правил.

Таким образом, из содержания указанных норм следует, что регистрация граждан Российской Федерации по месту жительства возможна только в жилом помещении.

В силу положений ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, а также порядок признания жилого помещения непригодным для проживания устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (части 3, 4 статьи 15 ЖК РФ). В настоящее время действует Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47.

В силу положений ч. 1 ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.

Как усматривается из материалов дела, отказ должностных лиц УФМС России по Алтайскому краю зарегистрировать заявителя по месту жительства обусловлен тем, что, не будучи принятым в эксплуатацию, в установленном законом порядке,    самовольное строение, не завершенное строительством, не является жилым, в отношении которого разделом III Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 установлен порядок постановки граждан РФ на регистрационный учет.

Доказательств того, что в установленном законом порядке незавершенный строительством жилой дом заявителя, признан жилым помещением, не представлено.

Сам по себе факт наличия отопления, водопровода, электрических сетей, не может являться доказательством пригодности помещения к проживанию.

Суд полагает, что отсутствие у истца документов, подтверждающих придание в установленном законом порядке статуса жилого помещения строению, расположенному по <адрес>, не дает оснований для совершения органами регистрационного учета граждан требуемых заявителем действий.

По этой причине представление Кривощековым Е.А. в отдел УФМС заявления о постановке на учет не могло повлечь за собой предусмотренных п.18 Правил последствий, т.е. регистрацию по месту жительства.

Постановка на регистрационный учет и выдача Кривощекову Е.А. ранее свидетельства о регистрации по месту пребывания (свидетельство № *** от ДД.ММ.ГГГГ), не имеет значения при решении вопроса об оценке действий должностного лица, поскольку во внимание в анализируемой ситуации должны приниматься исключительно нормы действующего законодательства и принятых на его основе подзаконных актов.

Таким образом, суд полагает, что в удовлетворении заявления Кривощекову Е.А. следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Кривощекова Е.А. к УФМС России по Алтайскому краю ТП в <адрес> отдела УФМС России по Алтайскому краю о признании незаконным отказа в постановке на регистрационный учёт, обязании зарегистрировать по месту проживания отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий               И.А. Демченко

***

***

***

***

***

***

***

***

Именем Российской Федерации

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***