Индустриальный районный суд города Барнаула Алтайского края 656067, Алтайский край, Барнаул, Попова, 206 «б». Дело № 5-4/2011 ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Барнаул 03 марта 2011 года Судья Индустриального районного суда города Барнаула Алтайского края Арбачакова А.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Страховая медицинская компания РЕСО -Мед», юридический адрес: <адрес>, УСТАНОВИЛ: ДД.ММ.ГГГГ в ... часов государственным инспектором по пожарному надзору Индустриального района г.Барнаула проведена проверка в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Страховая медицинская компания РЕСО-Мед» (далее ООО «СМК РЕСО-Мед»), осуществляющего деятельность по адресу: <адрес>. В результате проведённой проверки в эксплуатируемом ООО «СМК РЕСО-Мед» помещении по указанному адресу установлены нарушения правил пожарной безопасности ППБ 01-03, утвержденных ГУ МЧС РФ ДД.ММ.ГГГГ №, зарегистрированных в Министерстве Юстиции РФ ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный номер №, а именно: ДД.ММ.ГГГГ в ... часов, эксплуатируя помещение по адресу: <адрес> не обеспечило выполнение требований норм и правил пожарной безопасности, в том числе, не разработан план эвакуации по ГОСТ и не размещен на видном месте ППБ 01-03 п.16; ГОСТ Р 12.2.143-2002; не смонтирована автоматическая установка пожарной сигнализации ППБ 01-03 п.3 п.96; НПБ 110-03 п.4. Представитель ООО «СМК РЕСО -Мед» Полякова М.А. в судебном заседании с правонарушением не согласилась, представила письменные возражения, пояснила, что общество на основании договора аренды с ООО «...» занимает на втором этаже здания, расположенного по адресу: <адрес>, несколько кабинетов, установка автоматической системы пожаротушения, разработка и размещение плана (схемы) эвакуации людей является обязанностью арендодателя. Выслушав представителя юридического лица, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему. Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса. Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является пожарная безопасность, которая понимается как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Пожарная безопасность является составляющей частью общественной безопасностью. В соответствии со ст.38 ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заключается в нарушении требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами. Под нарушением требований пожарной безопасности понимается виновное совершение действий, противоречащих противопожарным правовым нормам, либо пассивное невыполнение требований пожарной безопасности. Эти нарушения могут выражаться как в виде общественно опасного действия, так и в виде общественно опасного бездействия (либо полное неисполнение, либо ненадлежащее исполнение требований пожарной безопасности). Деяние, предусмотренное ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, имеет состав, если выявлено нарушение хотя бы одного из пунктов установленных правил пожарной безопасности. Правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, имеет формальный состав и является общественно опасным уже самим фактом нарушения требований пожарной безопасности, считается оконченным с момента начала совершения противоправного деяния и не требует в качестве обязательного признака наступление общественно опасного последствия в виде возникшего пожара или причинения легкого вреда здоровью человека. По отношению к самому нарушению требований пожарной безопасности вина может состоять как в форме умысла, так и неосторожности. Статус ООО «СМК РЕСО-Мед» подтвержден выпиской из ЕГРЮЛ, положением о филиале. Между ООО «СМК РЕСО-Мед» и ООО «...» ДД.ММ.ГГГГ с учетом дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ заключен договор аренды помещений общей площадью 121,5 кв.м., в т.ч. кабинеты № (31,2 кв.м.), № (22,9 кв.м.), № (22,8 кв.м.), № (5,1 кв.м.) и места общего пользования 40,5 кв.м. с целью размещения в них офисов арендатора. Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Согласно ч.1 ст.38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Требования пожарной безопасности установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г. В силу п. 10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. Нормами пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, утвержденными приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003г. (НПБ 110-03) предусмотрено монтирование автоматической установки пожарной сигнализации в помещениях административного и общественного назначения, в том числе встроенных и пристроенных независимо от площади. При аренде помещений арендаторами должны выполняться противопожарные требования норм для данного типа зданий (п. 38 ППБ 01-03). В зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре (п.16 ППБ 01-03). Стороны в договоре аренды вопрос об объеме обязанностей в области обеспечения правил пожарной безопасности не урегулировали. В связи с чем ответственность за нарушение этих правил несет лицо, которое не выполнило возложенную на него обязанность. Согласно п.п.1.1., 3.4.1. договора аренды, арендодатель обязан предоставить арендатору помещения в состоянии, пригодном для использования в соответствии с целями аренды, т.е. для размещения в них офиса ООО «СМК РЕСО-Мед». В соответствии с п.3.2.3. арендатор обязан поддерживать помещения в надлежащем состоянии. В помещениях административного и общественного назначения должна быть установлена автоматическая установка пожарной сигнализации (НПБ 110-03). В связи с чем суд полагает, что ООО «СМК РЕСО - Мед», на которого такие обязанности по договору аренды не возлагались, не несет ответственности за отсутствие пожарной сигнализации, разработку и размещение плана эвакуации по ГОСТ. Кроме того, нарушения правил и норм пожарной безопасности в помещениях, перечисленных в пунктах протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, касается эксплуатации помещения в целом, а не арендуемых ООО «СМК РЕСО- Мед» помещений. Суд соглашается с доводами представителя ООО «СМК РЕСО-Мед» и учитывает, что организация эксплуатирует несколько кабинетов на 2 этаже здания, в которых, согласно представленным сведениям (приказ №), работает 6 человек, в допофисе по казанному адресу предусмотрено 8 рабочих мест. Согласно п.4.5. ГОСТ Р 12.2.143-2009 (указанный в протоколе об административных правонарушениях ГОСТ Р 12.2.143.2002 отменен с 01.07.2010 приказом Ростехрегулирования от 23.07.2009 № 260-ст, планы эвакуации следует разрабатывать для всех зданий, сооружений, транспортных средств и объектов в соответствии с требованиями 6.2 настоящего стандарта, ГОСТ 12.1.004, ППБ федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности, Правил и Руководств …., устанавливающих требования по защите человеческой жизни и обеспечению эвакуации. В связи с чем возложение обязанности на арендатора по разработке и плана эвакуации по ГОСТ и размещение его на видном месте необоснованно. Какие-либо иные доказательства, из которых бы следовало, что нарушения, перечисленные в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ выявлены только в арендуемых ООО «СМК РЕСО-Мед» помещениях по адресу: <адрес>, органами пожарного надзора не представлены и в материалах дела отсутствуют. С учетом изложенного, суд полагает, что в действиях ООО «СМК Ресо-Мед» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а выводы в протоколе об административном правонарушении о допущении Обществом нарушений, указанных в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, являются необоснованными. В связи с отсутствием состава административного правонарушения, производство по делу подлежит прекращению. Руководствуясь ст.ст. 24.5, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, ПОСТАНОВИЛ: Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общество с ограниченной ответственностью «Страховая медицинская компания РЕСО-Мед» в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. Постановление может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение десяти дней с момента получения копии постановления. Судья А.В.Арбачакова