Дело № 12-27/2011 Р Е Ш Е Н И Е 03 февраля 2011 года город Барнаул, улица Попова, 206 Б Судья Индустриального районного суда города Барнаула Алтайского края Куличкова Л.Г., рассмотрев жалобу Власихинской сельской администрации на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, которым Власихинская сельская администрация Индустриального района г. Барнаула привлечена к административной ответственности по ст.6.3 КоАП Российской Федерации, У С Т А Н О В И Л : ДД.ММ.ГГГГ заместителем руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю вынесено постановление № по делу об административном правонарушении, которым Власихинская сельская администрация Индустриального района г. Барнаула признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП Российской Федерации и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере ... рублей. Представитель Власихинской сельской администрации Индустриального района г. Барнаула подал жалобу на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, в которой просил постановление отменить и производство по делу прекратить, указав, что ответственность за нарушение санитарного законодательства несут лица, которые пользуются выгребной ямой, и на чьей прилегающей территории она находится. Представитель Власихинской сельской администрации Индустриального района г. Барнаула Копыленко К. В. при рассмотрении дела поддержала доводы, изложенные в жалобе, пояснила, что выгребная яма на балансе Власихинской сельской администрации не состоит. Данной выгребной ямой пользуются собственники помещений по <адрес>, в настоящий момент в реестре объектов муниципальной собственности она не состоит. На балансе администрации с. Власиха она не значится, соответственно, финансовые средства на текущее содержание и вывоз сточных вод сметой не предусмотрены. Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю Некрасова Н.А. считает постановление законным и обоснованным, указала, что Власихинская сельская администрация имела полномочия и возможность к предотвращению выявленных нарушений санитарного законодательства, однако, никаких мер и действий не предпринимало, вследствие чего был причинен вред окружающей среде, заключающийся в загрязнении почвы земельного участка. Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему. В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Согласно протоколу № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ часов в отношении Власихинской сельской администрации Индустриального района города Барнаула ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая выездная проверка выполнения предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Управлением Роспотребнадзора по Алтайскому краю с сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. При проведении проверки ДД.ММ.ГГГГ в ... часов установлено, что из выгребной ямы, расположенной между магазином по <адрес> и жилым домом по <адрес> происходит вытекание на поверхность и растекание канализационных стоков по <адрес>, что влечет за собой угрозу причинения вреда окружающей среде и здоровью граждан. В данную выгребную яму происходит слив сточных вод нескольких частных жилых домов <адрес>. Из указанной выгребной ямы продолжают постоянно изливаться сточные воды на поверхность. В месте излития присутствует неприятный зловонный запах. Сточные воды ручьем текут в сторону <адрес>, образуя у забора территории магазина по <адрес> зловонную лужу. Земля у выхода сточных вод влажная, топкая. ДД.ММ.ГГГГ аккредитованной лабораторией ФГУЗ «...» были отобраны пробы почвы с территории розлива сточных вод на поверхность для бактериологического и гельминтологического анализа на соответствие проб почвы требованиям СанПиН 2.1.7.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы». Пробы почвы были отобраны в 2-х точках в месте розлива сточных вод и в 1 точке на границе первого пояса санитарно - защитной зоны водозабора, расположенного в 70 м. от трубы выгребной ямы (контрольная точка). По паразитологическим показателям качество почвы в 1-й и 2-й точках не соответствует требованиям СанПиН 2.1.7.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы». По микробиологическим и паразитологическим показателям почва: в месте слива канализационных стоков индекс БГКП составляет - 120 КОЕ/г (норма - не более 10 КОЕ/г), индекс энтерококков - 100 КОЕ/г (норма - не более 10 КОЕ/г, категория почвы «опасная»; почва в 2-х метрах от опоры ЛЭП и в 4-х метрах от забора магазина по <адрес> и индекс БГКП составляет 100 КОЕ/г (норма - не более 10 КОЕ/гр), индекс На ДД.ММ.ГГГГ качество почвы с. Власиха на земельном участке между <адрес> и <адрес> в месте выхода сточных вод на поверхность из выгребной ямы не соответствует требованиям: п. 2.3 СанПиН 2.1.7.1287-03 (в почвах городских и сельских поселений и сельскохозяйственных угодий содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов в почвах на разной глубине, а также уровень радиационного фона не должны превышать предельно допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами и гигиеническими нормативами); п. 3.2 СанПиН 2.1.7.1287-03 (В почвах на территориях жилой застройки не допускается по санитарно-бактериологическим показателям - наличие возбудителей каких-либо кишечных инфекций, патогенных бактерий, энтеровирусов. Индекс санитарно-показательных организмов должен быть не выше 10 клеток/г почвы; по санитарно-паразитологическим показателям -наличие возбудителей кишечных паразитарных заболеваний (геогельминтозы, лямблиоз, амебиаз и др.), яиц геогельминтов, цист (ооцисты), кишечных, патогенных, простейших. Яйца гельминтов должен быть не более 10 экземпляров на 1 кг почвы; п. 21 Федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 (В почвах городских и сельских поселений и сельскохозяйственных угодий содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов, а также уровень радиационного фона не должен превышать предельно допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам); ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации № 136-ФЗ от 25.10.2001 (собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий). Согласно п. 1.2, п. 1.3 СанПиН 2.1.7.1287-03 санитарные правила устанавливают требования к качеству почв населенных мест и сельскохозяйственных угодий, обуславливающих соблюдение гигиенических нормативов при размещении, проектировании, строительстве. реконструкции (техническом перевооружении) и эксплуатации объектов различного назначения. в том числе и тех, которые могут оказывать неблагоприятное воздействие на состояние почв. Требования настоящих санитарных правил обязательны для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями независимо от их подчиненности и форм собственности. В соответствии с п. 2.3.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» не допускается наполнение выгреба нечистотами выше чем до 0,35 м от поверхности земли; п. 2.3.4 - выгреб следует очищать по мере его заполнения; п. 2.1.5 жидкие отходы из неканализованных домовладений должны вывозиться ассенизационным ваккумным транспортом. В 80м к югу от выгребной ямы по адресу: <адрес> расположен артезианский водозабор «Школьный» (ООО «Барнаульский водоканал»), который подает питьевую воду населению <адрес> для хозяйственно-питьевых нужд В соответствии с представленным ООО «...» топопланом (М 1:1000) от ДД.ММ.ГГГГ расположения первого и второго поясов санитарно-защитной зоны водозабора «Школьный» выгребная яма, а так же земельный участок, по которому происходит излитие сточных канализационных вод (вследствие чего земля имеет категорию «Опасная», расположены во втором поясе санитарно-защитной зоны водозабора, что является нарушением требований п. 3.2.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (во втором поясе не допускается размещение кладбищ, скотомогильников, полей ассенизации, полей фильтрации, навозохранилищ, силосных траншей, животноводческих и птицеводческих предприятий и других объектов, обусловливающих опасность микробного загрязнения подземных вод. Необходимо выполнять мероприятия по санитарному благоустройству территории населенных пунктов и других объектов (оборудование канализацией, устройство водонепроницаемых выгребов, организация поверхностного стока и др.). Согласно п. 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 второй пояс зоны санитарной охраны подземного источника водоснабжения включает территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. В соответствии с полученной информацией от Главного управления имущественных отношений Алтайского края (№ от ДД.ММ.ГГГГ) выгребная яма, расположенная в <адрес> между зданием по <адрес> и жилым домом по <адрес>, в реестре собственности Алтайского края не значится. По земельному участку, по которому происходит растекание сточных канализационных стоков, в период с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время, решений о предоставлении земельных участков, не принималось. Во Власихинскую сельскую администрацию Индустриального района г. Барнаула было направлено требование о представлении сведений от ДД.ММ.ГГГГ о принадлежности, собственности, балансе выгребной ямы, о принятых решениях, проведенных совещаниях по решению вопроса о передаче на баланс выгребной ямы для обслуживания. В ответ на данное требование Власихинской сельской администрацией направлено в Управление Роспотребнадзора по Алтайскому краю письмо (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ) с информацией, что выгребная яма, расположенная между жилым домом по <адрес> и зданием магазина по <адрес>, на балансе Власихинской сельской администрации не значится, соответственно финансовые средства на текущее содержание и вывоз сточных вод сметой не предусмотрены. К данной выгребной яме подключены жилые дома по <адрес>. Жилые дома по <адрес>69, ранее принадлежащие учхозу Пригородный, в настоящее время приватизированы, на баланс канализационная труба и выгребная яма никому не передавалась. Выгребная яма не является ничьей собственностью, на балансе каких-либо обслуживающих организаций не состоит, находится на земельном участке, не имеющем собственника. Выявленные нарушения имеют продолжительный характер, длящийся более 2-х лет. (В Управление Роспотребнадзора по Алтайскому краю поступали обращения жителей <адрес> по вопросу вытекания сточных вод на поверхность из рассматриваемой выгребной ямы в ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ). Постановлением № по делу об административном правонарушении Власихинская сельская администрация Индустриального района г. Барнаула признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП Российской Федерации и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере ... рублей В соответствии со ст. 6.3 КоАП Российской Федерации нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, требований технических регламентов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Вина Власихинской сельской администрации Индустриального района г. Барнаула в совершении административного правонарушения подтверждается представленными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, протоколами лабораторных испытаний, заключением эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, заключением эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, и другими доказательствами, имеющимися в материалах дела. Согласно положению о Власихинской сельской администрации Индустриального района г. Барнаула, сельская администрация осуществляет контроль за землепользованием, вносит предложения по развитию систем водоотведения на подведомственной территории. В соответствии с правилами благоустройства города Барнаула ( п.2.1) на территории города запрещается накапливать и размещать отходы производства и потребления в непредназначенных для этих целей местах, в том числе засорять улицы и иные общественные места; п. 9.4 запрещает устройство наливных помоек, разлив помоев и нечистот за территорией домов и улиц; п. 9.5 - жидкие нечистоты должны вывозиться по договорам или разовым заявкам организациями, имеющими специальный транспорт, за счет средств домовладельцев; п. 9.1-ответственность за организацию работ по содержанию и уборке придомовых территорий в зоне застройки индивидуальными жилыми домами возлагается на собственников (нанимателей) индивидуальных жилых домов. Выгреб находится за пределами земельных участков частных домовладений, доказательств о наличии собственника данной выгребной ямы Власихинская сельская администрация не представила, балансовая принадлежность не определена. В соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ «Об утверждении положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей» № от ДД.ММ.ГГГГ принятие на учет объекта бесхозяйного недвижимого имущества, которое не имеет собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которое собственники отказались, осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. Власихинская сельская администрация в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, заявление не подавала. Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП Российской Федерации юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Вынося постановление по делу об административном правонарушении, должностное лицо Управления Роспотребнадзора пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что Власихинская сельская администрация Индустриального района города Барнаула имела полномочия и возможности к предотвращению выявленных нарушений санитарного законодательства, однако, администрацией не принималось никаких мер и действий к предотвращению и устранению нарушений (физические лица, пользующиеся выгребной ямой, не привлекались к административной ответственности; отсутствует информация о проведении разъяснительных работ с физическими лицами, отсутствует балансовая принадлежность выгребной ямы; не определена обслуживающая организация и т.д.). Вследствие бездействия Власихииской сельской администрации Индустриального района г. Барнаула причинен вред окружающей среде, заключающийся в загрязнении почвы земельного участка, что подтверждается заключением эксперта ФГУЗ «...»№ от ДД.ММ.ГГГГ В силу ст. 10 Положения о Власихинской сельской администрации Индустриального района города Барнаула сельская администрация организует работу с физическими и юридическими лицами по благоустройству, озеленению и санитарной очистке подведомственной территории, осуществляет контроль за соблюдением правил благоустройства города, координирует работу по сбору и вывозу бытовых и промышленных отходов на подведомственной территории. Суд считает, что не имеет правового значения довод представителя Власихииской сельской администрации Индустриального района г. Барнаула о том, что сточная яма и труба не находятся на балансе администрации. Власихииская сельская администрация Индустриального района г. Барнаула является территориальным органом местного самоуправления, обладающая собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и осуществляющим исполнительно-распорядительные функции на подведомственной территории. Совершенное Власихинской сельской администрации Индустриального района г. Барнаула административное правонарушение квалифицировано правильно, в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП Российской Федерации. При назначении наказания учтен характер совершенного правонарушения, объектом которого является санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и его здоровье; форма вины; тот факт, что обнаруженные нарушения представляют угрозу причинения вреда здоровью, и на момент рассмотрения дела не представлены сведения о принятии мер к устранению выявленных недостатков. При таких обстоятельствах судья не находит оснований для отмены постановления заместителем руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, считает его законным и обоснованным. Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья Р Е Ш И Л : Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю о привлечении Власихинской сельской администрации Индустриального района г. Барнаула к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП Российской Федерации в виде наложения штрафа в размере ... рублей оставить без изменения, жалобу Власихинской сельской администрации Индустриального района г. Барнаула – без удовлетворения. Решение суда может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней с момента получения копии решения путем подачи жалобы через Индустриальный районный суд г.Барнаула. Судья Л.Г.Куличкова
энтерококков - 100 КОЕ/г (норма - не более 10 КОЕ/г), категория почвы «опасная»; контрольная почва в 1,5 метрах от дороги и в 2-х метрах от забора 1 пояса ЗСО, в 18 метрах от <адрес> индекс БГКП составляет 35 КОЕ/г (норма - не более 10 КОЕ/г), категория почвы «умеренно опасная» - не соответствует требованиям СанПиН 2.1.7.1287-03.