о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим нормативно - правового акта



№ 2-831/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Иловлинский районный суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи Коваленко Е.Н. единолично,

при секретаре Алимовой О.Н.,

с участием заместителя прокурора Иловлинского района Волгоградской области Суховой Н.Н.,

представителя Иловлинской районной Думы Волгоградской области Пергаевой О.В.

представителя Администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области Насонова С.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Иловля Волгоградской области 13 июля 2010 года гражданское дело по заявлению прокурора Иловлинского района Волгоградской области о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим п.1 Решения Иловлинской районной Думы № 66/501 от 31 июля 2009 г. «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства»,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Иловлинского района Волгоградской области обратился в Иловлинский районный суд Волгоградской области с заявлением об оспаривании нормативного правового акта в части, в котором просит признать п.1 Решения Иловлинской районной Думы № 66/501 от 31 июля 2009 г. «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства» противоречащим федеральному законодательству и недействующим и обязать привести его в соответствие с требованиями земельного законодательства.

В обоснование своих требований прокурор указал, что ч.ч. 1, 2 ст. 33 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) ограничивают полномочия органов местного самоуправления установлением предельных размеров земельных участков из земель, находящихся в собственности муниципальных образований. Прокурор полагает, что установление максимальных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам для этих целей в собственность бесплатно на земли, собственности на которые не разграничена, является незаконным.

В судебном заседании заместитель прокурора Сухова Н.Н. заявленные требования уточнила, просила признать п.1 указанного Решения противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части установления предельных размеров земельных участков из состава земель, собственность на которые не разграничена, а также установления максимальных размеров земельных участков, предоставляемых в собственность бесплатно.

Представитель Иловлинской районной Думы Волгоградской области Пергаева О.В. заявленные требования не признала. Суду пояснила, что установление предельных размеров земельных участков, предоставляемых для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства отнесено ЗК РФ к ведению органов местного самоуправления. Принцип платности предоставления земли установлен ст. 28 ЗК РФ. Отдельным категориям граждан в соответствии с законом, земельные участки предоставляются бесплатно, в связи с чем, Решение предусматривает нормативы выделения земли как бесплатно, так и за плату. Считает, что принятое Решение не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Представитель администрации Иловлинского района Волгоградской области Насонов С.Б. считает заявленные требования необоснованными. Суду пояснил, что инициатором принятия указанного Решения являлась Администрация района. Решение принято в пределах компетенции Иловлинской районной Думы. Данным решением установлены предельные размеры предоставляемых гражданам земельных участков на территории района только из земель, находящихся в муниципальной собственности, а также земель, собственность на которые не разграничена, в связи с чем, полномочия Иловлинского городского поселения и сельских поселений района не нарушены.

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

Гражданский процессуальный кодекс РФ наделяет прокурора правом обращения в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части (ст. 251 ГПК РФ).

При рассмотрении дела судом установлено, что Решением Иловлинской районной Думы Волгоградской области № 66/501 от 31 июля 2009 года «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства» установлены предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков (в га.), предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в муниципальной собственности и собственность на которые не разграничена, для целей индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства.

Решение принято на очередном 66 заседании представительного органа муниципального образования - Иловлинской районной Думы в установленном порядке в рамках предоставленных полномочий л.д. 16 - 39).

Данное решение опубликовано в газете «Донской Вестник», № 98, 25.08.2009 года.

Пунктом 1 Решения установлены предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков (в га.), предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в муниципальной собственности и собственность на которые не разграничена для целей индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно:

- в р.п. Иловля минимальный 0,035, максимальный 0,1,

- в сельских населенных пунктах минимальный 0,035, максимальный 0,15;

Для целей индивидуального жилищного строительства в собственность за плату:

- в р.п. Иловля минимальный 0,035, максимальный 0,15,

- в сельских населенных пунктах минимальный 0,035, максимальный 0,15.

Для ведения личного подсобного хозяйства бесплатно:

- в р.п. Иловля минимальный 0,035, максимальный 0,1,

- в сельских населенных пунктах минимальный 0,035, максимальный 0,15;

- за пределами населенных пунктов минимальный 0,1, максимальный 5,0.

Для ведения личного подсобного хозяйства за плату:

- в р.п. Иловля минимальный 0,035, максимальный 0,15,

- в сельских населенных пунктах минимальный 0,035, максимальный 0,5;

- за пределами населенных пунктов минимальный 0,1, максимальный 5,0 л.д. 4 - 5, 40 - 41).

В соответствии с ч.1 ст.253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Согласно ч.4 ст. 2 ЗК РФ на основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления (ст. 11 ЗК РФ).

Настаивая на иске, прокурор указал, что органы местного самоуправления не вправе устанавливать предельные размеры земельных участков для целей индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства из состава земель, собственность на которые не разграничена.

Однако с указанным выводом согласиться нельзя, поскольку он основан на неверном толковании норм материального права.

На основании ч.1 ст. 33 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Часть 2 данной статьи устанавливает, что максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для целей, предусмотренных правилами пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются:

федеральными законами - из земель, находящихся в федеральной собственности;

законами субъектов Российской Федерации - из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;

нормативными правовыми актами органов местного самоуправления - из земель, находящихся в собственности муниципальных образований.

Данными нормами закона закреплено право органов местного самоуправления устанавливать предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства.

При этом в силу ст. 16 ЗК РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.

Анализ приведенной правовой нормы свидетельствует о том, что земли, собственность на которые не разграничена, являются государственной собственностью.

Как следует из абз.2 ч.10 ст.3 ФЗ от 25 октября 2001 г. № 137 - ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Поскольку распоряжение землями, собственность на которые не разграничена, находящимися в государственной собственности, осуществляется органами местного самоуправления, указанные органы вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в отношении данных земель, что соответствует ч.1 ст. 33 ЗК РФ.

С учетом изложенного доводы прокурора об отсутствии у органов местного самоуправления полномочий по установлению предельных размеров земельных участков, собственность на которые не разграничена, являются необоснованными.

Не может суд согласиться и с позицией прокурора об отсутствии у органов местного самоуправления полномочий установления предельных размеров земельных участков для указанных выше целей за плату.

Принцип платности использования земли закреплен в п.7 ч.1 ст.2 ЗК РФ и ст.65 ЗК РФ.

Исходя из ч.2 ст.28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Так, перечень граждан, обладающих правом предоставления в собственность бесплатно земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, установлен Законом Волгоградской области от 04.04.2003 N 809-ОД (ред. от 25.03.2010) "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно".

По смыслу данной нормы закона во взаимосвязи с положениями ст. 33 ЗК РФ, органы местного самоуправления вправе устанавливать предельные размеры земельных участков для целей индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства из состава земель, собственность на которые не разграничена и земель, находящихся в муниципальной собственности, предоставляемых как бесплатно, так и за плату.

Что касается требований прокурора о возложении на Иловлинскую районную Думу обязанности привести п.1 оспариваемого Решения в соответствие с требованиями земельного законодательства, то их также нельзя признать обоснованными, т.к. такие действия суда будут являться нарушением исключительной компетенции органа или должностного лица, принявших данный нормативный правовой акт.

Порядок принятия Решения, установленный ст.ст. 25 - 26 Устава Иловлинского муниципального района Волгоградской области, не нарушен, т.к. оно принято на заседании Иловлинской районной Думы в присутствии 14 депутатов из 15, подписано главой Иловлинского муниципального района - Председателем Иловлинской районной Думы и официально опубликовано в районной газете, что соответствует требованиям ст. 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Содержание оспариваемого нормативного правового акта является определенным, поскольку из текста Решения следует, что оно распространяет свое действие только на земли, находящиеся в муниципальной собственности, а также земли, собственность на которые не разграничена и не регламентирует предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам, находящиеся в ведении поселений района.

Так, Думой Иловлинского городского поселения Иловлинского района Волгоградской области 25 мая 2006 г. принято Постановление № 10/66 «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых в аренду для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства», которое распространяет свое действие на земли поселений л.д. 42 - 43).

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт органа местного самоуправления не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Иловлинского района Волгоградской области о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим п.1 Решения Иловлинской районной Думы № 66/501 от 31 июля 2009 г. «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства» оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Иловлинский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья Е.Н. Коваленко