решение о назначении досрочной трудовой пенсии по старости



дело № 2-971/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Иловлинский районный суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи Коваленко Е.Н. единолично,

при секретаре Восканян С.В.,

с участием представителя ответчика - УПФ РФ в Иловлинском районе Шуваевой Ю.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 9 сентября 2010 года в р.п. Иловля Волгоградской области гражданское дело по иску Цыбулиной <данные изъяты> к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Иловлинском районе Волгоградской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Цыбулина Т.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Иловлинском районе Волгоградской области (далее - УПФ РФ) о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

В обоснование иска указала, что имеет необходимый 25-летний медицинский стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения, однако решением УПФ РФ в Иловлинском районе ... от ... года ей было необоснованно отказано в назначении трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа. При этом в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии не были включены: период работы в должности заведующей фельдшерско-акушерским пунктом (далее - ФАП) с ... г. по ... г. и с ... г. по ... г. в льготном исчислении - один год работы в сельской местности за один год и 3 месяца; период работы в должности фельдшера скорой медицинской помощи отделения скорой медицинской помощи с ... г. по ... г. и периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ... г. по ... г., с ... г. по ... г. в льготном исчислении - один год работы в сельской местности за один год и 6 месяцев.

Учитывая изложенное, просит суд обязать ответчика включить указанные периоды в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии и назначить ей трудовую пенсию с момента обращения в УПФ РФ в Иловлинском районе, то есть с ... года.

В судебное заседание Цыбулина Т.А., извещенная в установленном законом порядке и месте и времени рассмотрения дела, не явилась, в своем заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель ответчика Шуваева Ю.Н. считает иск не подлежащим удовлетворению, а отказ в назначении истцу досрочной трудовой пенсии правомерным, поскольку периоды работы в должности заведующей фельдшерско-акушерским пунктом с ... г. по ... г. и с ... г. по ... г., период работы в должности фельдшера скорой медицинской помощи отделения скорой медицинской помощи с ... г. по ... г., а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ... г. по ... г. и с ... г. по ... г. не подлежат зачету в специальный стаж согласно п.п. 4 и 5 Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, что также не предусмотрено Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. На момент обращения специальный трудовой стаж истца составлял 20 лет 8 месяцев 10 дней.

Суд, выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, считает иск подлежащим частичному удовлетворению.

Судом установлено, что Цыбулина Т.А. с ... года по настоящее время работает в медицинских учреждениях в сельской местности, осуществляя лечебную деятельность по охране здоровья населения. В период с ... г. по ... г. и с ... г. по ... г. она работала в должности заведующей ФАП, а с ... г. по ... г. в должности фельдшера скорой медицинской помощи отделения скорой медицинской помощи МУЗ «Иловлинская ЦРБ», выполняя работу среднего медицинского персонала. С ... года по ... года и с ... года по ... года истец находилась на курсах повышения квалификации.

Указанные обстоятельства представителем ответчика не оспариваются и подтверждаются трудовой книжкой Цыбулиной Т.А. л.д. 5), а также справками МУЗ «Иловлинская ЦРБ»л.д. 7,8).

В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В пункте 3 названной статьи предусмотрено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7 - 13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Отказывая Цыбулиной Т.А. во включении в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периодов работы в должности заведующей ФАП с ... г. по ... г. и с ... г. по ... г., периода работы в должности фельдшера скорой медицинской помощи отделения скорой медицинской помощи с ...г. по ... г., УПФ РФ исходил из того, что данные должности не поименованы в Списках должностей, утвержденных Постановлением N 1066 от 22 сентября 1999 года и Постановлением N 781 от 29 октября 2002 года.

Однако с указанными выводами ГУ-УПФ согласиться нельзя, так как они основаны на неправильном применении норм материального права и нарушают право истца на пенсионное обеспечение.

Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии, предусматривает порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, занимающихся определенной профессиональной деятельностью.

В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, содержащимися в п. 11 постановления N 25 от 20 декабря 2005 г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

В соответствии с п. 3 Постановления от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, который предоставлял право на пенсию врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Как следует из материалов дела, в периоды работы Цыбулиной Т.А. в должности заведующей Песчанским фельдшерско-акушерским пунктом с ... г. по ... г. и с ... г. по ... г. пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось Постановлением Совета Министров СССР N 1397 от 17 декабря 1959 г. "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" и утвержденными им Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, а также Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.

Исходя из вышеуказанного Положения и Перечня, истец имела право на назначение досрочной трудовой пенсии как медицинский работник, фельдшерский пункт относился к Списку лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений.

В разделе 2 указанного Перечня в графе "наименование учреждений" указаны "детские ясли, детские сады, объединенные ясли-сады", "фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты", а в разделе "наименование должностей" содержится должность "фельдшера - все независимо от наименования должности".

В наименовании должностей, предусмотренных в Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066, указаны должности среднего медицинского персонала: заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (или фельдшер, или медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер, медицинским пунктом - медицинская сестра (или фельдшер); фельдшер.

Приказ Минздрава РФ от 19.01.1999 года № 18 «О введение в действие Перечня соответствия специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала должностям специалистов», действующий в спорные периоды работы и утративший силу в связи с изданием Приказа Минздравсоцразвития РФ от 07.04.2008 N 165, в п. 2 предусматривал, что должности фельдшера и заведующего фельдшерско-акушерским пунктом по специальности «Лечебное дело», отнесены к среднему медицинскому персоналу.

Следовательно, ранее действовавшее в спорный период времени законодательство предусматривало включение в специальный стаж для назначения трудовой пенсии периодов работы в качестве заведующего фельдшерско-акушерским пунктом и фельдшера.

Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, в специальный стаж подлежит включению работа среднего медицинского персонала в должностях: заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра), медицинским пунктом - медицинская сестра (фельдшер); фельдшер.

То есть действующие в настоящее время правовые акты в области пенсионного обеспечения также предусматривают включение в специальный стаж периодов работы в должности заведующего фельдшерско-акушерским пунктом.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований в части включения периода работы Цыбулиной Т.А. в должности фельдшера скорой медицинской помощи ОСМП, суд исходит из того, должность фельдшера на станции скорой медицинской помощи предусмотрена Списком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 и Списком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31 мая 2006 г. № 435 установлено тождество наименований должностей «фельдшер выездной бригады», «фельдшер скорой помощи», «фельдшер выездной бригады», «фельдшер скорой помощи», «фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой и неотложной медицинской помощи», «фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой медицинской помощи» и «фельдшер выездной бригады скорой медицинской помощи» наименованию должности «фельдшер», предусмотренному Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.

С учетом изложенного должность истца - фельдшер скорой медицинской помощи ОСМП тождественна должности фельдшера на станции скорой медицинской помощи по характеру и специфике, условиям осуществляемой истцом работы, выполняемых ею функциональных обязанностей по занимаемой должностям, а также направлению деятельности организации работодателя, являющейся муниципальным учреждением здравоохранения.

При исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения подлежит применению законодательство, действовавшее на время выполнения указанной работы.

При назначении пенсии до 1 ноября 1999 года стаж медицинской работы в сельской местности исчислялся в льготном порядке: один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался за один год и 3 месяца, независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе (пункт 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет"). После 1 ноября 1999 года льготное исчисление специального стажа работы медицинских работников может применяться только при смешанном стаже, то есть если работа протекала как в городе, так и в сельской местности (пункт 2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения").

В связи с этим доводы истца об исчислении стажа работы в должности фельдшера скорой медицинской помощи с ... года по ... года в льготном исчислении - один год работы в сельской местности за один год и 6 месяцев являются необоснованными.

Таким образом, период работы Цыбулиной Т.А. в должности заведующей ФАП с ... г. по ... г. и с ... г. по ... г. подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в льготном исчислении - один год работы в сельской местности за один год и 3 месяца, периоды работы в должности фельдшера скорой медицинской помощи с ... года по ... года - в календарном исчислении.

Требования Цыбулиной Т.А. о включении в специальный стаж времени нахождения на курсах повышения квалификации основаны на законе.

С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии со ст.ст. 27, 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 г.

В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

На основании ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Из представленной истцом справки МУЗ «Иловлинская ЦРБ» следует, что в период с ... года по ... года и с ... года по ... года она направлялась на курсах повышения квалификации, при этом в указанные периоды уплата страховых взносов и иных отчислений не прекращалась л.д. 8).

Факт уплаты страховых взносов в указанный период представителями ответчика не оспаривается.

При таких обстоятельствах периоды нахождения Цыбулиной Т.А. на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в календарном исчмслении.

Специальный стаж Цыбулиной Т.А. с учетом периодов засчитанных УПФ РФ в Иловлинском районе л.д.6) и исследованной в судебном заседании трудовой книжки Цыбулиной Т.А. л.д. 5) составил:

с ... года по ... года - с применением льготы за 1 год - 1 год 3 месяца - заведующая ФАП - 4 месяца 14 дней,

с ... года по ... года - с применением льготы за 1 год - 1 год 3 месяца - заведующая ФАП - 11 месяцев,

с ... года по ... года - с применением льготы за 1 год - 1 год 3 месяца - фельдшер выездной бригады ОСМП - 7 лет 3 месяца 1 день;

с ... года по ... года - с применением льготы за 1 год - 1 год 3 месяца - фельдшер выездной бригады ОСМП - 1 год 7 месяцев 9 дней;

с ... года по ... года - с применением льготы за 1 год - 1 год 3 месяца - фельдшер выездной бригады ОСМП - 4 года 2 месяца 16 дней;

с ... года по ... года - в календарном исчислении - фельдшер выездной бригады ОСПМ - 2 года 2 месяца;

с ... года по ... года - в календарном исчислении - фельдшер скорой медицинской помощи ОСМП - 3 года,

с ... года по ... года - в календарном исчислении - фельдшер выездной бригады ОСПМ - 3 года 5 месяцев 15 дней;

Всего 24 года 11 месяцев 24 дня.

Периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с ... года по ... года и с ... года по ... года - 1 месяц 21 день.

Итого: 25 лет 1 месяц 15 дней

На основании ч. 1 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).

С учетом изложенного, на ... года, т.е. на момент обращения в УПФ РФ по Иловлинскому району Волгоградской области, Цыбулина Т.А. приобрела право на назначение ей досрочной трудовой пенсии.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Цыбулиной <данные изъяты> к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Иловлинском районе Волгоградской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости удовлетворить частично.

Обязать Управление Пенсионного фонда в Иловлинском районе Волгоградской области включить в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения, периоды работы Цыбулиной Тамары Александровны:

- с ... г. по ... г. и с ... г. по ... г. в должности заведующей фельдшерско-акушерским пунктом в льготном исчислении (1 год за 1 год 3 месяца);

- с ... г. по ... г. - в должности фельдшера скорой медицинской помощи отделения скорой медицинской помощи в календарном исчислении;

- с ... г. по ... г. и с ... г. по ... г. - периоды нахождения на курсах повышения квалификации в календарном исчислении.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Иловлинском районе Волгоградской области назначить Цыбулиной <данные изъяты> досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения, то есть с ... года.

В иске об исчислении периодов работы в должности фельдшера скорой медицинской помощи отделения скорой медицинской помощи и периодов нахождения на курсах повышения квалификации в льготном исчислении - один год работы в сельской местности за один год и 6 месяцев отказать.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Иловлинский районный суд в течение 10 дней.

Судья Е.Н. Коваленко