Решение `Об оспаривании действий органа местного самоуправления`



дело № 2-1033/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Иловлинский районный суд Волгоградской области

в составе председательствующего судьи Коваленко Е.Н., единолично

при секретаре Восканян С.В.,

с участием заявителя Шапошникова А.И. и его представителя Рябова Н.Н.,

представителей заинтересованного лица Администрации Озерского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области Шацкова В.Г. и Федоровой Н.В.,

представителей Администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области Рыбакова Р.А., Харитонова С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 13 октября 2010 года в р.п. Иловля Волгоградской области гражданское дело по заявлению Шапошникова А.И. об оспаривании действий органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Шапошников А.И. обратился в Иловлинский районный суд Волгоградской области с заявлением об оспаривании действий Администрации Озерского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области об отказе в выдачи справки о присвоении почтового адреса принадлежащему ему земельному участку, расположенному по адресу: <адрес> и возложении обязанности предоставить справку о присвоении почтового адреса земельному участку.

В судебном заседании Шапошников А.И. и его представитель Рябов Н.Н. заявленные требования поддержали и просили их удовлетворить. Суду пояснили, что в 1992 г. Шапошникову А.И. был предоставлен в собственность земельный участок площадью 1500 кв.м., расположенный по указанному выше адресу, а в 1993 г. было выдано свидетельство о праве собственности на землю. Присвоение почтовых адресов на территории муниципального поселения находится в компетенции Администрации поселения. ДД.ММ.ГГГГ Шапошников А.И. обратился с заявлением в Администрацию Озерского сельского поселения о выдаче справки о присвоении почтового адреса вышеуказанному земельному участку, которая необходима для проведения межевания и кадастрового учета земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ им был получен ответ, что выдать справку не предоставляется возможным. Считает отказ в выдачи справки о присвоении адреса незаконным, в связи с чем, просит обязать Администрацию Озерского сельского поселения предоставить справку о присвоении адреса принадлежащему ему земельному участку.

Представители Администрации Озерского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области Шацков В.Г., Федорова Н.В. с заявленными требованиями не согласились. Суду показали, что в свидетельстве о праве собственности на землю, выданному Шапошникову А.И. отсутствует точный адрес расположения земельного участка. Чертеж границ и план землепользования с указанием на нем границ участка Шапошниковым А.И. не представлены. В Администрации Озерского сельского поселения сведений о предоставлении Шапошникову А.И. земельного участка нет. Для выделения и присвоения адреса земельному участку, необходимо сформировать и определить его границы. Администрация Озерского поселения предлагала Шапошникову А.И. земельный участок в <адрес>, однако он от данного участка отказывается, требует выделить ему земельный участок на <адрес>. Между тем по имеющимся в администрации сведениям, спорный земельный участок выделялся Крыловой Е.А.. В настоящее время для разработки Генерального плана поселения совместно с архитектурой района проводится инвентаризация земель, устанавливаются владельцы земельных участков. Положение о присвоении адресов земельным участкам Администрацией не разрабатывалось. Без установления точного расположения выделенного Шапошникову А.И. земельного участка присвоить адрес и выдать справку невозможно.

Представители заинтересованного лица - Администрации Иловлинского муниципального района Рыбаков Р.А. и архитектор Иловлинского района Харитонов С.А. считают заявленные требования не подлежащими удовлетворению. Полагают, что имеющиеся у Шапошникова А.И. документы оформлены ненадлежащим образом, т.к. отсутствует план расположения предоставленного участка с указанием его координат на местности, в связи с чем, невозможно установить, в какой части поселения был выделен земельный участок. Право собственности заявитель надлежащим образом не зарегистрировал, на кадастровый учет участок не поставил, его границы не согласовал. В Администрацию Иловлинского района Шапошников А.И. по вопросу межевания и кадастрового учета земельного участка не обращался.

Суд, выслушав заявителя и его представителя, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Решением сессии Озерского с/Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ Шапошникову А.И. предоставлен в собственность земельный участок площадью 0,15 га, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 6).

ДД.ММ.ГГГГ Шапошников А.И. обратился к главе Администрации Озерского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области с заявлением о выдаче справки о присвоении адреса принадлежащему ему земельному участку, расположенному в <адрес> (л.д.7).

ДД.ММ.ГГГГ главой Озерского сельского поселения Шацковым В.Г. Шапошникову А.И. был дан ответ о том, что справка о присвоении адреса будет выдана после полного выяснения места расположения земельного участка, согласно координат. В настоящее время выдать справку не предоставляется возможным (л.д.4).

На основании п. 20 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся: утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.

Пункт 20 ст. 6 Устава Озерского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области закрепляет полномочия по утверждению генерального плана поселения, правил землепользования и застройки, утверждению подготовленной на основе генерального плана поселения документации по планировке территории, выдачи разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, утверждению местных нормативов градостроительного проектирования поселения, резервированию и изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселений для муниципальных нужд, осуществлению земельного контроля за использованием земель поселений (л.д.34-35).

ДД.ММ.ГГГГ Администрация Озерского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области по Соглашению о передаче осуществления части полномочий (л.д.10) передала Иловлинскому муниципальному району полномочия по утверждению генеральных планов поселений, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселений документации по планировке территории, выдачи разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, утверждению местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервированию и изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселений для муниципальных нужд (п.1.1 ч.1 Соглашения).

Согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. При этом, исходя из положений статей 130 и 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, земельные участки являются объектами недвижимости, права на которые подлежат государственной регистрации.

Земельные участки подлежат постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости в соответствии с ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ.

В судебном заседании установлено, что право собственности на земельный участок в установленном законом порядке не зарегистрировано, государственный кадастровый учет участка и его межевание не произведены, границы земельного участка не установлены.

В судебном заседании установлено, что присвоение почтовых адресов на территории муниципального поселения находится в компетенции Администрации сельского поселения.

Однако представляется правильным, что для присвоения почтового адреса земельному участку по заявлению заинтересованного лица, необходимо иметь сведения о принадлежности земельного участка данному лицу, а также сведения о координатах земельного участка, позволяющих идентифицировать его на местности.

Указанные сведения в Администрации Озерского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области отсутствуют и заявителем представлены не были. Генеральный план застройки поселения отсутствует (л.д. 27).

При отсутствии сведений о расположении земельного участка на местности и правоустанавливающих документов на землю присвоение земельному участку почтового адреса не представляется возможным.

Настаивая на заявленных требованиях, заявитель и его представитель сослались на свидетельство о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ как на доказательство принадлежности ему земельного участка. Однако указанное свидетельство не содержит указания на точное месторасположение принадлежащего ему участка.

Данное свидетельство содержит указание о том, что оно является временным документом и действует до выдачи соответствующего государственного акта установленной формы.

В соответствии с пунктом 6 Указа Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" право собственности на землю удостоверялось Свидетельством, которое имело законную силу до выдачи государственного акта, удостоверяющего это право. Форма Свидетельства утверждена Правительством Российской Федерации Постановлением от 19 марта 1992 г. N 177 "Об утверждении форм Свидетельства о праве собственности на землю, Договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и Договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения".

Порядок выдачи свидетельств о праве собственности на землю был установлен действующим в спорный период времени "Порядком выдачи и регистрации Свидетельств о праве собственности на землю", утвержденным Роскомземом 20.05.1992.

Пункт 4 указанного Порядка предусматривал, что на вновь предоставляемые земельные участки одновременно с оформлением Свидетельства в обязательном порядке изготавливается чертеж границ или план (выкопировка с плана) землепользования с указанием на нем границ предоставляемых земель. Границы предоставляемого земельного участка в натуре (на местности) собственнику земли, землевладельцу, землепользователю указываются одновременно с выдачей Свидетельства.

Заявитель указал, что чертеж границ или план (выкопировка с плана) землепользования с указанием на нем границ предоставляемых земель либо иные документы, содержащие сведения о координатах земельного участка ему не выдавались.

Представленный заявителем план земельного участка не содержит точного адреса расположения земельного участка, а также даты составления и выдачи плана, отсутствуют даты согласования и утверждения плана уполномоченными органами (л.д.25).

Статья 26 Земельного кодекса РФ предусматривает, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Следовательно, сделки с земельными участками подлежат государственной регистрации. Порядок государственной регистрации и основания для отказа в регистрации установлены Федеральным законом N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", вступившим в действие 31.01.1998 г.

Указанный Федеральный закон признает юридически действительными права, возникшие у надлежащих правообладателей до введения Закона в действие.

Согласно ст. 6 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до вступления в силу Закона, признаются юридически действительными, если сделка, заключенная до 31.01.98 г., была зарегистрирована в порядке, установленном ранее действовавшим законодательством.

Правоустанавливающие документы на земельные участки в период с 25.04.91 г. по 27.10.93 г. не подлежали регистрации, выдавались свидетельства по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ N 177 от 19.03.92 г.

Указом Президента РФ от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" утверждена новая форма Свидетельства на право собственности на землю и одновременно разрешено использовать имеющиеся документы, удостоверяющие иные права на землю, но с обязательной их регистрацией в районном (городском) комитете по земельным ресурсам и землеустройству, без регистрации в комитетах эти документы являлись недействительными.

В связи с изданием Постановления Правительства РФ от 23.12.2002 N 919 указанная форма свидетельства о праве собственности на землю утратила силу.

Из пояснений сторон и свидетельства о праве собственности на землю следует, что регистрация Свидетельства в комитете по земельным ресурсам и землеустройству Шапошниковым А.И. не производилась.

Поскольку Шапошниковым А.И. не выполнены требования о регистрации свидетельства о праве собственности на землю в установленном законом порядке, указанное свидетельство не соответствует предъявляемым требованиям и не может быть принято судом как надлежащий правоустанавливающий документ на землю.

Проверяя обоснованность требований заявителя судом были допрошены свидетели Сосновщенко А.Н. и Трегубов В.В., которые показали, что от Шапошникова А.И. им стало известно о том, что земельный участок, расположенный в <адрес> по соседству с домовладением Трегубова В.В., принадлежит Шапошникову А.И.. Указанный участок не огорожен, какие-либо строения на нем отсутствуют.

Показания свидетелей не являются основанием для удовлетворения заявленных требований, т.к. местоположение предоставленного земельного участка устанавливается уполномоченными государственными органами с выдачей документов установленной формы. Кроме того сведения о расположении земельного участка известны свидетелям от самого Шапошникова А.И.

Заявитель в обоснование своих требований представил суду акт выноса в натуру границ земельного участка, а также разрешение на строительство.

Согласно ст. 67 ГПК РФ при оценке документов или иных письменных доказательств суд обязан с учетом других доказательств убедиться в том, что такие документ или иное письменное доказательство исходят от органа, уполномоченного представлять данный вид доказательств, подписаны лицом, имеющим право скреплять документ подписью, содержат все другие неотъемлемые реквизиты данного вида доказательств.

Представленные документы не указывают координат земельного участка на местности и содержат существенные недостатки.

Так, в акте не указана дата его выдачи, не указаны границы земельного участка с привязкой на местности, отсутствуют расшифровки фамилий лиц, подписавших акт (л.д.26).

Разрешение на строительство хозяйственных построек не содержит адреса объекта разрешенного строительства, даты выдачи разрешения (л.д. 24).

С учетом изложенного, суд не может принять данные документы как достоверные и допустимые доказательства установления местоположения земельного участка.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 257 - 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Шапошникова А.И. об оспаривании действий органа местного самоуправления оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Иловлинский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья Е.Н. Коваленко