Дело № 2-675/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Иловлинский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Горкушенко Т.А., единолично, при секретаре Кравченко Е.В., с участием помощника прокурора Иловлинского района Волгоградской области Тарасова А.В., истца Васильева В.В., представителя ответчика администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области Рыбакова Р.А., рассмотрев в открытом судебном заседании 21 апреля 2011 года в р.п.Иловля Волгоградской области гражданское дело по иску прокурора Иловлинского района Волгоградской области в защиту интересов Васильева В.В. к администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области о внеочередном обеспечении жилой площадью, УСТАНОВИЛ: Прокурор Иловлинского района Волгоградской областив защиту интересов Васильева В.В. обратился в суд с иском к администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области и просит обязать ответчика предоставить Васильеву В.В. вне очереди из числа детей-сирот благоустроенное жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм применительно к соответствующему населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям в Иловлинском районе Волгоградской области. Свои доводы истец мотивирует тем, что в прокуратуру Иловлинского района Волгоградской области обратился Васильев В.В. по вопросу предоставления жилого помещения. В ходе проверки прокуратурой Иловлинского района Волгоградской области установлено следующее. Распоряжением администрации Сиротинского сельсовета Иловлинского района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №-р Васильев В.В., оставшийся сиротой после смерти матери Васильевой Л.В., постановлен на учет на внеочередное получение жилья в 2003 году. Постановлением администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № Васильев В.В. вновь постановлен на регистрационный учет как нуждающийся во внеочередном получении жилья на территории Иловлинского муниципального района, однако до настоящего времени жильё ему не предоставлено. Также прокурор Иловлинского района Волгоградской областипросил взыскать с ответчика в доход государства судебные расходы. Помощник прокурора Иловлинского района Волгоградской области и Васильев В.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, указанным в иске. Представитель ответчика администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области Рыбаков Р.А., возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, при этом суду пояснил, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, является расходными обязательствами Волгоградской области. Органам местного самоуправления делегированы полномочия по предоставлению жилых помещений лицам указанной категории. При этом финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями осуществляется путем предоставления из областного бюджета субвенций органам местного самоуправления на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями. В настоящее время Администрацией Волгоградской области не в полной мере выделяются финансовые средства для обеспечения всех лиц указанной категории жилыми помещениями. Из-за отсутствия необходимого количества денежных средств для приобретения жилых помещений детям-сиротам не обеспечены жилыми помещениями лица, ранее подавшие заявления, в связи, с чем внеочередники обеспечиваются жилыми помещениями в порядке подачи заявлений. Выслушав помощника прокурора Иловлинского района Волгоградской области, Васильева В.В., представителя ответчика Рыбакова Р.А., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что требования, изложенные в исковом заявлении, подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям. Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в т.ч. дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Федеральным законом РФ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии со ст. 1 названного Федерального закона к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителя взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Судом установлено, что Васильев В.В. является ребенком-сиротой. Данный факт сторонами не оспаривается и подтверждается свидетельством о рождении Васильева В.В. (л.д. 12) и свидетельством о смерти матери Васильева В.В. - Васильевой Л.В. (л.д. 13), умершей ДД.ММ.ГГГГ, являвшейся одинокой матерью. На основании распоряжения администрации Сиротинского сельсовета Иловлинского района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №-р и Постановления администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № Васильев В.В. постановлен на регистрационный учет как нуждающийся во внеочередном получении жилья на территории Иловлинского муниципального района Волгоградской области. (л.д. 14, 6-11) Таким образом, Васильев В.В. относится к лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилым помещением, т.к. не имеет закрепленного за ним жилого помещения, что сторонами не оспаривается. В соответствии с ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, стоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Пунктом 2 части 2 ст. 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях. По смыслу данной нормы реализация права граждан на внеочередное предоставление жилья не зависит от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди, обеспечения жильем других очередников, времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и, тем более, от включения в список внеочередников. Таким образом, Васильеву В.В. должно быть представлено вне очереди по договору социального найма жилое помещение в Иловлинском районе Волгоградской области. В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Абзацем 3 п. 1 ст. 8 названного Федерального закона предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. В силу ч. 2 ст. 4 Закона Волгоградской области от 15 декабря 2005 года № 1147-ОД «О мерах социальной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных и муниципальных учреждениях Волгоградской области», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не имеющие собственного или закрепленного за ними жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. На основании ст. 6 Закона Волгоградской области от 12 декабря 2005 года № 1144-ОД «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по выплате вознаграждений за труд, причитающегося приемным родителям (патронатному воспитателю), предоставлению приемным родителям мер социальной поддержки» финансовые средства, необходимые для осуществления государственных полномочий по обеспечению жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ежегодно предусматривается законом Волгоградской области об областном бюджете в форме субвенций органам местного самоуправления из областного фонда компенсаций. Предоставление данных субвенций муниципальным образованиям производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год. Согласно абз. 5 ч. 1 ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделениями органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации. Таким образом, обязанность по обеспечению Васильева В.В. жилым помещением лежит на администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области. При этом доводы представителя администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области о том, что Администрацией Волгоградской области не в полной мере выделяются финансовые средства для обеспечения всех лиц указанной категории жилыми помещениями, не могут являться основанием для освобождения ответчика от исполнения своего обязательства. Исходя из ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Однако, в силу п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Иловлинского района Волгоградской области в защиту интересов Васильева В.В. в части взыскания государственной пошлины с ответчика не подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск прокурора Иловлинского района Волгоградской области в защиту интересов Васильева В.В. к администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области о внеочередном обеспечении жилой площадью удовлетворить частично. Обязать администрацию Иловлинского муниципального района Волгоградской области предоставить Васильеву В.В. по договору социального найма вне очереди жилое помещение не ниже установленных социальных норм и соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам в Иловлинском муниципальном районе Волгоградской области. В остальной части иск оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Иловлинский районный суд Волгоградской области в течение 10 дней со дня принятия решения. Судья Т.А.Горкушенко <данные изъяты> <данные изъяты>о