Дело № 2-884/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Иловлинский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Кузнецова А.Н., единолично,
при секретаре Клименко Л.Б.,
с участием истца Аликовой Р.А.,
представителя ответчика Шуваевой Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 27 июня 2011 года в р.п. Иловля Волгоградской области гражданское дело по иску Аликовой Р.А. к Управлению Пенсионного Фонда РФ в Иловлинском районе Волгоградской области о назначении досрочной трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Аликова Р.А. обратилась в суд с вышеуказанным иском и просит назначить ей досрочную трудовую пенсии по старости, в связи с тем, что она является приёмным родителем в отношении Ж., которая является ребенком-инвалидом.
Истец свои доводы мотивирует тем, что она является приёмным родителем в отношении Ж., которая является ребёнком – инвалидом. Истец считает, что постановлением Правительства от 17.06.1996 года № 829 «О приемной семьей» введено Положение о приемной семье и регулировался порядок создания приемной семьи и ее функционирование. С 01 сентября 2008 года согласно Федерального закона «Об опеке и попечительстве» осталось только две формы семейного устройства: усыновление и опека.
Статьей 152 СК РФ установлено, что приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре.
Истец считает, что приемная семья в современном виде – это разновидность договорной опеки над ребенком, в которой функции воспитания выполняются приемными родителями (родителем).
В ноябре 2010 года истец обратился в Пенсионный фонд в Иловлинском районе о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости. После консультации в Областном Управлении Пенсионного фонда был дан положительный ответ и было написано заявление и сданы все необходимые документы. Был так же рассчитан размер пенсии. Но спустя некоторое время из Пенсионного фонда РФ в Иловлинском районе Волгоградской области пришёл отказ в назначении трудовой пенсии по старости на основании п.п.1 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в связи с чем, истец вынужден обратиться в суд.
Аликова Р.А.в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, и просила их удовлетворить, дала пояснения в основном по тексту заявления.
Представитель ответчика Шуваева Ю.Н. в судебном заседании заявленные исковые требования истца не признала в полном объеме, просила в иске отказать.
В обоснование своих доводов пояснила, что согласно п.п.1 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости предоставлено опекунам инвалидов с детства или лицам, являющимся опекунами инвалидов с детства, воспитавших их до достижения ими возраста 8 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет соответственно мужчины и женщины. Назначение досрочной трудовой пенсии приемным родителям данным пунктом не предусмотрено, соответственно, прав на досрочное назначение трудовой пенсии по старости заявитель не имеют.
Выслушав истца, представителя ответчика, изучив представленные сторонами доказательства и материалы дела, суд приходит к следующему:
Как установлено в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ Аликова Р.А. обратилась в ГУ УПФ РФ в Иловлинском районе с письменным заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости. Решением ГУ УПФ РФ в Иловлинском районе Волгоградской области об отказе в установлении пенсии от 26 мая 2011 года Аликовой Р.А. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по п.п.1 п.1 ст.28 Федерального закона от 17.12.2001 года №173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (далее ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (л.д.7-8).
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (в ред. Федерального закона от 03.06.2006 № 77-ФЗ) определены категории граждан, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение, и основаниям, которыми обусловлено данное право указанных граждан:
женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет; одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет; опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, трудовая пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые один год и шесть месяцев опеки, но не более чем на пять лет в общей сложности, если они имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет соответственно мужчины и женщины.
Назначение трудовой пенсии по старости по нормам подпункта 1 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (в ред. Федерального закона от 03.06.2006 № 77-ФЗ) производится исключительно исходя из факта воспитания детей до 8 лет.
Поскольку законодателем иное не установлено, возраст ребенка, в котором он признан инвалидом до 18 лет или инвалидом с детства, продолжительность периода, в течение которого ребенок был инвалидом, а так же то, что на день достижения одним из родителей соответствующего возраста этот ребенок не являлся инвалидом с детства (либо умер), при определении права на досрочное пенсионное обеспечение по рассматриваемому основанию значения не имеют.
Для реализации права на досрочную трудовую пенсию по старости по подпункту 1 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» одним из родителей, опекунам инвалидов с детства (по достижении соответствующего возраста и при наличии страхового стажа соответствующей продолжительности) необходимо, чтобы он воспитывал ребенка-инвалида (инвалида с детства) до достижения им возраста 8 лет. Принимая во внимание, что пенсионное законодательство РФ связывает право на досрочную трудовую пенсию по старости не с рождения ребенка-инвалида, а с его воспитанием до достижения им определенного возраста. Такое право распространяется и на родителей и на опекунов, поскольку в соответствии с нормами гражданского и семейного права является одной из форм семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, реализация права на досрочную трудовую пенсию по старости опекунам инвалидов с детства и лицами, являющимися опекунами инвалидов с детства, возможна при условии, что опека над ребенком установлена до достижения им возраста 8 лет.
Если опека установлена после достижения ребенком указанного возраста, то досрочная трудовая пенсия по старости опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, не может быть назначена, поскольку в данном случае не выполняется одно из обязательных условий для этой пенсии – воспитание ребенка до 8 лет.
Таким образом, подпунктом 1 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» определен исчерпывающий круг лиц, имеющих право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с воспитанием детей-инвалидов с детства до достижения ими возраста 8 лет. К указанному кругу лиц относятся один из родителей инвалидов с детства, опекуны инвалидов с детства и лица, являющиеся опекунами инвалидов Приемные родители инвалидов с детства, указанным законом не предусмотрены.
Материалами дела и пояснениями истца установлено, что постановлением Главы Кондрашовской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ № Аликова Р.А. назначена опекуном над несовершеннолетней Ж., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 17).
Постановлением Главы Администрации Иловлинского района от 25.12.2000 года № изменена форма воспитания ребенка, оставшегося без попечения родителей, и статус «Опекун» был изменен на «приемная семья» (л.д. 16).
Согласно договора от ДД.ММ.ГГГГ № о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, орган опеки и попечительства передал Аликовой Р.А. на воспитание в семью Векуа Д.Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Ж., ДД.ММ.ГГГГ года рождения на срок 5 лет, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9-11).
Ж., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком инвалидом (л.д. 6).
В соответствии со ст. 152. СК РФ (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 49-ФЗ) приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре.
К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения главы 20 настоящего Кодекса.
К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной настоящим Кодексом, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений.
Согласно ст. 779 ГК РФ определяет, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершать определенные действия или осуществлять определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Предметом договора о передаче ребенка на воспитание, предусматривающего оплату труда приемных родителей, являются действия, связанные, в частности, с воспитанием, содержанием и образованием ребенка, то такой договор является разновидностью договора возмездного оказания услуг.
В соответствии с п. 3.4 договора от ДД.ММ.ГГГГ года № 2 о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, орган опеки и попечительства ежемесячно проводит оплату труда приемного родителя согласно Закону Волгоградской области «Об оплате труда приемных родителей и представленных им мерах социальной поддержки» от 18.10.2006 г. № 1297-ОД по договору подряда.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что договор о приемной семье - особая разновидность гражданско-правового договора, а точнее, договора о возмездном оказании услуг.
Невозможно определить правоотношения между приемными родителями и органам опеки и попечительства как административно-правовые, так как в основании их возникновения лежит договор - акт встречного волеизъявления сторон, в силу которого у них возникают взаимные права и обязанности, причем одна из сторон (орган опеки и попечительства) возлагает на себя обязательства имущественного характера. Предмет этого соглашения - совершение определенных действий, которые должны повлечь за собой достижение нематериального результата (воспитание ребенка и достижение им необходимого для самостоятельной жизни уровня социализации).
Эти и другие особенности деятельности приемных родителей показывают, что отношения между ними и органом опеки и попечительства не являются трудовыми, в связи с чем, Аликовой Р.А. не может быть досрочно назначена пенсия по старости.
Оценивая, в совокупности представленные доказательства и исследованные обстоятельства дела суд полагает, что требования Аликовой Р.А. о назначении ей досрочной пенсии по старости удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска Аликовой Р.А. к Управлению Пенсионного Фонда РФ в Иловлинском районе Волгоградской области о назначении ей досрочной трудовой пенсии – отказать.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение десяти дней, со дня принятия решения судом в окончательной форме, через Иловлинский районный суд Волгоградской области.
Судья А.Н. Кузнецов