Решение об оспаривании действий и признании нуждающейся в жилом помещении



                                                Дело № 2-1076/2011

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

Иловлинский районный суд Волгоградской области

в составе председательствующего судьи Горкушенко Т.А. единолично,

при секретаре Автозамена: Фамилия И.О.,

с участием представителя истца Автозамена: Фамилия И.О.,

представителей ответчика Автозамена: Фамилия И.О. и Автозамена: Фамилия И.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 31 августа 2011 года в р.п.Иловля Волгоградской области гражданское дело по исковому заявлению Автозамена: Фамилия И.О. к администрации Иловлинского городского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области об оспаривании действий и признании нуждающейся в жилом помещении,

                                           У С Т А Н О В И Л:

Автозамена: Фамилия И.О. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Иловлинского городского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области и просит признать незаконным постановление главы администрации Иловлинского городского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и обязать ответчика поставить её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета как члена семьи умершего участника Великой Отечественной войны.

Свои доводы истец мотивирует тем, что постановлением главы администрации Иловлинского городского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании ст.53 ЖК РФ в связи с умышленным ухудшением жилищных условий.

Считает указанное постановление незаконным, поскольку она как член семьи умершего участника ВОВ имеет право на льготы, установленные для указанной категории граждан, в том числе на обеспечение жильем за счетсредств федерального бюджета.

Она своего жилья не имеет, фактически проживает в квартире родственников, сделку купли-продажи совершила, поскольку являлась инвалидом 2 группы, не могла проживать в квартире самостоятельно, нуждалась в постоянном уходе. Сделка была совершена до внесения изменений в ФЗ «О ветеранах», а потому не может быть расценена как намеренное действие по ухудшению жилищных условий.

Истец в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие с участием ее представителя.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил удовлетворить в полном объеме.

Представители ответчика возражали против заявленных требований, считают постановление главы администрации Иловлинского городского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии истца на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении законным и обоснованным.

Суд, выслушав представителя истца, представителей ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с положениями п. 2 и п. 3 ст. 8 ФЗ «О ветеранах» государственная политика в отношении ветеранов предусматривает реализацию мер социальной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей; выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в настоящем Федеральном законе.

Статьёй 10 ФЗ «О ветеранах» предусмотрено, что меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Судом установлено, что Автозамена: Фамилия И.О., <данные изъяты> года рождения, является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны Автозамена: Фамилия И.О., <данные изъяты> года рождения, что подтверждается справкой военного комиссара Иловлинского района, удостоверением серии и сторонами не оспаривается. (л.д. 3, 23).

С ДД.ММ.ГГГГ истцу установлена инвалидность 2 группы по общему заболеванию бессрочно. (л.д. 4)

В соответствии со ст.21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.

Указанным лицам предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

На основании ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» и Указу Президента РФ от 07.05.2008 N 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» полномочия по обеспечению жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующие меры социальной поддержки в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Закона переданы органам государственной власти субъектов РФ.

В соответствии со ст. 52 ЖК РФ принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях указанных в статье 49 Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

ДД.ММ.ГГГГ Автозамена: Фамилия И.О. обратилась в администрацию Иловлинского городского поселения с заявлением о принятии её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, поскольку она собственного жилья не имеет и проживает в квартире родственников. (л.д. 13)

Постановлением главы администрации Иловлинского городского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 54 Жилищного Кодекса РФ истцу отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещения. (л.д. 46)

В соответствии с ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Подпунктом 3 пункта 1 статьи 54 ЖК РФ предусмотрено, что отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

В соответствии со ст.53 ГК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Как установлено в судебном заседании истец Автозамена: Фамилия И.О. в настоящее время собственного жилья не имеет (л.д. 27), зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> (л.д. 15-18), и нуждается в улучшении своих жилищных условий.

Квартира, в которой проживает истец, принадлежит на праве общей долевой собственности Автозамена: Фамилия И.О., Автозамена: Фамилия И.О., Автозамена: Фамилия И.О., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права и свидетельствами о праве на наследство по закону (л.д. 32-36), в квартире также зарегистрированы Автозамена: Фамилия И.О., Автозамена: Фамилия И.О., Автозамена: Фамилия И.О., Автозамена: Фамилия И.О., Автозамена: Фамилия И.О.. (л.д. 31)

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи истец продала принадлежащую ей квартиру, расположенную в <адрес>. (л.д. 25)

Вместе с тем, суд считает, что оснований для признания намеренного ухудшения своих жилищных условий с целью получения жилья либо выплаты на его приобретение в действиях истца, продавшей свою квартиру, не имеется.

До принятия Федерального закона от 21.12.2009 N 327-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" мера социальной поддержки в виде обеспечения жильем предоставлялась только лицам, вставшим на учет до 1 марта 2005 года. Поэтому какие-либо действия совершенные гражданами до того как Закон предоставил им право на получение указанной меры социальной поддержки, не могут свидетельствовать о намеренном ухудшении ими жилищных условий.

Истец не состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, продала квартиру 14 июля 2008 года. О том, что в связи с принятием Федерального закона от 21.12.2009 N 327-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" у нее возникнет право на улучшение жилищных условий, истец не могла предполагать.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 N 258-О-О по смыслу ст.53 ЖК РФ и соответствующих норм законодательства субъекта РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему обеспечения их другим жильем. При этом применение ст.53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п.3 ст.10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Таким образом, доводы представителей ответчика в судебном заседании не нашли своего подтверждения и суду не было представлено достоверных и объективных доказательств, свидетельствующих о намеренных действиях Автозамена: Фамилия И.О. с целью ухудшения своих жилищных условий.

На основании изложенного, требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                                     Р Е Ш И Л:

Иск Автозамена: Фамилия И.О. к администрации Иловлинского городского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области об оспаривании действий и признании нуждающейся в жилом помещении удовлетворить.

Признать незаконным постановление администрации Иловлинского городского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Автозамена: Фамилия И.О..

Обязать администрацию Иловлинского городского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области принять Автозамена: Фамилия И.О. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета как члена семьи умершего участника Великой Отечественной войны.

Решение может быть обжаловано сторонами в Волгоградский областной суд через Иловлинский районный суд Волгоградской области в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                          Т.А.Горкушенко