Решение по иску прокурора о признании нормативного акта незаконным



Дело № 2-1010/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Иловлинский районный суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи Растегина Р.В. единолично,

при секретаре Луценко А.В.,

с участием помощника прокурора Иловлинского района Кочергиной А.В.,

представителей Думы Иловлинского городского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области Волобуева В.А. и Сосницкой И.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании 09 августа 2011 года в р.п. Иловля Волгоградской области гражданское дело по заявлению прокурора Иловлинского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании нормативного правового акта,

                    У С Т А Н О В И Л:

    Прокурор Иловлинского района Волгоградской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании незаконными пунктов 4.2.17, 8.6, 17.1, 17.2 «Правил благоустройства, санитарного содержания территорий организаций, уборок и обеспечения чистоты и порядка в административных границах Иловлинского городского поселения», утвержденных постановлением Думы Иловлинского городского поселения от 22 июня 2006 года №11/76. Также он просит обязать Думу Иловлинского городского поселения изменить и привести указанные Правила в соответствие с действующим законодательством.

    Свои требования прокурор района мотивирует тем, что указанные выше пункты Правил противоречат действующему законодательству (ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года №131-ФЗ, ст.13 Федерального закона «Об обращении с отходами производства и потребления» от 24 июня 1998 года №89-ФЗ, ст.3 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года №52-ФЗ), согласно которому органы местного самоуправления не наделены полномочиями по закреплению норм санитарно-эпидемиологического законодательства в муниципальных правовых актах, в частности, нормотворчества в области установления зон санитарной ответственности.

    Кроме того, положения пункта 8.6 Правил, обязывающие граждан, проживающих в домовладениях индивидуальной застройки заключать договоры с МУП «Иловлинское КХ» или участком благоустройства И.г.п., имеющим право на выполнение работ по вывозу и утилизации ТБО и ЖБО, либо приобрести талоны в специализированной организации для самостоятельной утилизации отходов на городскую свалку, противоречат ст.421 ГК РФ и нарушает права граждан на свободу заключения договоров.

В связи, с чем прокурор района просит признать вышеуказанные пункты Правил незаконными и недействующими с момента принятия.

    В судебном заседании помощник прокурора района Кочергина А.В. свои требования уточнила, в части признания незаконными пунктов 4.2.17 и 17.1 Правил от поддержания заявления отказалась, в окончательном виде просит признать незаконными абзац 2 пункта 8.6, а также пункт 17.2 «Правил благоустройства, санитарного содержания территорий организаций, уборок и обеспечения чистоты и порядка в административных границах Иловлинского городского поселения», утвержденных постановлением Думы Иловлинского городского поселения от 22 июня 2006 года №11/76.

    Представители Думы Иловлинского городского поселения Волобуев В.А. и Сосницкая И.В. с измененными требованиями прокурора согласились, считают их законными и обоснованными.

    Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает заявление прокурора Иловлинского района подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

       На основании ч.1 ст.251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушающим права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами противоречащим закону полностью или в части.

    В судебном заседании установлено, что Постановлением Думы Иловлинского городского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области от 22 июня 2006 года №11/76, в пределах своей компетенции, установленной Уставом Иловлинского городского поселения, утверждены «Правила благоустройства, санитарного содержания территорий организаций, уборок и обеспечения чистоты и порядка в административных границах Иловлинского городского поселения» (л.д.6-28).

Указанный нормативный правовой акт официально обнародован 27 июня 2006 года путем размещения на стендах объявлений по ул.Советской в рп.Иловля, здании сельского клуба х.Колоцкий, здании сельского клуба х.Песчанка, фойе здания администрации Иловлинского городского поселения, действуют на территории Иловлинского городского поселения с 27 июня 2006 года и носят обязательный нормативный характер для лиц, находящихся на территории Иловлинского городского поселения (л.д.29-31).

В соответствии со ст.15 Конституции РФ Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акт, применяемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Подпунктом 18 пункта 1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

При этом организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст.13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года №89-ФЗ, организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, по смыслу названных нормативных актов, обязанности по обеспечению чистоты и порядка территорий муниципальных образований возлагаются на органы местного самоуправления, в ведении которых находятся вопросы организации сбора и вывоза отходов, а также на лица, допустившие загрязнение земель либо иное нарушение природоохранного законодательства.

В соответствии со ст.3 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года №52-ФЗ, законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Следовательно, органы местного самоуправления не наделены полномочиями по закреплению норм санитарно-эпидемиологического законодательства в муниципальных правовых актах, в частности, нормотворчеством в области установления зон санитарной ответственности.

Поэтому пункт 17.2 Правил о закреплении зон санитарной ответственности для гаражно-строительных кооперативов, потребительских обществ по эксплуатации индивидуальных овощехранилищ, автостоянок (расположенных в селитебной зоне, до оси проезжей части прилегающих автодорог; расположенных вне селитебной зоны, не менее 15 метров по периметру границ отведенного земельного участка) противоречит вышеуказанным нормам федерального законодательства Российской Федерации (ст.15, 55 Конституции РФ, ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года №131-ФЗ, ст.13 Федерального закона «Об обращении с отходами производства и потребления» от 24 июня 1998 года №89-ФЗ, ст.3 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года №52-ФЗ), нарушает права лиц, проживающих и находящихся на территории Иловлинского городского поселения.

На основании изложенного суд полагает, что вышеуказанная норма оспариваемого правового акта не соответствует законодательству РФ и признается судом недействующей на территории Иловлинского городского поселения с момента ее принятия.

Согласно ст.1 ГК РФ Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству условий договора.

Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с п.1 ст.421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Часть 2 ст.17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает право органов местного самоуправления поселений и городских округов принимать решение о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для поселения и городского округа работ (в том числе дежурств) в целях решения вопросов местного значения в части организации благоустройства и озеленения.

Таким образом, абзац 2 пункта 8.6 Правил, содержащий обязанность граждан, проживающих в домовладениях индивидуальной застройки заключать договоры с МУП «Иловлинское КХ» или участком благоустройства И.г.п., имеющим право на выполнение работ по вывозу и утилизации ТБО и ЖБО, либо приобрести талоны в специализированной организации для самостоятельной утилизации отходов на городскую свалку, фактически ограничивает права лиц, проживающих на территории Иловлинского городского поселения на свободу заключения договоров, в связи с чем указанное положение оспариваемого нормативного акта противоречит вышеуказанным нормам федерального законодательства Российской Федерации (ст. 55 Конституции РФ, ст.1 и 421 ГК РФ, ст.17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), нарушает права лиц, проживающих и находящихся на территории Иловлинского городского поселения в этой части.

На основании изложенного суд полагает, что вышеуказанная норма оспариваемого правового акта не соответствует законодательству РФ и признается судом недействующей на территории Иловлинского городского поселения с момента ее принятия.

Согласно ст.253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующим вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае, если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица.

Решение суда о признании нормативного правового акта недействующим не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Иловлинского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании нормативного правового акта, удовлетворить.

Признать незаконными и недействующими на территории Иловлинского городского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области со дня их принятия абзац 2 пункта 8.6 и пункт 17.2 «Правил благоустройства, санитарного содержания территорий организаций, уборок и обеспечения чистоты и порядка в административных границах Иловлинского городского поселения», утвержденных постановлением Думы Иловлинского городского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области от 22 июня 2006 года №11/76, официально обнародованных 27 июня 2006 года, вступивших в законную силу с 27 июня 2006 года.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Иловлинский районный суд Волгоградской области в течение 10 дней.

Судья                                 Р.В.Растегин

<данные изъяты>

<данные изъяты>