Решение по делу на бездействие органов местного самоуправления



Дело № 2-1110/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ     РОССИЙСКОЙ     ФЕДЕРАЦИИ

Иловлинский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Кузнецова А.Н., единолично,

при секретаре Клименко Л.Б.,

с участием заявителя Муравьева С.В.,

представителя заинтересованного лица Чупина А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 15 сентября 2011 года в рп.Иловля Иловлинского района Волгоградской области гражданское дело по заявлению Муравьева С. В. на бездействие исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л:

Заявитель обратились в суд по следующим основаниям:

Муравьев С.В. работает учителем муниципального образовательного учреждения Иловлинского района Волгоградской области. На настоящий момент заявителю стало известно, что на протяжении длительного времени нормативные правовые акты Иловлинского муниципального района Волгоградской области в виде постановлений администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области официально не публикуются. Однако такими документами пользуется представитель работодателя МОУ Ширяевская СОШ Дядченко Т.А., отдел образования, опеки и попечительства, Иловлинский районный суд и иные лица. В силу ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, ст. 43, ст. 47 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», а также п. 5 ст. 32 и п. 3 ст. 41 Устава Иловлинского муниципального района Волгоградской области, просит обязать главу администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области своевременно опубликовать все действующие нормативно правовые акты Иловлинского муниципального района.

В судебном заседании заявитель полностью поддержал доводы заявления, изложив их вышеуказанным образом и дополнительно пояснив, что он также просит суд обязать главу администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области опубликовать (обнародовать), в соответствии с действующим законодательством, все действующие нормативные правовые акты Иловлинского муниципального района Волгоградской области, в том числе постановление администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ , и от ДД.ММ.ГГГГ , восстановив ему при этом срок обжалования, поскольку узнал о данных постановлениях ДД.ММ.ГГГГ. Заявитель считает, что пропустил трехмесячный срок т.к. указанные нормативные правовые акты Иловлинского муниципального района Волгоградской области, главой администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области, в установленном законом порядке не публиковались (обнародовались), по этой причине он не знал об их существовании.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области Чупин А.А. заявил о том, что все муниципальные правовые акты, в том числе постановления администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ , и от ДД.ММ.ГГГГ , обнародованы в строгом соответствии с законом, в заявлении Муравьева С.В. не указаны какие именно муниципальные нормативные правовые акты Иловлинского муниципального района Волгоградской области затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина не опубликованы, а также в чем выразилось нарушение его прав. Просит в удовлетворении заявления Муравьева С.В. отказать.

Выслушав стороны, изучив представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.

При разрешении спора суд руководствуется следующим,

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Согласно положениям ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления» № 131-ФЗ (далее – «Федеральный закон № 131-ФЗ»)- муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (HYPERLINK consultantplus://offline/main?base=LAW;n=117671;fld=134;dst=100580п. 2 ст. 47 п. 2 ст. 47 Федерального закона № 131-ФЗ); порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан. (п. 3 ст. 47 Федерального закона № 131-ФЗ).

    Пунктом 4 ст. 9 Устава Иловлинского муниципального района Волгоградской области (принятым постановлением Иловлинской районной Думы Волгоградской обл. от 13.12.2006 года № 23/156) (ред. от 31.03.2011) (Зарегистрировано в Управлении Минюста РФ по Южному федеральному округу 27.12.2006 года №RU345080002006001) установлено, что муниципальные правовые акты Иловлинского муниципального района, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Указанные положения также отражены в п. 4 ст. 26 Устава Иловлинского муниципального района Волгоградской области.

В п. 5 Решения Иловлинской районной Думы Волгоградской области от 26.02.2010 года № 8/78 (ред. от 29.04.2011) «Об утверждении Порядка официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов Иловлинского муниципального района Волгоградской области» указано, что официальное обнародование нормативно-правовых актов Иловлинского муниципального района, иной официальной информации производится путем размещения на информационных стендах в администрации Иловлинского муниципального района <адрес>); рассылки нормативно-правовых актов в администрации городского и сельских поселений, в районную библиотеку Иловлинского муниципального района.

В соответствии с ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

В доказательство опубликования (обнародования принятых муниципальных правовых актов Иловлинского муниципального района Волгоградской области представителем заинтересованного лица Чупиным А.А. предоставлены следующие письменные доказательства: справки об обнародовании муниципального правового акта, из которых следует, что обнародовано – размещено для ознакомления граждан на информационном стенде в администрации Иловлинского муниципального района, администрациях городского и сельских поселений района и в районной библиотеке (постановление от ДД.ММ.ГГГГ , постановление от ДД.ММ.ГГГГ , постановление от ДД.ММ.ГГГГ , постановление от ДД.ММ.ГГГГ , постановление от ДД.ММ.ГГГГ , постановление от ДД.ММ.ГГГГ , постановление от ДД.ММ.ГГГГ , отчет главы Иловлинского муниципального района за 2010 год, постановление от ДД.ММ.ГГГГ , решение Иловлинской районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ, постановление от ДД.ММ.ГГГГ , постановление от ДД.ММ.ГГГГ , постановление от ДД.ММ.ГГГГ , постановление от ДД.ММ.ГГГГ , постановление от ДД.ММ.ГГГГ , решение Иловлинской районной думы от ДД.ММ.ГГГГ, постановление от ДД.ММ.ГГГГ , постановление от ДД.ММ.ГГГГ , постановление от ДД.ММ.ГГГГ , постановление о ДД.ММ.ГГГГ , постановление от ДД.ММ.ГГГГ ); справка об опубликовании постановления от ДД.ММ.ГГГГ ; справка об опубликовании решения Иловлинской районной думы от ДД.ММ.ГГГГ ; справка об опубликовании решения Иловлинской районной думы от ДД.ММ.ГГГГ ; журнал регистрации исходящих документов за август 2009 года и за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, о направлении справок об обнародовании.

Оценивая представленные администрацией Иловлинского муниципального района Волгоградской области письменные доказательства суд с учетом других доказательств, убедился в том, что данные письменные доказательства исходят от органа, уполномоченного представлять данный вид доказательств, подписаны лицом, имеющим право скреплять документ подписью, содержат все неотъемлемые реквизиты данного вида доказательств, и признает их допустимыми и достоверными доказательствами по данному гражданскому делу.

    Исходя из правовой позиции, изложенной в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года № 48 (ред. от 10.06.2010 года) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», где указано, что под официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом.

Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.

Как усматривается из материалов дела, муниципальные нормативные правовые акты Иловлинского муниципального района Волгоградской области, принятые в период с мая 2011 года по август 2011 года, а также муниципальный нормативные правовые акты – постановления администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ были обнародованы (доведены до сведения граждан, путем размещения на информационном стенде в администрации Иловлинского муниципального района, администрациях городского и сельских поселений района и в районной библиотеке), данные обстоятельства дают суду основанная полагать, что заинтересованным лицом были предприняты меры по обеспечению населению возможности ознакомиться с их содержанием.

Таким образом, администрацией Иловлинского муниципального района Волгоградской области суду предоставлены доказательства того, что принятые за период с мая 2011 года по август 2011 года нормативные правовые акты Иловлинского муниципального района, а также постановление от ДД.ММ.ГГГГ и постановление от ДД.ММ.ГГГГ - опубликованы (обнародованы) в установленном законом порядке.

Частью 1 ст. 256 ГПК РФ установлено, что гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», при установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений ч. 6 ст. 152, ч. 4 ст. 198 и ч. 2 ст. 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.

Исходя из положений ч. 1 ст. 4 и ч. 1 ст. 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.

С заявлением на бездействие исполнительного – распорядительного органа местного самоуправления Муравьев С.В, обратился в Иловлинский районный суд Волгоградской области ДД.ММ.ГГГГ.

В доказательство пропуска срока обращения Муравьевым С.В представлен приказ МОУ Ширяевская СОШ от ДД.ММ.ГГГГ в котором имеется ссылка на постановление администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ , в связи с чем, суд приходит к выводу об уважительности пропуска срока обращения в суд.

Вместе с тем Муравьевым С.В. не предоставлено доказательств уважительности причини пропуска срока обращения в суд на опубликование (обнародование) постановления от ДД.ММ.ГГГГ , а также заявителем не указано какие права и свободы нарушены данным нормативным правовым актом нарушены (осуществлению каких прав и свобод созданы препятствия) и когда заявителю об этом стало известно.

Учитывая изложенное выше, суд приходит к выводу о том, что при данных обстоятельствах заявителем не предоставлено уважительных причин для восстановления срока оспаривания действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления на обращение в суд по признанию постановления администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ не опубликованным.

Между тем представителем заинтересованного лица предоставлены доказательства об опубликовании спорных муниципальных нормативных правовых актов.

Требования Муравьева С.В. о понуждении опубликовать все действующие нормативные правовые акты Иловлинского муниципального района Волгоградской области, заявлены не обосновано, поскольку в заявлении не указано, какие права и свободы заявителя нарушены (осуществлению каких прав и свобод созданы препятствия), а также суд считает, что заявителем не предоставлено уважительных причин пропуска срока обжалования действий по опубликованию (обнародованию) всех спорных актов, кроме того Муравьевым С.В. не указана дата, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод.

С учетом установленных обстоятельств дела, исследованных доказательств, суд полагает, что заявление Муравьева С.В. на бездействие исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления удовлетворению не подлежит.

    Руководствуясь ст.ст.194, 199, 258 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Муравьева С. В. на бездействие исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления и о понуждении главы администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области своевременно опубликовать (обнародовать) все действующие нормативные правовые акты Иловлинского муниципального района Волгоградской области – отказать.

    Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение десяти дней, со дня принятия решения судом в окончательной форме, через Иловлинский районный суд Волгоградской области.

Судья                                                                                                              А.Н. Кузнецов