Решение по жалобе на действия должностных лиц



Дело №2-1177/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Иловлинский районный суд Волгоградской области

в составе председательствующего судьи Растегина Р.В., единолично

при секретаре Луценко А.В.,

с участием заявителя Муравьевой Д.С. и её представителя Муравьева С.В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Иловля Волгоградской области 09 ноября 2011 года гражданское дело по заявлению Муравьевой Д. С. об оспаривании действий и решения должностных лиц,

УСТАНОВИЛ:

    Муравьева Д.С. обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать незаконными действия специалистов бюро МСЭ - филиала №8 ФГУ «ГБ МСЭ по Волгоградской области» по проведению её освидетельствования и отменить решение бюро МСЭ - филиала №8 ФГУ «ГБ МСЭ по Волгоградской области» от ДД.ММ.ГГГГ в отношении неё.

    Свои доводы Муравьева Д.С. мотивирует тем, что согласно справки МСЭ, выданной ДД.ММ.ГГГГ филиалом №14 ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Волгоградской области» она признана ребенком – инвалидом на срок до ДД.ММ.ГГГГ. Очередное освидетельствование было проведено ДД.ММ.ГГГГ специалистами взрослого бюро МСЭ – филиала №8, инвалидность с Муравьевой Д.С. была снята. Полная дееспособность Муравьевой Д.С. наступила ДД.ММ.ГГГГ. Однако освидетельствование было проведено без уведомления законных представителей несовершеннолетней, на основании её заявления.

    В настоящее время Муравьева Д.С. окончила общеобразовательную школу, а указанное выше решение МСЭ лишило её возможности для поступления в учебные заведения на льготных основаниях.    

В судебном заседании Муравьева Д.С. и ее представитель Муравьев С.В. требования уточнили и в окончательном виде просят признать незаконным и отменить решение бюро МСЭ - филиала №8 ФГУ «ГБ МСЭ по Волгоградской области» от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Муравьевой Д.С. и обязать бюро МСЭ - филиал №8 ФГУ «ГБ МСЭ по Волгоградской области» переосвидетельствовать Муравьеву Д.С. на предмет установления инвалидности с учетом права с ДД.ММ.ГГГГ.

Представители заинтересованных лиц - бюро МСЭ - филиала №8 ФГУ «ГБ МСЭ по Волгоградской области» и IV состава ФГУ «ГБ МСЭ по Волгоградской области», будучи надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыли, возражений по заявлению не представили.

Представитель заинтересованного лица - ФГУ «ГБ МСЭ по Волгоградской области» Калашникова Е.А., будучи надлежаще извещена о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, представила письменные возражения, в которых просит рассмотреть дело без её участия, в удовлетворении заявления отказать. При этом указала, что считает требования Муравьевой Д.С. необоснованными, поскольку освидетельствование заявителя в филиале №8 ФГУ «ГБ МСЭ по Волгоградской области» было произведено в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 ноября 2009 года №906н «Об утверждении порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы», а также исходя из зон деятельности филиалов ГБ МСЭ.

Согласно акта освидетельствования в бюро МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ №729 (дата освидетельствования ДД.ММ.ГГГГ) Муравьева Д.С. была признана ребенком – инвалидом. Инвалидность была ей определена на срок до ДД.ММ.ГГГГ, до достижения ею 18 лет. Филиал №8 проводит освидетельствование лиц г.Волгограда и Волгоградской области в возрасте до 18 лет и старше с патологией органов зрения. По результатам освидетельствования ДД.ММ.ГГГГ в филиале №8 экспертами было вынесено решение о не признании Муравьевой Д.С. инвалидом. Данное освидетельствование было проведено на основании личного заявления самой Муравьевой Д.С.

Законный представитель несовершеннолетней Муравьевой Д.С.Муравьев С.В. обжаловал решение филиала №8 в ГБ МСЭ по Волгоградской области. По результатам освидетельствования в 4 составе ФГУ «ГБ МСЭ по Волгоградской области, с учетом отказа Муравьева С.В. представить дополнительные документы, а также отсутствием очного осмотра, решение филиала №8 о непризнании Муравьевой Д.С. инвалидом было подтверждено.

Кроме того, в силу ст.254 ГПК РФ оспариванию подлежат действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего. Решения об установлении инвалидности, изменения причины инвалидности выносится коллегиально составом врачей-экспертов. Поэтому действия ФГУ «ГБ МСЭ по Волгоградской области» не могут быть обжалованы по правила главы 25 ГПК РФ, а должны оспариваться в порядке искового производства.

С учетом положений ч.2 ст.257 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть заявление Муравьевой Д.С. в отсутствии представителей указанных заинтересованных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Суд, выслушав заявителя Муравьеву Д.С. и ее представителя Муравьева С.В., исследовав материалы дела, считает заявление Муравьевой Д.С. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

    В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ст.255 и ст.256 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

В силу ст.2 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ (в ред. от 19.07.2011 г.) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

На основании ст.7 названного Федерального закона, медико-социальная экспертиза - определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

    Согласно п.1 и п.2 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 года №95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом», признание лица инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.

Из п.4 данных Правил следует, что специалисты бюро (главного бюро, Федерального бюро) обязаны ознакомить гражданина (его законного представителя) с порядком и условиями признания гражданина инвалидом, а также давать разъяснения гражданам по вопросам, связанным с установлением инвалидности.

    В соответствии с п.п.24-28 данных Правил, медико-социальная экспертиза проводится по заявлению гражданина (его законного представителя), специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.

    При проведении медико-социальной экспертизы гражданина ведется протокол.

    Решение объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу (его законному представителю), в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения.

    В судебном заседании установлено то, что Муравьева Д. С. родилась ДД.ММ.ГГГГ (л.д.30).

    Согласно акта освидетельствования в бюро МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ №729 Муравьева Д.С. признана ребенком – инвалидом. Инвалидность ей была определена до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до достижения 18 лет (л.д.28-29, 63-64).

Полная дееспособность Муравьевой Д.С. наступила ДД.ММ.ГГГГ. В силу ст.21 Гражданского кодекса РФ и ст.64 Семейного кодекса РФ, до достижения указанной даты, её интересы должны представлять законные представители – родители.

    ДД.ММ.ГГГГ специалистами бюро МСЭ - филиала №8 ФГУ «ГБ МСЭ по <адрес>» было проведено освидетельствование несовершеннолетней Муравьевой Д.С. на основании её личного заявлении. В результате освидетельствования последняя инвалидом не признана (л.д.29, 60-62).

    При этом освидетельствование несовершеннолетней было проведено без письменного заявления её законных представителей и в их отсутствие. С порядком и условиями проведения МСЭ ДД.ММ.ГГГГ они ознакомлены не были, решение бюро – филиала №8 в их присутствии не оглашалось, они были лишены возможности получить необходимые разъяснения, акт освидетельствования № от ДД.ММ.ГГГГ не содержит информации о причинах отказа в признании инвалидом.

    Кроме того, из указанного решения не следует, что при его принятии учитывалась объективная оценка состояния здоровья несовершеннолетней, степень её социальной адаптации. Протокол медико-социальной экспертизы не велся.

Таким образом, судом установлено, что при процедуре освидетельствования несовершеннолетней Муравьевой Д.С. были нарушены Правила признания лица инвалидом, утвержденные Постановлением правительства РФ от 20 февраля 2006 года №95. Следовательно решение бюро МСЭ - филиала №8 ФГУ «ГБ МСЭ по Волгоградской области» от 21 июля 2011 года в отношении Муравьевой Д.С. о не признании её инвалидом является незаконным.

Доводы представителя ФГУ «ГБ МСЭ по Волгоградской области», изложенные в письменных возражениях, о том, что требования заявителя не подлежат рассмотрению и разрешению в порядке производства, возникающего из публичных правоотношений, а рассматриваются по правилам искового производства, суд считает несостоятельными, поскольку они противоречат закону.

В соответствии с нормой ст.7 Федерального закона от 20.07.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», медико-социальная экспертиза осуществляется исходы из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п.1 Положения о Федеральном медико-биологическом агентстве, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 г. №206, федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения и социального развития, включая организацию медико-социальной экспертизы.

В силу п.1 «Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы», утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 17.11 2009 г. №906н, к федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы относятся находящиеся в ведении Федерального медико-биологического агентства Федеральное бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро), главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, главное бюро, осуществляющее медико-социальную экспертизу работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и населения отдельных территорий (далее - главные бюро), имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (далее - бюро).

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.04.2011 г. №295н «Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы», зарегистрированным в Минюсте РФ 22.07.2011 г. №21444, утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, который определяет административные процедуры исполнения государственной услуги по организации проведения медико-социальной экспертизы.

В силу п.4 Административного регламента государственной услугой является проведение медико-социальной экспертизы.

Согласно п.7 Административного регламента, учреждениями, осуществляющими предоставление государственной услуги, являются Федеральное бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро), главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, главное бюро, осуществляющее медико-социальную экспертизу работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и населения отдельных территорий (далее - главные бюро), имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (далее - бюро).

В соответствии с п.8 Административного регламента, должностные лица, участвующие в предоставлении государственной услуги, руководствуются положениями настоящего Административного регламента и несут персональную ответственность за предоставление административных процедур и соблюдение сроков, установленных настоящим Административным регламентом.

Согласно п.3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ, следует относить лиц, постоянно, временно, в том числе по специальному полномочию, выступающих от имени федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации, принявших оспариваемое решение, совершивших оспариваемое действие (бездействие), имеющие обязательный характер и затрагивающие права и свободы граждан и организаций, не находящихся в служебной зависимости от этих лиц.

Таким образом, специалисты бюро МСЭ - филиала №8 ФГУ «ГБ МСЭ по Волгоградской области» относятся к должностным лицам, чьи действия (бездействие) могут оспариваться по правилам главы 25 ГПК РФ. В порядке главы 25 ГПК РФ может быть обжаловано и решение бюро - филиала МСЭ.

На данные обстоятельства также было указано в кассационном определении судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах и в отсутствие доказательств законности и обоснованности оспариваемого решения, обязанность по предоставлению которых ст. 258 ГПК РФ считает требования Муравьевой Д.С., уточненные в судебном заседании, подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 254, 256,258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Заявление Муравьевой Д. С. об оспаривании действий и решения должностных лиц удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение бюро медико-социальной экспертизы - филиала №8 ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Волгоградской области» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении инвалидности Муравьевой Д. С..

Обязать бюро медико-социальной экспертизы - филиал №8 ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Волгоградской области» переосвидетельствовать Муравьеву Д. С. на предмет установления инвалидности с учетом права с ДД.ММ.ГГГГ.

    Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Иловлинский районный суд Волгоградской области в течение 10 дней.

    Судья Р.В. Растегин

    <данные изъяты>

<данные изъяты>