Решение об удовлетворении иска



2-580/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дата обезличена с.Верхнеяркеево

Илишевский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Миннебаевой Л.Я.,

при секретаре Салимгареевой Л.З.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Илишевского района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Старокуктовский сельсовет муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан и Администрации муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан о признании бездействия незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Илишевского района РБ обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Старокуктовский сельсовет муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан и Администрации муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан о признании бездействия незаконным, ссылаясь на то, что прокуратурой Илишевского района проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды и природопользовании при осуществлении органами местного самоуправления функций по сбору и вывозу отходов, содержанию объектов размещения отходов. В ходе проверки установлено, что на территории СП Старокуктовский сельсовет МР Илишевский район имеется 3 объекта размещения отходов: в селах Старокуктово, Красный Октябрь, Ибрагим.

Как показала проверка, в населенных пунктах СП Старокуктовский сельсовет не организован надлежащим образом процесс сбора и вывоза бытовых отходов, не определен порядок сортировки отходов на их виды, не определены контейнерные площадки и порядок их обслуживания, места сбора и вывоза твердых бытовых отходов в жилом секторе. Лицензия на осуществление деятельности по сбору бытовых отходов и мусора не получена либо не заключены договора с организациями, имеющими лицензию на право обращения с отходами. В нарушение п.2.2 Санитарных правил СП 2.Дата обезличена-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для захоронения твердых бытовых отходов» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от Дата обезличенаг. Номер обезличен) санитарно-эпидемиологическое заключение на размещение бытовых отходов на земельном участке, занимаемом полигоном ТБО, отсутствует.

Администрацией МР Илишевский район не организована утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов организацией, имеющей лицензию на право обращения с отходами, земельные участки под размещение полигонов ТБО не отведены.

Согласно ст.ст. 14 и 15 Федерального закона от Дата обезличена Номер обезличенФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч.ч. 1 и 2 ст.8 Федерального закона от Дата обезличена Номер обезличенФЗ «Об отходах производства и потребления», к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а к вопросам местного значения муниципального района – организация, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов.

Основываясь на вышеизложенное, прокурор Илишевского района просит обязать администрацию сельского поселения Старокуктовский сельский совет муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан организовать на территории сельского поселения сбор и вывоз твердых бытовых отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, администрацию муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан обязать организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с территории сельского поселения Старокуктовский сельсовет.

В ходе судебного заседания прокурор Илишевского района Гибадуллин Т.З. исковые требования поддержал в полном объеме.

В ходе судебного заседания глава сельского поселения Старокуктовский сельсовет муниципального района Илишевский район Хурматуллин Н.Н. исковые требования прокурора не признал и показал суду, что на территории сельского поселения Старокуктовский сельсовет сбор и вывоз твердых бытовых отходов организован, и он отвечает санитарно-эпидемиологическим требованиям. Советом сельского поселения утвержден Порядок организации сбора и вывоза бытового мусора, отходов производства и потребления на территории сельского поселения, который доведен до сведения жителей сельского поселения. На территории сельского поселения имеются четыре санкционированные свалки, все они находятся за пределами населенных пунктов, вывоз бытовых отходов на указанные свалки осуществляется населением самостоятельно. Фактов захламления территории сельского поселения бытовыми отходами не имеется.

Представитель Администрации муниципального района Ишмухаметов Ф.Т. исковые требования прокурора также не признал, ссылаясь на то, что утверждения прокурора района, изложенные в исковом заявлении, какими-либо доказательствами не подтверждены. Не соответствуют действительности утверждения прокурора о том, что Администрация муниципального района не организовала утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов организацией, имеющей лицензию на право обращения с отходами. Администрацией муниципального района заключен договор аренды муниципального имущества с ООО «Полигон ТБО», имеющим лицензию на право обращения с отходами. Кроме того, согласно Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а также организация утилизации и переработки бытовых отходов являются не обязанностью сельских поселений и муниципального района, они отнесены к вопросам местного значения сельского поселения и муниципального района, то есть, к полномочию указанных органов. А полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения не являются их обязанностью, а является только их правом.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от Дата обезличенаг. Номер обезличенФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относятся к вопросам местного значения поселения.

В соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 15 того же Федерального закона организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относятся к вопросам местного значения муниципального района.

Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 8 Федерального закона от Дата обезличенаг. Номер обезличенФЗ «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В силу ч. 2 ст. 7 Федерального закона от Дата обезличена Номер обезличенФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения муниципального района относятся организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

ст. 22 Федерального закона от Дата обезличена Номер обезличенФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращений с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

В силу п. 74 ч. 1 ст.1 7 Федерального закона от Дата обезличена Номер обезличенФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I – IV класса опасности (не подлежит лицензированию деятельность по накоплению отходов I – IV класса опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности).

Статьей 14 Федерального закона от Дата обезличена Номер обезличенФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что на отходы I – IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I – IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.

Бытовые отходы и мусор, вывозимые ответчиком относятся к IV классу опасности, поскольку они не подтверждены экспериментальными методами, осуществляемыми в специализированных аккредитованных для этих целей лабораториях.

Пунктом 4 Критерий отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов России от Дата обезличена Номер обезличен установлено, что в случае отнесения производителями отходов расчетным методом к V – му классу опасности, необходимо его подтверждение экспериментальным методом. При отсутствии подтверждения V – го класса опасности экспериментальным методом, отход может быть отнесен к IV – му классу опасности.

Таким образом, деятельность органов местного самоуправления в сфере организации сбора и вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов и мусора подлежит лицензированию, и указанные требования ответчиками не исполняются.

Из изложенного следует, что неисполнение ответчиками требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Право граждан на благоприятную окружающую среду обеспечивается, прежде всего, соблюдением требований законодательства об охране окружающей среды.

Суд не соглашается с доводами представителей Администрации сельского поселения о том, что на территории сельского поселения организован сбор и вывоз твердых бытовых отходов в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, и Администрации муниципального района Илишевский район о том, что организована утилизация и переработка бытовых отходов, вывозимых с территории сельского поселения, поскольку доказательства в подтверждение изложенного ими суду не представлены.

Несостоятельны доводы представителя Администрации МР Илишевский район о том, что Администрацией муниципального района организована утилизация и переработка бытовых отходов, что подтверждается заключенным с ООО «Полигон ТБО» договором аренды, поскольку из представленного представителем Администрации муниципального района Илишевский район Ишмухаметовым Ф.Т. договора Номер обезличен аренды муниципального имущества муниципального района Илишевский район РБ, находящегося в казне района, без права выкупа, заключенного Дата обезличена года между Администрацией МР Илишевский район в лице председателя Комитета по управлению собственностью Минземимущества РБ по Илишевскому району Гилемханова И.Р. и ООО «Полигон ТБО», следует, что имущество передается арендатору для самостоятельного использования в целях обеспечения вывоза и утилизации бытовых отходов физических лиц и юридических лиц сел Нижнеяркеево и Верхнеярекево.

Из изложенного следует, что Администрацией муниципального района организована утилизация бытовых отходов, вывозимых не с сел и деревень, расположенных на территории сельского поселения Старокуктовский сельсовет, а лишь с сел Нижнеяркеево и Верхнеярекево муниципального района Илишевский район.

Несостоятельны также доводы представителя сельского поселения Старокуктовский сельсовет о том, что в бюджете сельского поселения денежные средства на организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора не предусмотрены, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (подпункт 1 пункта 1 статьи 14, подпункт 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от Дата обезличена года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

В соответствии со статьями 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194, 197, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Илишевского района Республики Башкортостан удовлетворить.

Обязать Администрацию сельского поселения Старокуктовский сельский совет муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан организовать на территории сельского поселения сбор и вывоз твердых бытовых отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Обязать администрацию муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с территории сельского поселения Старокуктовский сельсовет муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ через районный суд в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме.

Судья Л.Я.Миннебаева