Решение об удовлетворении иска



РЕШЕНИЕ Дело № 2-624/2010

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«27» августа 2010 года с.Верхнеяркеево

Илишевский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Миннебаевой Л.Я.,

при секретаре Гаязовой А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Илишевского района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Базитамакский сельсовет муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан и Администрации муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан о признании бездействия незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Илишевского района РБ обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Базитамакский сельсовет муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан и Администрации муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан о признании бездействия незаконным, ссылаясь на то, что прокуратурой Илишевского района проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды и природопользовании при осуществлении органами местного самоуправления функций по сбору и вывозу отходов, содержанию объектов размещения отходов. В ходе проверки установлено, что на территории СП Базитамакский сельсовет МР Илишевский район имеется 8 объектов размещения отходов: в селах Базитамак, д.Чуй-Атасево, д.Мари-Менеуз, д.Татарский Менеуз, д.Ташкичи, д.Новонадырово, с.Старонадырово, д.Кызыл Юлдуз.

Как показала проверка, в населенных пунктах СП Базитамакский сельсовет не организован надлежащим образом процесс сбора и вывоза бытовых отходов, не определен порядок сортировки отходов на их виды, не определены контейнерные площадки и порядок их обслуживания, места сбора и вывоза твердых бытовых отходов в жилом секторе. Лицензия на осуществление деятельности по сбору бытовых отходов и мусора не получена либо не заключены договора с организациями, имеющими лицензию на право обращения с отходами. В нарушение п.2.2 Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для захоронения твердых бытовых отходов» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2001г. №16) санитарно-эпидемиологическое заключение на размещение бытовых отходов на земельном участке, занимаемом полигоном ТБО, отсутствует.

Администрацией МР Илишевский район не организована утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов организацией, имеющей лицензию на право обращения с отходами, земельные участки под размещение полигонов ТБО не отведены.

Согласно ст.ст. 14 и 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч.ч. 1 и 2 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а к вопросам местного значения муниципального района – организация, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов.

Основываясь на вышеизложенное, прокурор Илишевского района просит обязать администрацию сельского поселения Базитамакский сельский совет муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан организовать на территории сельского поселения сбор и вывоз твердых бытовых отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, администрацию муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан обязать организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с территории сельского поселения Базитамакский сельсовет.

В ходе судебного заседания помощник прокурора Илишевского района Каримов Р.Р. исковые требования поддержал в полном объеме.

В ходе судебного заседания представитель Администрации сельского поселения Базитамакский сельсовет муниципального района Илишевский район Абубакирова Р.Ф. исковые требования прокурора не признала и показала суду, что на территории сельского поселения Базитамакский сельсовет сбор и вывоз твердых бытовых отходов организован, и он отвечает санитарно-эпидемиологическим требованиям. Советом сельского поселения утверждены Правила благоустройства и санитарного состояния сельского поселения, которые доведены до сведения жителей сельского поселения. На территории сельского поселения имеются восемь санкционированных свалок, все они находятся за пределами населенных пунктов, вывоз бытовых отходов на указанные свалки осуществляется населением самостоятельно. Фактов захламления территории сельского поселения бытовыми отходами не имеется.

Представитель Администрации муниципального района Илишевский район на заседание суда не явился, хотя о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Судом определено о рассмотрении дела в отсутствие представителя Администрации муниципального района Илишевский район.

Выслушав прокурора Каримова Р.Р., представителя Администрации СП Базитамакский сельсовет Абубакирову Р.Ф., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относятся к вопросам местного значения поселения.

В соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 15 того же Федерального закона организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относятся к вопросам местного значения муниципального района.

Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В силу ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения муниципального района относятся организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращений с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

В силу п. 74 ч. 1 ст.1 7 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I – IV класса опасности (не подлежит лицензированию деятельность по накоплению отходов I – IV класса опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности).

Статьей 14 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что на отходы I – IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I – IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.

Бытовые отходы и мусор, вывозимые ответчиком относятся к IV классу опасности, поскольку они не подтверждены экспериментальными методами, осуществляемыми в специализированных аккредитованных для этих целей лабораториях.

Пунктом 4 Критерий отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов России от 25.06.2001 №511 установлено, что в случае отнесения производителями отходов расчетным методом к V – му классу опасности, необходимо его подтверждение экспериментальным методом. При отсутствии подтверждения V – го класса опасности экспериментальным методом, отход может быть отнесен к IV – му классу опасности.

Таким образом, деятельность органов местного самоуправления в сфере организации сбора и вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов и мусора подлежит лицензированию, и указанные требования ответчиками не исполняются.

Из изложенного следует, что неисполнение ответчиками требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Право граждан на благоприятную окружающую среду обеспечивается, прежде всего, соблюдением требований законодательства об охране окружающей среды.

Суд не соглашается с доводами представителя Администрации сельского поселения о том, что на территории сельского поселения организован сбор и вывоз твердых бытовых отходов в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, поскольку доказательства в подтверждение изложенного суду не представлены.

Не представлены также доказательства Администрацией Муниципального района Илишевский район о том, что организована утилизация и переработка бытовых отходов.

Несостоятельны также доводы представителя сельского поселения Базитамакский сельсовет о том, что в бюджете сельского поселения денежные средства на организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора не предусмотрены, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (подпункт 1 пункта 1 статьи 14, подпункт 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

В соответствии со статьями 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194, 197, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Илишевского района Республики Башкортостан удовлетворить.

Обязать Администрацию сельского поселения Базитамакский сельский совет муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан организовать на территории сельского поселения сбор и вывоз твердых бытовых отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Обязать администрацию муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с территории сельского поселения Базитамакский сельсовет муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ через районный суд в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме.

Судья Л.Я.Миннебаева

Копия верна:

Судья Илишевского районного суда

Республики Башкортостан Л.Я.Миннебаева