Решение об отказе в удовлетворении иска



Дело № 2-625/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«27» августа 2010 года с.Верхнеяркеево

Илишевский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Миннебаевой Л.Я.,

при секретаре Гаязовой А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Илишевского района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Совету сельского поселения Аккузевский сельсовет муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан и Салихову Р. Х. о признании квалификации Салихова Р.Х. недостаточной для замещения должности муниципальной службы и о признании бездействия Совета незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Илишевского района РБ обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Совету сельского поселения Аккузевский сельсовет муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан и Салихову Р.Х. о признании квалификации Салихова Р.Х. недостаточной для замещения должности муниципальной службы и о признании бездействия Совета незаконным, ссылаясь на то, что прокуратурой Илишевского района проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции в деятельности администрации сельского поселения Аккузевский сельсовет МР Илишевский район. В соответствии с п. 3 ст. 6 Федерального закона «О противодействии коррупции» к мерам по профилактике коррупции относится предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной и муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, предоставляемых указанными гражданами. Согласно ч.1, 2 ст.9 Федерального закона 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с квалификацией должностей муниципальной службы. В силу Закона Республики Башкортостан от 23.12.2005 №259-з «О реестре муниципальных должностей муниципальной службу в Республике Башкортостан» должность главы администрации сельского поселения, при численности населения до 7,5 тысяч человек относится к ведущей муниципальной должности. Согласно представленной администрацией сельского поселения Аккузевский сельсовет МР Илишевский район РБ справке, на территории сельского поселения проживает 1081 человек. В соответствии со ст. 5 Закона Республики Башкортостан от 16.07.2007 №453-з «О муниципальной службе в Республике Башкортостан» (далее Закон) должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с Реестром должностей муниципальной службы в РБ. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 7 Закона к ведущим должностям муниципальной службы устанавливаются следующие типовые квалификационные требования: высшее профессиональное образование; стаж государственной и (или) муниципальной службы не менее 2 лет или стаж работы по специальности не менее 4 лет. Так, для замещения ведущей муниципальной должности одним из квалификационных требований является наличие высшего профессионального образования. Так, проверкой установлено, что глава сельского поселения Аккузевский сельсовет МР Илишевский район РБ Салихов Р.Х. имеет среднее специальное образование, о чем свидетельствует Свидетельство Министерства сельского хозяйства РСФСР №2626 от 22.09.1979 года об окончании Челябинской школы мастеров сельского строительства. Также Салихов Р.Х. с 12.11.2003 по 28.11.2003 года прошел обучение в Башкирском межотраслевом институте повышения квалификации в области охраны труда промышленной безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, электобезопасности, энергосбережения по программе: «Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации» в объеме 82 часа, где получил удостоверение о профессиональной компетенции сер. ПР №428495 от 28.11.2003 года. С 05.12.2005 по 15.12.2005 года Салихов Р.Х. прошел краткосрочное обучение в ГОУ ВПО «Башкирская академия государственной службы и управления при президенте РБ» по программе «Совершенствование деятельности органов местного самоуправления РБ» в объеме 90 часов, где получил удостоверение о краткосрочном повышении квалификации №10145. С 17.04.2008 по 17.04.2008 года прошел краткосрочное обучение в ГОУ ВПО «Башкирская академия государственной службы и управления при президенте РБ» по программе «нотариальное законодательство и нотариальные действия в системе местного самоуправления» в объеме 10 часов, где получил свидетельство о краткосрочном повышении квалификации №2871. Таким образом, Советом сельского поселения Аккузевский сельсовет МР Илишевский район РБ не было принято во внимание, что профессиональное образование полученное Салиховым Р.Х. не соответствует указанным требованиям законодательства. В соответствии с п. 11, п. 19 ст. 7 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы, сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов.

Основываясь на вышеизложенное, прокурор Илишевского района просит признать квалификацию Салихова Р.Х. недостаточной для замещения занимаемой должности муниципальной службы, признать бездействие Совета сельского поселения Аккузевский сельсовет муниципального района Илишевский район незаконным.

В ходе судебного заседания помощник прокурора Илишевского района Каримов Р.Р. исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.

Представитель Совета сельского поселения Аккузевский сельсовет Фаррахова И.Р. исковые требования прокурора Илишевского района не признала и показала, что Салихов Р.Х. избран главой сельского поселения 16 марта 2007 года в соответствии со ст. 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставом сельского поселения Аккузевский сельсовет из числа депутатов Совета сельского поселения большинством голосов путем открытого голосования на срок 4 года, то есть, на муниципальных выборах. Устав сельского поселения Аккузевский сельсовет, являющийся правовой основой местного самоуправления, не содержит требование о наличии высшего образования у высшего должностного лица Сельского поселения, то есть, главы сельского поселения.

Глава сельского поселения Аккузевский сельсовет муниципального района Илишевский район Салихов Р.Х. исковые требования прокурора также не признал и показал суду, что главой сельского поселения он впервые избирался в 2004 году, а 16 марта 2007 года на муниципальных выборах члены Совета большинством голосов его повторно избрали главой Сельского поселения сроком на 4 года. Срок его полномочий истекает в марте 2011 года. Главой сельского поселения он избран в соответствии с уставом муниципального образования и ч. 2 ст. 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которые не содержат требования обязательного наличия у главы муниципального образования высшего образования. Ему в настоящее время 59 лет, до пенсии осталось немного больше года. Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» не распространяется на выборных должностных лиц местного самоуправления. Он же был избран на должность главы сельского поселения именно на муниципальных выборах, в связи с чем требования прокурора необоснованны.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с п.п. 1 и 2 ч. 2 ст. 36 вышеназванного Федерального закона, глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава; в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», ст. 1 Закона Республики Башкортостан «О муниципальной службе в Республике Башкортостан», вышеназванные законы направлены на регулирование отношений в сфере муниципальной службы, и не распространяются на статус депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, членов избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса, поскольку указанные лица не являются муниципальными служащими.

Как установлено в ходе судебного заседания, Салихов Р.Х. избран главой сельского поселения Аккузевский сельсовет на первом заседании Совета 25 созыва сельского поселения.

Установлено, что Салихов Р.Х. имеет среднее специальное образование, что подтверждается Свидетельством Министерства сельского хозяйства РСФСР №2626 от 22.09.1979 года об окончании Челябинской школы мастеров сельского строительства. Установлено также, что в период работы в должности главы сельского поселения он прошел краткосрочное обучение в ГОУ ВПО «Башкирская академия государственной службы и управления при президенте РБ» по программам «Совершенствование деятельности органов местного самоуправления РБ» и «Нотариальное законодательство и нотариальные действия в системе местного самоуправления».

Из изложенного выше следует, что квалификационные требования, установленные ст. 7 Закона Республики Башкортостан «О муниципальной службе в Республике Башкортостан», к Салихову Р.Х., занимающему должность главы сельского поселения Аккузевский сельсовет, как лицу, избранному на данную должность на муниципальных выборах, не распространяется, что означает, что наличие у Салихова Р.Х. высшего образования для избрания его на вышеуказанную должность не требовалась.

Салихов Р.Х. со стороны Администрации муниципального района Илишевский район характеризуется положительно, какая-либо претензия к нему по поводу отсутствия у него высшего образования не предъявлена.

Исходя из изложенного, суд для удовлетворения исковых требований прокурора оснований не находит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194, 197, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Прокурору Илишевского района Республики Башкортостан в иске в интересах неопределенного круга лиц к Совету сельского поселения Аккузевский сельсовет муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан и Салихову Равилю Ханифовичу о признании квалификации Салихова Р.Х. недостаточной для замещения должности муниципальной службы и о признании бездействия Совета незаконным отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через районный суд в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме.

Судья Л.Я.Миннебаева