ДЕЛО № 2-320/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«23» мая 2011 года с.Верхнеяркеево
Илишевский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Миннебаевой Л.Я.,
при секретаре Гаязовой А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Башкирского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Урметовский сельсовет муниципального района <адрес> о признании незаконным бездействия, выразившееся в отсутствии разработанной рабочей программы производственного контроля и неосуществлении производственного контроля качества воды, подаваемой населению сел Урметово и Тупеево, и обязании устранить нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения путем разработки рабочей программы производственного контроля и организации производственного контроля качества воды, подаваемой населению сел Урметово и Тупеево,
УСТАНОВИЛ:
Башкирский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Урметовский сельсовет муниципального района <адрес> с иском о признании незаконным бездействия, выразившееся в отсутствии разработанной рабочей программы производственного контроля и неосуществлении производственного контроля качества воды, подаваемой населению сел Урметово и Тупеево и обязании устранить нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения путем разработки рабочей программы производственного контроля и организации производственного контроля качества воды, подаваемой населению сел Урметово и Тупеево, ссылаясь на то, что в результате проведенной проверки установлено, что администрацией сельского поселения Урметовский сельсовет МР <адрес> при организации водоснабжения населения сел Урметово и Тупеево через централизованную систему водоснабжения не разработана рабочая программа контроля качества воды, не организован производственный контроль качества воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети указанных населенных пунктов в соответствии с такой программой. Организация водоснабжения населения в границах поселения, в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», относится к вопросам местного значения поселения. Согласно ст. 8 Закона РБ «О питьевой воде» к ведению органов местного самоуправления в области питьевого водоснабжения относится разработка, утверждение и финансирование программ и мероприятий по организации, содержанию и развитию систем питьевого водоснабжения, улучшению и контролю за качеством питьевой воды.
Основываясь на изложенное выше, Башкирский природоохранный межрайонный прокурор просит признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения Урметовский сельсовет, выразившееся в отсутствии разработанной рабочей программы производственного контроля и неосуществлении производственного контроля качества воды, подаваемой населению сел Урметово и Тупеево и обязании ответчика устранить нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения путем разработки рабочей программы производственного контроля и организации производственного контроля качества воды, подаваемой населению сел Урметово и Тупеево.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Ибраев Н.Н. исковые требования Башкирского природоохранного межрайонного прокурора поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Глава сельского поселения Урметовский сельсовет ФИО3 исковые требования Башкирского природоохранного межрайонного прокурора признал в полном объеме и показал, что Программа производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий на территории сельского поселения Урметовский сельсовет находится на стадии разработки, а производственный контроль качества воды, подаваемой населению сел Урметово и Тупеево, на сегодняшний день действительно не осуществляется.
Представители привлеченного к участию в деле Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РБ в г.г.Нефтекамск, Агидель, Янаул, Дюртюли, Калтасинском, Краснокамском, Дюртюлинском, Илишевском, <адрес>х ФИО1 и ФИО2 исковые требования Башкирского природоохранного межрайонного прокурора поддержали в полном объеме, пояснив, что отсутствие разработанной рабочей программы производственного контроля качества воды, не осуществление такого производственного контроля в нарушение требований санитарных правил создает угрозу жизни или здоровью жителей указанных в исковом заявлении населенных пунктов, угрозу возникновения и распространения заболеваний, то есть, нарушаются права граждан на получение питьевой воды, качество которой обеспечивается путем проведения регулярного производственного контроля; производственный контроль качества питьевой воды осуществляется аккредитованной химико-бактериологической лабораторией на основании заключенного договора
Выслушав прокурора Ибраева Н.Н., главу сельского поселения Урметовский сельсовет ФИО4, представителей Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РБ ФИО1 и ФИО2, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
В силу ч. 2 ст. 39 ГПК РФ, суд принимает признание иска ответчиком, если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
В связи с признанием иска ответчиком, суд принимает признание иска, поскольку оно не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения.
Согласно ст. 8 Закона РБ «О питьевой воде» к ведению органов местного самоуправления в области питьевого водоснабжения относится разработка, утверждение и финансирование программ и мероприятий по организации, содержанию и развитию систем питьевого водоснабжения, улучшению и контролю за качеством питьевой воды.
В соответствии со ст. 18 вышеназванного Закона, качество питьевой воды, получаемой потребителями (гражданами и юридическим лицами), должно соответствовать нормативным требованиям и обеспечивается:
разработкой типовых и рабочих программ, правил контроля за качеством питьевой воды в системах централизованного и нецентрализованного питьевого водоснабжения с учетом местных условий;
осуществлением регулярного производственного лабораторного контроля аттестованными или аккредитованными в установленном порядке лабораториями организаций питьевого водоснабжения в соответствии с нормативными документами (контроль за качеством питьевой воды в системах питьевого водоснабжения, эксплуатируемых организациями, не имеющими собственных лабораторий, осуществляют на договорной основе другие лаборатории, аккредитованные в установленном порядке).
Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. СанПин 2.1.4.1074-01» установлены следующие требования по разработке рабочей программы производственного контроля качества воды и обеспечению такого производственного контроля:
- индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, разрабатывает рабочую программу производственного контроля качества воды в соответствии с правилами, указанными в приложение 1. Рабочая программа согласовывается центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городе или районе и утверждается на соответствующей территории в установленном порядке (пункт 2.4.);
-в соответствии с ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» за качеством питьевой воды должен осуществляться государственный санитарно-эпидемиологический надзор и производственный контроль (пункт 4.1);
- производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе (п.4.2.). Юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети;
-производственный контроль качества питьевой воды в распределительной водопроводной сети проводится по микробиологическим и органолептическим показателям при количестве обслуживаемого населения до 10 тыс. человек с частотой два раза в месяц (пункт 4.5).
- производственный контроль качества питьевой воды в соответствии с рабочей программой осуществляется лабораториями юридических лиц, эксплуатирующих системы водоснабжения, или по договорам с ними лабораториями других организаций, аккредитованными в установленном порядке на право выполнения исследований (испытаний) качества питьевой воды (п.4.7).
В соответствии с указанными выше Правилами, рабочая программа производственного контроля качества питьевой воды должна содержать перечень контролируемых показателей качества воды и их гигиенические нормативы, установленные Санитарными Правилами, методики определения контролируемых показателей, план пунктов отбора проб воды в местах водозабора, перед подачей воды в распределительную сеть водопровода (в резервуаре чистой воды) и в пунктах водозабора наружной и внутренней сети водопровода, количество контролируемых проб воды и периодичность их отбора для лабораторных исследований (испытаний), перечень показателей, определяемых в исследуемых пробах воды, календарные графики отбора проб воды и проведения их исследования (испытания).
Отсутствие разработанной рабочей программы производственного контроля качества воды, не осуществление такого производственного контроля в нарушение требований санитарных правил создает угрозу жизни или здоровью жителей населенных пунктов, угрозу возникновения и распространения заболеваний, то есть, нарушаются права граждан на получение питьевой воды, качество которой обеспечивается путем проведения регулярного производственного контроля.
Судом установлено, что в настоящее время Программа производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий Администрацией сельского поселения Урметовский сельсовет находится лишь на стадии разработки, полностью не разработана и не утверждена.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований Башкирского природоохранного межрайонного прокурора.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194, 197, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Башкирского природоохранного межрайонного прокурора удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения Урметовский сельсовет муниципального района <адрес>, выразившееся в отсутствии разработанной рабочей программы производственного контроля и неосуществлении производственного контроля качества воды, подаваемой населению сел Урметово и <адрес>.
Обязать Администрацию сельского поселения Урметовский сельсовет муниципального района <адрес> устранить нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения путем разработки рабочей программы производственного контроля и организации производственного контроля качества воды, подаваемой населению сел <адрес> и <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ через районный суд в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме.
Судья Л.Я.Миннебаева