дело № 2-529/2011 Определение 09 августа 2011 года с.Верхнеяркеево Илишевский районный суд Республики Башкортостан в составе судьи Ишмухаметовой Л.Р. при секретаре Гаязовой А.Г. рассмотрев материалы гражданского дела по иску прокурора Илишевского района в интересах несовершеннолетней Сагабиеву А.Р. к Администрации муниципального района Илишевский район о признании п.3 постановления главы Администрации муниципального района Илишевский район № от ДД.ММ.ГГГГ недействительным, установил: Прокурор Илишевского района в интересах несовершеннолетней Сагабиевой Альбины Ришатовны обратился в суд к Администрации муниципального района Илишевский район с иском о признании п.3 постановления главы Администрации муниципального района Илишевский район № от ДД.ММ.ГГГГ недействительным, ссылаясь на нижеследующее: п.3 постановления главы Администрации муниципального района Илишевский район № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении опеки над несовершеннолетней Сагабиеву А.Р.» за несовершеннолетней Сагабиеву А.Р. сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>. Закрепление указанного жилого помещения за несовершеннолетней Сагабиевой А.Р. противоречит федеральному законодательству и нарушает право несовершеннолетней на жилье, а именно возможности получить социальное жилье после возникновения права на получение жилья, так как согласно ст.8 Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Несовершеннолетняя Сагабиева А.Р. не имеет собственного жилья. На основании ст.148 Семейного кодекса РФ дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемной семье, имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством при отсутствии жилого помещения. Согласно ст.17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «Об опеке и попечительстве» подопечные не имеют право собственности на имущество опекунов или попечителей, а опекуны или попечители не имеют право собственности на имущество подопечных, в том числе на суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на содержание подопечных социальных выплат. Основываясь на изложенное, прокурор просит признать п.3 постановления главы Администрации муниципального района Илишевский район № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении опеки над несовершеннолетней Сагабиеву А.Р.» недействительным и поставить Сагабиеву А.Р. на учет в качестве нуждающейся в получении социального жилья вне очереди. В судебном заседании помощник прокурора Илишевского района Ибраев Н.Н. отказался от исковых требований, пояснив, что его отказ от иска является добровольным, последствия отказа от иска понимает. Суд принимает отказ истца от иска, поскольку он не противоречит закону, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, отказ от иска заявлен ввиду того, что на настоящее время отсутствуют какие-либо основания для постановки Сагабиевой А.Р. на учет в качестве нуждающейся в получении социального жилья вне очереди. Понятие «отсутствие закрепленного жилья» раскрыто в Определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№-О-О «По жалобе гражданина ФИО2 на нарушение его конституционных прав пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ». Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в соответствии с пунктом 2 статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР (утвержден Верховным Советом РСФСР ДД.ММ.ГГГГ, утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с принятием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации") в качестве основания для внеочередного предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, - по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - предусматривалось отсутствие закрепленного за ними жилого помещения. Таким образом, до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 188-ФЗ единственным основанием для внеочередного предоставления жилых помещений указанным лицам являлось отсутствие у таких лиц жилых помещений на праве собственности либо в социальном найме, а также на праве члена семьи собственника или нанимателя. Жилищный кодекс Российской Федерации, определяя общий порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, связал его с очередностью исходя из времени принятия их на учет (часть 1 статьи 57) и установил исключение для отдельных категорий граждан (часть 2 статьи 57), которым жилые помещения из жилищного фонда социального использования предоставляются вне очереди. Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации к таким категориям отнесены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. При этом, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 376-О-П, предоставление гражданам во внеочередном порядке в соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилых помещений возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49 и часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации). Федеральный законодатель, установивший в Жилищном кодексе Российской Федерации правовое регулирование отношений по внеочередному обеспечению жилыми помещениями, ограничил круг лиц, имеющих право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями из жилищного фонда социального использования, включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: в силу части 2 статьи 49 данного Кодекса жилые помещения предоставляются по договору социального найма - как в порядке очереди, так и вне очереди - только тем гражданам, которые признаны в установленном порядке малоимущими. Одновременно Жилищным кодексом Российской Федерации фактически был расширен перечень оснований признания лиц, относящихся к рассматриваемой категории, нуждающимися в улучшении жилищных условий, поскольку в системной связи с положениями части 1 статьи 51, части 1 и пунктов 1 и 3 части 2 статьи 57 данного Кодекса (и учитывая, что в пункте 2 части 2 его статьи 57 не указаны основания признания их нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как они были указаны в статье 37 Жилищного кодекса РСФСР) оспариваемое заявителем законоположение предполагает, что они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях на общих основаниях - как на основании пункта 1 части 1 статьи 51 (отсутствие у них жилого помещения, занимаемого ими в качестве нанимателя или члена семьи нанимателя по договору социального найма либо на основании права собственности или права члена семьи собственника), который соответствует правовому регулированию, действовавшему до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации, так и на основании пунктов 2 - 4 части 1 статьи 51 (обеспеченность лиц, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; проживание лиц, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности). Таким образом, согласно Определению Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№-О-О, право на внеочередное получение жилых помещений имеют нуждающиеся в улучшении лица из числе детей, оставшихся без попечения родителей, лишь в случае отсутствия у них закрепленного жилого помещения, то есть не являющиеся ни нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи такого нанимателя, ни собственниками жилых помещений или членами семьи такого собственника. По делу установлено, что Сагабиева А.Р. родилась в доме по адресу: <адрес>., где на законных основаниях проживала его мать ФИО3 - дочь ФИО4, несовершеннолетняя ФИО3 является внучкой ФИО4, то членом её семьи, ФИО3 как член семьи после рождения вселена на законных основаниях в жилище ФИО4, следовательно, у несовершеннолетней имеется закрепленное жилье, она проживает в данном жилом помещении, пользуясь всеми правами, какие ей предоставлены Жилищным кодексом РФ, следовательно, на настоящее время нет оснований для постановки ФИО3 на учет в качестве нуждающейся в получении социального жилья вне очереди. Таким образом, отказ от иска прокурора подлежит принятию, производство по делу прекращению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 39,220,221 ГПК РФ, суд определил: Производство по делу по иску прокурора Илишевского района в интересах несовершеннолетней ФИО5 к Администрации муниципального района Илишевский район о признании п.3 постановления главы Администрации муниципального района Илишевский район № от ДД.ММ.ГГГГ недействительным в связи с отказом истца от иска прекратить. Определение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ через районный суд в течение 10 дней со дня вынесения. Судья Ишмухаметова Л.Р.