дело № 2-564/2011 Решение Именем Российской Федерации 26 сентября 2011 года с.Верхнеяркеево Илишевский районный суд Республики Башкортостан в составе судьи Ишмухаметовой Л.Р. при секретаре Гаязовой А.Г. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Яркеевский сельсовет о признании бездействия органа местного самоуправления по обеспечению транспортной безопасности незаконным и об обязании устранить нарушения, установил: <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к Администрации сельского поселения Яркеевский сельсовет с иском о признании бездействия органа местного самоуправления по обеспечению транспортной безопасности незаконным и об обязании устранить нарушения, ссылаясь на нижеследующее: в ведении администрации сельского поселения Яркеевский сельсовет находятся автомобильные дороги в границах населенных пунктов сельского поселения. При этом администрацией сельского поселения меры по оценке уязвимости мостов и автомобильных дорог сельского поселения не приняты, не разработаны планы обеспечения транспортной безопасности. В соответствии сч.1 ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Согласно п.8 ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «16-ФЗ «О транспортной безопасности» специализированные организации в области обеспечения транспортной безопасности – юридические лица, аккредитованные компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Пунктом 9 ст.1 Федерального закона «О транспортной безопасности» установлено, что субъекты транспортной инфраструктуры – юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании. В соответствии с п.п. 5, 7, 7.1 и 8 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения, участие в профилактике терроризма и экстремизма в границах поселения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. В соответствии с п.7 ст.3 Федерального закона №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические и юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно п.п. 1, 6, 7, 9 и 12 ст.13 Федерального закона №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования местного значения, использование автомобильных дорог при организации и проведении мероприятий по гражданской обороне, мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством Российской Федерации, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций на автомобильных дорогах в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления. Согласно ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «16-ФЗ «О транспортной безопасности» на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Согласно п.2 Порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденных приказом Минтранса России № от ДД.ММ.ГГГГ, оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и (или) транспортного средства проводится в целях определения степени защищенности объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. В соответствии с разделами 2, 5, 9 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте» безопасность населения на транспорте – состояние защищенности пассажиров и персонала на транспорте ото актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Реализацию мероприятий по обеспечению безопасности населения на транспорте в полном объеме на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, планируется осуществить в соответствии с требованиями Федерального закона «О транспортной безопасности» после проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, их категорирования, разработки и утверждения планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, что позволит обеспечить проведение эффективных мероприятий с учетом специфики местных условий и определить необходимые затраты с учетом средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств внебюджетных источников. Бездействием администрации сельского поселения Яркеевский сельсовет по исполнению требований Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте» и Федерального закона «О транспортной безопасности» создаются условия для совершения актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности, угрозы техногенного и природного характера. Основываясь на изложенное, прокурор просит признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения Яркеевский сельсовет, выражающееся в непринятии мер для проведения оценки уязвимости мостов и автомобильных дорог населенных пунктов сельского поселения Яркеевский сельсовет от актов незаконного вмешательства, обязать Администрацию сельского поселения Яркеевский сельсовет принять меры по проведению оценки уязвимости мостов и автомобильных дорог населенных пунктов сельского поселения Яркеевский сельсовет от актов незаконного вмешательства и разработать план обеспечения транспортной безопасности автомобильных дорог населенных пунктов сельского поселения Яркеевский сельсовет. В судебном заседании прокурор Гибадуллин Т.З. исковые требования поддержал в полном объеме. Представитель сельского поселения Яркеевский сельсовет ФИО1 исковые требования не признала, пояснив, что для осуществления мероприятий по проведению оценки уязвимости мостов и автомобильных дорог населенных пунктов сельского поселения Яркеевский сельсовет от актов незаконного вмешательства отсутствуют денежные средства. Выслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению. В соответствии сч.1 ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Согласно п.8 ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «16-ФЗ «О транспортной безопасности» специализированные организации в области обеспечения транспортной безопасности – юридические лица, аккредитованные компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Пунктом 9 ст.1 Федерального закона «О транспортной безопасности» установлено, что субъекты транспортной инфраструктуры – юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании. В соответствии с п.п. 5, 7, 7.1 и 8 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения, участие в профилактике терроризма и экстремизма в границах поселения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. В соответствии с п.7 ст.3 Федерального закона №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические и юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно п.п. 1, 6, 7, 9 и 12 ст.13 Федерального закона №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования местного значения, использование автомобильных дорог при организации и проведении мероприятий по гражданской обороне, мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством Российской Федерации, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций на автомобильных дорогах в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления. Согласно ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «16-ФЗ «О транспортной безопасности» на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Согласно п.2 Порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденных приказом Минтранса России № от ДД.ММ.ГГГГ, оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и (или) транспортного средства проводится в целях определения степени защищенности объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. В соответствии с разделами 2, 5, 9 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте» безопасность населения на транспорте – состояние защищенности пассажиров и персонала на транспорте от актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Реализацию мероприятий по обеспечению безопасности населения на транспорте в полном объеме на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, планируется осуществить в соответствии с требованиями Федерального закона «О транспортной безопасности» после проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, их категорирования, разработки и утверждения планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, что позволит обеспечить проведение эффективных мероприятий с учетом специфики местных условий и определить необходимые затраты с учетом средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств внебюджетных источников. Установлено, что в ведении администрации сельского поселения Яркеевский сельсовет находятся автомобильные дороги и мосты в границах населенных пунктов сельского поселения. При этом администрацией сельского поселения меры по оценке уязвимости мостов и автомобильных дорог сельского поселения не приняты, не разработаны планы обеспечения транспортной безопасности. Из пояснений представителя ответчика, меры не приняты в связи с отсутствием у органа местного самоуправления денежных средств. Ни в ходе подготовки дела к судебному разбирательству, ни в ходе рассмотрения дела по существу представителем ответчика не представлены доказательства обращения в компетентные органы с просьбой выделения денежных средств на вышеуказанные цели. Следовательно, налицо бездействие администрации сельского поселения Яркеевский сельсовет. Бездействием администрации сельского поселения Яркеевский сельсовет по исполнению требований Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте» и Федерального закона «О транспортной безопасности» создаются условия для совершения актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности, угрозы техногенного и природного характера. Из изложенного следует, что исковые требования прокурора обоснованные, подлежат удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 197, 198 ГПК РФ, суд решил: Иск прокурора <адрес> удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации Сельского поселения Яркеевский сельсовет муниципального района <адрес>, выразившееся в непринятии мер для проведения оценки уязвимости мостов и автомобильных дорог населенных пунктов сельского поселения Яркеевский сельсовет от актов незаконного вмешательства, обязать Администрацию сельского поселения Яркеевский сельсовет муниципального района <адрес> принять меры по проведению оценки уязвимости мостов и автомобильных дорог населенных пунктов сельского поселения Яркеевский сельсовет от актов незаконного вмешательства и разработать план обеспечения транспортной безопасности автомобильных дорог населенных пунктов сельского поселения Яркеевский сельсовет. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ через районный суд в течение 10 дней со дня вынесения. Судья Ишмухаметова Л.Р.