ДЕЛО № РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «29» сентября 2011 года с.Верхнеяркеево Илишевский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Миннебаевой Л.Я., при секретаре Салимгареевой Л.З., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> Республики Башкортостан в интересах Будудяна В. Т. к Администрации сельского поселения Кадыровский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, о признании бездействия незаконным, УСТАНОВИЛ: Прокурор Илишевского района в интересах Будудяна В. Т. обратился в суд к Администрации сельского поселения Кадыровский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан с иском о признании бездействия, выразившегося в отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий Булудяна В.Т., и обязании Администрации сельского поселения Кадыровский сельсовет поставить на учет Булудяна В.Т. на учет а качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, ссылаясь на то, что Булудян В.Т., будучи участником Великой Отечественной войны, ДД.ММ.ГГГГ обратился в Администрацию СП Кадыровский сельсовет с заявлением о постановке его на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку не имеет своего жилья и вынужден проживать во временном жилье. Однако проведенной проверкой установлено, что Администрацией СП Кадыровский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ Булудяну В.Т. отказано в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на том основании, что он фактически не проживает на территории сельского поселения Кадыровский сельсовет МР Илишевский район. В результате бездействия ответчика не выполняются государственные гарантии в соблюдении интересов гражданина по обеспечению его прав на жилище согласно ст. 40 Конституции РФ, ст. 49 Жилищного кодекса РФ, Указа Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», Постановления Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий» и препятствует реализации Булудяну В.Т. его жилищных прав. Основываясь на вышеизложенное, прокурор <адрес> РБ просит признать бездействие Администрации сельского поселения Кадыровский сельсовет муниципального района <адрес>, выразившееся в отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий Булудяна В.Т., и обязать Администрацию сельского поселения Кадыровский сельсовет муниципального района <адрес> поставить на учет Булудяна В.Т. в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В ходе судебного заседания помощник прокурора <адрес> ФИО1 исковые требования поддержал в полном объеме, пояснив, что Булудян В.Т. не имеет в собственности жилья, будучи участником Великой Отечественной войны 1941-1945 годов имеет право на улучшение своих жилищных условий. Истец Булудян В.Т. поддержал исковые требования прокурора <адрес> и показал суду, что он - уроженец Республики Грузия, является ветераном Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. В 1970-1980 годах он в составе строительной бригады занимался строительством различных объектов на территории <адрес>, в том числе на территории СП Кадыровский сельсовет. В июне 1981 года он зарегистрировался в селе <адрес>, в доме жителей данного села Габдрахмановых, глава данной семьи ФИО3 и сам являлся участником войны. Он фактически не жил по месту регистрации: когда работал, жил в разных селах и деревнях по месту нахождения строящихся объектов, а когда в силу возраста стало невозможным заниматься строительными работами, жил у детей - у дочерей в Грузии и Краснодарском крае, у сына - в <адрес>. И в настоящее время он приехал на заседание суда из Республики Грузия. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Администрацию СП Кадыровский сельсовет с заявлением поставить его на учет, как нуждающегося в улучшении жилищных условий. В тот же день, то есть, ДД.ММ.ГГГГ, после обращения в Администрацию СП Кадыровский сельсовет с заявлением на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, он снялся с учета по адресу: <адрес>, и ДД.ММ.ГГГГ с согласия жительницы <адрес> ФИО5 зарегистрировался в ее доме, расположенном по адресу: <адрес>. И по указанному выше адресу он фактически не проживал и не проживает, а живет у своих детей, в основном, у дочери в Грузии. В июле месяце 2010 года Администрацией СП Кадыровский сельсовет ему отказано в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Просит отказ Администрации СП Кадыровский сельсовет в постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий признать незаконным, обязать Администрацию СП Кадыровский сельсовет поставить его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Глава сельского поселения Кадыровский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан ФИО7 исковые требования прокурора <адрес> не признал и показал суду, что в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями, относится к полномочиям сельских поселений. Истец Булудян В.Т. на территории сельского поселения Кадыровский сельсовет фактически никогда не проживал и не проживает в настоящее время. Ранее, в 1970-1980-х годах, Булудян В.Т. в составе строительной бригады, состоящей из лиц, приехавших из Республик Грузия и Армения, занимался строительством различных объектов на территории <адрес>. Большинство членов бригады в настоящее время уехали к себе на Родину. ДД.ММ.ГГГГ Булудян В.Т. зарегистрировался по адресу: <адрес>. Указанный дом принадлежит вдове участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов ФИО3 ФИО6 Все эти годы Булудян В.Т. фактически ни в указанном доме, ни на территории СП Кадыровский сельсовет не проживал, Администрации сельского поселения неизвестно, где он проживает. Лишь в некоторые годы накануне праздника 9 Мая истец появлялся в селе, проживал два-три дня у своих знакомых и опять уезжал. В мае 2010 года, в очередной приезд истца в село, дочь ФИО6 попросила Булудяна В.Т. сняться с регистрационного учета по вышеуказанному адресу. Булудян В.Т. явился в Администрацию сельского поселения, изъявил желание сняться с регистрационного учета по адресу: <адрес>, о чем написал заявление. ДД.ММ.ГГГГ Булудян В.Т. был снят с учета по указанному выше адресу, и по его просьбе, из чувства уважения к пожилому человеку, являвшемуся участником войны, он попросил жительницу данного же села ФИО2 зарегистрировать ФИО4 в ее жилом доме, на что последняя согласилась. Жилой дом по адресу: <адрес>, принадлежащий ФИО6, имеет общую площадь, равную 50 кв.м. По указанному адресу к моменту обращения Булудяна В.Т. с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, были зарегистрированы два человека - сама ФИО6 и истец Булудян В.Т. Будучи зарегистрированным по данному адресу, учитывая учетную норму площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, равную 14 кв.м. общей площади на одного человека начиная с ДД.ММ.ГГГГ, а до указанного времени составлявшую 12 кв.м., Булудян В.Т. не имел права быть поставленным на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. <адрес> жилого дома, где зарегистрирован истец в настоящее время, то есть, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, составляет 28,7 кв.м. Но с учетом требований ст. 53 ЖК РФ, будучи зарегистрированным по адресу: <адрес>, истец также не может быть поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Согласно действующего жилищного законодательства, нуждающимся в улучшении жилищных условий может быть признан гражданин, обеспеченный жилой площадью менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной сельским поселением, либо жилой дом которого признан непригодным для проживания в случае несоответствия помещения предъявляемым к жилым помещениям требованиям. Истец Булудян В.Т. ни к одной из двух категорий граждан не относится, в связи с чем на его письменное обращение от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ДД.ММ.ГГГГ, с учетом также того обстоятельства, что он фактически не проживает на территории сельского поселения, был дан ответ о том, что он не может быть принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Ссылаясь на вышеизложенное, глава сельского поселения Кадыровский сельсовет ФИО7 просит в удовлетворении исковых требований прокурору <адрес> отказать. Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица Министерства труда и социальной защиты населения РБ на заседание суда не явился. В направленном суду отзыве на исковое заявление прокурора представитель Министерства труда и социальной защиты населения РБ ФИО8 просила о рассмотрении дела в ее отсутствие. Из направленного Министерством труда и социальной защиты населения РБ в адрес суда отзыва на исковое заявление прокурора <адрес> следует, что в <адрес> порядок обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, строго определен Постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий». Ветераны Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, подлежат обеспечению жильем как иные категории граждан, определенные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах». В соответствии с ч.1 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, полномочия по обеспечению жильем категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Формой предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета ветеранов, инвалидов и их семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является предоставление им единовременной социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения удостоверяется свидетельством о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения, которое выдается Министерством труда и социальной защиты населения РБ. В соответствии с п. 5.1 Положения о порядке предоставления единовременной социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий, утвержденным постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ №, при подаче заявления о выдаче свидетельства о предоставлении единовременной социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Для подтверждения нуждаемости в улучшении жилищных условий гражданин-получатель социальной выплаты на приобретение жилого помещения представляет в администрацию муниципального района (городского округа) по месту жительства необходимые следующие документы: копию паспорта получателя социальной выплаты на приобретение жилого помещения и копии паспортов и иных документов, удостоверяющих личности членов его семьи (одновременно предъявляются подлинники документов); копию документа, подтверждающего отнесение гражданина-получателя социальной выплаты на приобретение жилого помещения к одной из льготных категорий в соответствии с разделом 2 настоящего Положения (одновременно предъявляется подлинник документа), справку с места жительства; копию финансового лицевого счета либо иного документа, содержащего сведения об общей и жилой площади жилья; справки из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ и ГУП Центр учета, инвентаризации и оценки недвижимости РБ о наличии или отсутствии в собственности заявителя и членов его семьи жилых помещений; копию страхового свидетельства государственного пенсионного страхования; копию решения органа местного самоуправления и иные документы, подтверждающие признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий. Администрация муниципального района осуществляет проверку указанных документов, в части сохранения нуждаемости в улучшении жилищных условий, согласовывает с территориальным органом Министерства труда и социальной защиты населения РБ по критерию отнесения граждан - получателей социальной выплаты на приобретение жилого помещения к льготной категории. После проверки указанные документы представляются в Министерство труда и социальной защиты населения РБ, который осуществляет проверку представленных документов и организует выдачу свидетельства гражданам, включенным в список граждан - получателей социальной выплаты на приобретение жилого помещения по РБ. При представлении в министерство неполного пакета документов, указанных в п. 5.1 Положения, гражданину, включенному в список граждан - получателей социальной выплаты на приобретение жилого помещения, предлагается в срок, установленный министерством, представить недостающие документы. Министерство труда и социальной защиты населения РБ определено государственным заказчиком и главным распорядителем средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджету РБ на осуществление государственных полномочий РФ по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Тем самым, Министерство труда и социальной защиты населения РБ обязано соблюдать целевое использование средств федерального бюджета, выделяемых на обеспечение жильем льготных категорий граждан. Выслушав помощника прокурора <адрес> ФИО1, истца Булудяна В.Т., главу Администрации СП Кадыровский сельсовет ФИО7, допросив свидетеля ФИО2, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Из материалов дела следует, что Булудян В.Т. действительно является участником Великой Отечественной войны (л.д. 8). В соответствии со ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» и Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является одной из мер социальной поддержки. Согласно п. 6 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством. При получении данного вида социальной поддержки согласно вышеприведенных Указа Президента РФ и Федерального закона обязательным условием является признание ветеранов войны нуждающимися в улучшении жилищных условий. Исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися установлен в ст. 51 Жилищного кодекса РФ. В соответствии с п.п. 1, 2 и 3 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы собственниками жилых помещений и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного человека менее учетной нормы или проживающим в помещении, не отвечающим установленным для жилых помещений нормам; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Согласно Решения Совета СП Кадыровский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ №, учетная норма площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлен в размере не более 14 кв.м. общей площади на одного человека начиная с ДД.ММ.ГГГГ. Из пояснений представителя ответчика, учетная норма площади жилого помещения, исходя из которого определялась уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, ранее, до ДД.ММ.ГГГГ, составлял 12 кв.м. Как установлено в ходе судебного заседания и подтверждается материалами дела, Булудян В.Т. в настоящее время с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу: <адрес>. Общая жилая площадь указанного жилого дома составляет 28,7 кв.м. До указанного времени, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, Булудян В.Т. состоял зарегистрированным в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>. В указанном жилом доме были зарегистрированы сама владелица жилого дома ФИО6 и истец Булудян В.Т., общая площадь указанного жилого дома составляла 50 кв.м, в том числе жилая площадь дома составляла 30 кв.м., что превышала и превышает в настоящее время учетную норму площади жилого помещения по сельскому поселению Кадыровский сельсовет. Как установлено в ходе судебного заседания из пояснений представителя ответчика ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ Булудян В.Т. сам обратился с заявлением о снятии его с регистрационного учета по вышеуказанному адресу. Согласно п. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом или федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан. В соответствии с частями 4 и 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. Как установлено в ходе судебного заседания, и данное обстоятельство сторонами не оспаривалось, по сельскому поселению Кадыровский сельсовет в целях обеспечения условий для осуществления гражданами права на жилище в соответствии со ст. 50 ЖК РФ установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека, а с ДД.ММ.ГГГГ - в размере 14 кв.м. Вышеприведенные обстоятельства позволяют суду прийти к выводу о том, что Булудян В.Т. не может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и не подлежит обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета согласно ФЗ «О ветеранах» и Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, хотя и является ветераном Великой Отечественной войны. В силу ст. 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Суд не соглашается с доводами прокурора о том, что Булудян В.Т. был вынужден был сняться с регистрационного учета по адресу: <адрес>, в связи с чем на него не распространяется положения ст. 53 ЖК РФ, поскольку в подтверждение данного довода какие-либо доказательства прокурором не представлены. Наоборот, из показаний представителя ответчика и самого истца Булудяна В.Т. следует, что он сам лично обратился с заявлением в Администрацию сельского поселения о снятии его с регистрационного учета по адресу: <адрес>. Несостоятельны также доводы прокурора об отсутствии жилья у Булудяна В.Т., поскольку в подтверждение данного довода им также доказательства не приведены. В ходе судебного заседания также установлен факт не проживания истца в <адрес>. Данный факт подтвержден показаниями самого Булудяна В.Т., показаниями представителя ответчика, а также показаниями свидетеля ФИО2, показавшей суду, что она по просьбе Булудяна В.Т. согласилась зарегистрировать его в своем жилом доме, она ранее знала его, поскольку Булудян В.Т. в составе строительной бригады занимался строительством различных объектов в их колхозе, иногда жил в ее доме, она готовила строителям еду, стирала их одежду. Со дня регистрации в ее доме Булудян В.Т. не появлялся, фактически по указанному адресу он не проживает. В силу изложенного, учитывая то, что орган местного самоуправления правильно отказал истцу Булудяну В.Т. в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора <адрес> о признании бездействия Администрации СП Кадыровский сельсовет, выразившегося в отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении и жилищных условий Булудяна В.Т., и обязании Администрации сельского поселения Кадыровский сельсовет поставить на учет Булудяна В.Т. на учет а качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, необоснованны и не подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: <адрес> Республики Башкортостан в иске в интересах Булудяна В. Т. к Администрации сельского поселения Кадыровский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о признании бездействия, выразившегося в отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении и жилищных условий Булудяна В.Т., и обязании Администрации сельского поселения Кадыровский сельсовет поставить на учет Булудяна В.Т. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через районный суд в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме. Судья Л.Я.Миннебаева