Об оспаривании неправомерного решения главы сельского поселения Яркеевский сельсовет



                  ДЕЛО № 2-641/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«01» февраля 2011 года              с.Верхнеяркеево

Илишевский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Миннебаевой Л.Я.,

при секретаре     Салимгареевой Л.З.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Газетдиновой Ф. Ф. об оспаривании      отказа Администрации сельского поселения Яркеевский сельсовет Муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан в постановке на учет как нуждающуюся в улучшении жилищных условий,     

УСТАНОВИЛ:

Газетдинова Ф.Ф. обратилась      в суд с заявлением об оспаривании       решения отказа администрации сельского поселения Яркеевский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан      в постановке на учет как нуждающуюся в улучшении жилищных условий, указывая, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ. В начале ноября 2010 года она обратилась к главе СП Яркеевский сельсовет с заявлением о принятии ее на учет как нуждающуюся в улучшении жилищных условий и получения жилищного сертификата, как вдова участника войны в соответствии с законом «О ветеранах», однако, ей было отказано в постановке на учет в связи с тем, что она имеет жилье.     ДД.ММ.ГГГГ она снова обратилась с аналогичным заявлением к главе сельского поселения Яркеевский сельсовет ФИО07, где указывала все обстоятельства своего положения, однако снова получила письмо-ответ за подписью ФИО07 об отказе в принятии на учет как нуждающуюся в улучшении жилищных условий с указанием на отсутствие законных оснований.     Считает, что решение главой сельского поселения принято с грубым нарушением действующего законодательства, без учета всех объективных обстоятельств и ущемляет ее конституционные права и права, предоставленные ей законом «О ветеранах». Действительно, она проживала в квартире, принадлежащей дочери ФИО4, расположенной по адресу: <адрес>. Данная квартира была предоставлена ее дочери на основании решения исполкома <адрес> Совета народных депутатов БАССР в период работы в РК КПСС на должности библиотекаря. Когда дочь вышла замуж и уехала в <адрес>, в этой квартире прописались и остались жить дети старшего сына. В то время она сама проживала в деревне <адрес>, которая в начале 80-х годов была ликвидирована как неперспективная деревня. Их дом был ветхий, поэтому сыновья его снесли и построили каждый себе свой дом в <адрес>. Вначале она думала, что будет жить с сыновьями, но в связи с возникшими разногласиями ей пришлось переехать в <адрес> в квартиру дочери по вышеуказанному адресу, где она проживала до июля месяца 2011 года. В начале 90-х годов, когда началась приватизация жилья, квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, оформили на нее. Но с истечением времени и ее преклонным возрастом, дочь попросила переоформить квартиру на себя (возвратить) и на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ квартира перешла снова в собственность дочери. В настоящее время дочь ФИО4 данную квартиру продает, а она - вдова участника войны, фактически оставшаяся без жилья, вынуждена искать место для проживания. Решение Администрации сельского поселения Яркеевский сельсовет ущемляет ее конституционные права. Как вдова участника войны имеет право на обеспечение жильем и пользоваться всеми благами и льготами для ветеранов Великой Отечественной войны в соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.             Основываясь на вышеизложенное, Газетдинова Ф.Ф.      просит обязать главу     Администрации сельского поселения Яркеевский сельсовет муниципального района <адрес> отменить незаконное решение об отказе его в принятии ее на учет как нуждающуюся в получении жилья и поставить на учет и в соответствии со ст. 2 ЖК РФ обеспечить условия для осуществления ее права на жилище, используя бюджетные средства.     

В ходе судебного заседания заявитель Газетдинова Ф.Ф. и ее представители ФИО4 и ФИО15 заявление      поддержали в полном объеме.

Заявитель Газетдинова Ф.Ф. показала суду, что является вдовой участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов ФИО1 Ее супруг умер в 1972 году. Ранее они с супругом проживали в <адрес>. В 1980-х годах, когда данная деревня была ликвидирована, она начала проживать со своими сыновьями, но ввиду…     Квартира <адрес> принадлежит ее дочери: данная квартира была предоставлена ей в.. году в период ее работы в Илишевском РК КПСС. Когда дочь вышла замуж и уехала из <адрес>, в данной квартире осталась проживать она, желая сохранить квартиру дочери, она данную квартиру приватизировала на свое имя. В 2004 году по догоовру дарения она подарила квартиру обратно дочери, в настоящее время ФИО4 является собственником квартиры и желает ее продать. Она вынуждена была сняться с учета по данному адресу и зарегистрироваться у знакомых по адресу: <адрес>. Таким образом, в случае продажи дочерью квартиры, где она в настоящее время проживает, она останется на улице. Просит удовлетворить ее заявление.        

Представитель Газетдиновой Ф.Ф. по доверенности ФИО4 показала суду, что ее отец ФИО1 являлся     участником      Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. В настоящее мать Газетдинова Ф.Ф. проживает в квартире, собственником которой является она.     Жилая квартира по адресу: <адрес>, в период ее работы в Илишевском РК КПСС решением исполкома Илишевского райсовета от ДД.ММ.ГГГГ была предоставлена ей. После замужества она уехала в <адрес>, при этом в квартиру вселила свою мать Газетдинову Ф.Ф. В 1993 году мать приватизировала квартиру на свое имя. В 2004 году мать оформила договор дарения на ее имя. Теперь, когда ее дети выросли и возникла необходимость обеспечить их самостоятельным жильем, она хочет продать данную квартиру, а на вырученные деньги хочет приобрести детям жилье в <адрес>.     В настоящее мать снялась с регистрационного учета     по вышеуказанному адресу,     и зарегистрировалась у знакомых по адресу: <адрес>, поскольку одним из условий покупателей квартиры является отсутствие там зарегистрированных лиц. До оформления договора купли-продажи квартиры мать будет проживать в квартире, а потом останется на улице. Она имеет право, как вдова участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, на жилое помещение в соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ          «Об обеспечении жильем Ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» и Федеральным законом «О ветеранах».     Мать дважды обращалась     в Администрацию СП Яркеевский сельсовет с заявлением о принятии ее на учет как нуждающуюся в улучшении жилищных условий, однако в постановке на учет ей было отказано.      Решение об отказе в постановке на учет считает необоснованным, поскольку действия     Администрации СП Яркеевский сельсовет нарушают права ее матери на получение ею     жилья за счет средств федерального бюджета.

Представитель Администрации сельского поселения Яркеевский сельсовет муниципального района <адрес>      Республики Башкортостан ФИО5 заявление Газетдиновой Ф.Ф. не признала и показала суду, что в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»     обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями, относится к полномочиям сельских поселений. Заявитель     Газетдинова Ф.Ф. действительно проживает на территории сельского поселения Яркеевский сельсовет, является вдовой участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов ФИО1     СТОП ДД.ММ.ГГГГ         в Администрацию сельского поселения Яркеевский сельсовет поступило     заявление от имени ФИО3 о принятии его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, подписанное не им самим. Учитывая то обстоятельство, что ФИО3 с супругой зарегистрированы и     проживают в доме, расположенном по адресу: <адрес>, имеющим общую площадь 46,4 кв.м,     отсюда обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляет 23,2 кв.м., что более учетной нормы, установленной органом местного самоуправления сельского поселения Яркеевский сельсовет в размере 12 кв.м, в удовлетворении заявления ФИО3 было отказано. Кроме того, жилой дом, где зарегистрирован и проживает ФИО3, был обследован межведомственной комиссией, назначенной распоряжением главы Администрации муниципального района, к компетенции которой отнесена оценка соответствия жилых домов установленным требованиям. Вышеуказанная комиссия, обследовав жилой дом, где проживает ФИО3 в его присутствии и присутствии его сына ФИО2,      приняла решение в виде Заключения о признании указанного жилого дома     пригодным      для дальнейшего проживания. Кроме того, на бюджетные средства летом 2010 года      указанному дому был произведен ремонт - окна дома были заменены на пластиковые.

Выслушав заявителя Газетдинову Ф.Ф. и ее представителей ФИО4 и ФИО15, представителя Администрации СП Яркеевский сельсовет ФИО5,     допросив свидетелей ФИО14 и ФИО06,     исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 6 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Из материалов дела следует, что     ФИО1       действительно являлся участником      Великой Отечественной войны 1941-1945 годов (л.д. 20).

Согласно свидетельству о браке сери II-АО от ДД.ММ.ГГГГ, Газетдинова Ф.Ф. и ФИО1 вступили в брак ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12). СТОП

ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратился к главе СП Яркеевский сельсовет с заявлением о принятии его на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий (л.д. 7).

Решением комиссии по социальным вопросам при Администрации СП Яркеевский сельсовет и межведомственной комиссии, назначенной распоряжением главы Администрации МР <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 в постановке на учет, как нуждающийся в улучшении жилищно-бытовых условий, отказано.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 сообщено о том, что ему в постановке на учет, как нуждающийся в улучшении жилищно-бытовых условий, отказано на том основании, что обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляет 23,2 кв.м. (л.д. 8).

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» и Федеральным законом «О ветеранах», обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий,       является одной из мер социальной поддержки.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 15 ФЗ «О ветеранах» обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона.

П. 2 ч. 3 ст. 23.2 вышеназванного Федерального закона предусматривает обеспечение жильем инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на указанную меру социальной поддержки.

Таким образом, при получении данного вида социальной поддержки согласно вышеприведенных Указа Президента РФ и Федерального закона обязательным условием является признание      инвалидов и участников войны нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Согласно п. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом или федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан.

Исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися установлен в ст. 51 Жилищного кодекса РФ.

В соответствии с п.п. 1, 2 и 3 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы собственниками жилых помещений и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного человека менее учетной нормы или проживающим в помещении, не отвечающим установленным для жилых помещений нормам;            

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Как установлено в ходе судебного заседания и подтверждается материалами дела, ФИО3 проживает в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>.

Собственником указанного жилого дома является ФИО2 - сын заявителя ФИО3, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15).     <адрес> указанного жилого дома составляет 46,6 кв.м,

Согласно выписке из похозяйственной книги Администрации СП Яркеевский сельсовет, по адресу: <адрес>,       зарегистрированы и проживают ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ и его супруга ФИО13 с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с частями 4 и 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Как установлено в ходе судебного заседания, Постановлением главы Администрации муниципального образования Яркеевский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ , в <адрес> учетная норма площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлена в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.

Отсюда, обеспеченность общей жилой площадью на одного члена семьи заявителя составляет 23,2 кв.м., что превышает учетную норму площади жилого помещения по сельскому поселению Яркеевский сельсовет.

Жилищный кодекс РФ относит к полномочиям органов государственной власти РФ определение оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания; признает жилым помещением изолированное жилое помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства); делегирует Правительству Российской Федерации полномочия по установлению порядка признания жилого помещения непригодным для проживания, а многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (статьи 12, 15, 32).

Правительство Российской Федерации, реализуя предоставленные ему полномочия, Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ утвердило Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно пункту 33 данного Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, в частности вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельных его частей эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.     

Оценку соответствия жилых домов (жилых помещений) установленным требованиям проводит межведомственная комиссия, которая по результатам своей работы принимает решение в виде заключения о признании жилых домов (жилых помещений) пригодными либо пригодными для проживания, либо пригодными для проживания после проведения капитального ремонта (пункты 42-48 Положения).

Из Акта     обследования жилого помещения, где зарегистрирован и проживает заявитель, от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного Межведомственной комиссией в составе: председателя ФИО12 - заместителя главы администрации МР, ФИО11 - директора МУП «Архитектурно-планировочное бюро», ФИО10 - начальника ОГПН, ФИО09 - начальника Илишевского территориального участка Дюртюлинского межрайонного филиала ГУП БТИ РБ, ФИО08 - директора МУП «Илишевский ОКС», ФИО18 - начальника отдела труда и социальной защиты населения Минтруда РБ по <адрес>,       ФИО07 - главы СП Яркеевский сельсовет, при участии собственника жилого дома ФИО2, дом бревенчатый, 1961 года постройки, фундамент бетоно-литочный, материал кровли - оцинкованное железо, износ дома составляет 55 %, произведен ремонт, окна заменены на пластиковые, условия проживания хорошие, водопровод, канализация имеется, отопление газовое, туалет находится внутри помещения, имеются хозяйственные постройки: баня, сарай, гараж, санитарно-гигиенические условия в доме соблюдаются.

Как следует из вышеприведенного Акта и Заключения     Межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, дом по <адрес>, признан     пригодным для проживания.

Вышеприведенные обстоятельства позволяют суду прийти к выводу о том, что Администрацией СП Яркеевский сельсовет ФИО3 не мог быть признан     нуждающимся в улучшении жилищных условий.     

Суд не соглашается с доводами представителя заявителя о том, что его отец не имеет в собственности жилья, он проживает в доме, принадлежащем иному лицу, то есть, ему, в связи с чем Администрация сельского поселения Яркеевский сельсовет неправомерно отказала в постановке его на учет, как нуждающегося в улучшении жилищных условий.     

Ст. 51 Жилищного кодекса РФ не предусматривает в качестве основания для признания лица нуждающимся в жилье     отсутствие в его собственности жилья, а предусматривает отсутствие жилья, которым он мог бы пользоваться.     

ФИО3, будучи отцом ФИО2 - собственника жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, проживает в указанном доме, пользуется им, зарегистрирован там с момента постройки и вселения, обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы, после отчуждения дома своему сыну не стал выселяться оттуда, а продолжает проживать в доме, сын не возражал и не возражает проживанию отца в данном доме, что им не оспаривается.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу     о необоснованности требований ФИО3 о признании     отказа администрации сельского поселения Яркеевский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан     в постановке его на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконным.      

На основании изложенного, руководствуясь ст. 254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    ФИО3 в удовлетворении заявления об оспаривании отказа Администрации сельского поселения Яркеевский сельсовет <адрес> Республики Башкортостан      в постановке на учет, как нуждающегося в жилом помещении, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через районный суд в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме.

Судья        Л.Я.Миннебаева