О признании бездействия незаконным



Решение

Именем Российской Федерации

08 июня 2010 года с.Верхнеяркеево

Илишевский районный суд Республики Башкортостан в составе судьи Ишмухаметовой Л.Р.

при секретаре Мухсиновой Ф.Р.

            рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ... в интересах неопределенного круга лиц к МОУ СОШ ... муниципального района ... о признании бездействия незаконным и возложении обязанности разработать нормативы предельно допустимых выбросов,

установил:

... в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к МОУ СОШ ... муниципального района ... с иском о признании бездействия незаконным и возложении обязанности разработать нормативы предельно допустимых выбросов, ссылаясь на нижеследующее: произведенной Дата обезличена года в МОУ СОШ ... проверкой выявлено, что для обогрева зданий и помещений школы используются котлы марки КСО-100, работающие на газовом топливе, выброс вредных (загрязняющих) веществ, образующихся в результате сгорания газового топлива (азота диоксид, азота оксид, бензопирена) в атмосферный воздух от стационарных источников (котлов) осуществляется в отсутствие нормативов предельно допустимых выбросов без специального разрешения, что является нарушением ч.1 ст.14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от Дата обезличена года Номер обезличенФЗ.

В судебном заседании заместитель прокурора ... ФИО2 исковые требования поддержал в полном объеме.

Директор МОУ СОШ ... ФИО4 исковые требования признала, пояснила, что школой эксплуатировались газовые котлы заводского изготовления, имеющие сертификаты, номера, котлы были проверены начальником Нефтекамского территориального отдела Приуральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО3 Дата обезличена года и выдан паспорт готовности к работе в осенне-зимний период на 2009-2010 годы. При этом до выдачи паспорта готовности не было предъявлено требование о проведении инвентаризации выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, о разработке проекта предельно-допустимых выбросов, о получении разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, хотя начальник Нефтекамского территориального отдела Приуральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО3 является должностным лицом, ответственным в том числе за осуществление экологического надзора. Она как директор школы не знала, что требуется разработать нормативы предельно допустимых выбросов. В настоящее время между школой и ООО «Кондор»  заключен договор на разработку проекта предельно-допустимых выбросов в атмосферный воздух, после чего будет получено разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Выслушав представителей истца, ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от Дата обезличена N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" под загрязнением атмосферного воздуха понимается поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, а под вредным физическим воздействием на атмосферный воздух - вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, на здоровье человека и окружающую природную среду. Под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь указанных веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду.

В ст.12 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" определено, что в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются нормативы выбросов загрязняющих веществ. Нормативы выбросов в атмосферный воздух устанавливает уполномоченный федеральный орган.

Согласно п.1 ст.14 указанного Закона допускается выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Пунктом 3 данной статьи предусмотрено, что вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.22 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от Дата обезличена года Номер обезличенФЗ юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха.

В соответствии со ст.22 Федерального закона от Дата обезличена N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц устанавливаются нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещения.

В соответствии с п.1 ст.23 указанного Закона нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду.

Согласно п.4 ст.23 выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов в окружающую природную среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Пунктом 6.8 Положения о Межрегиональном территориальном управлении технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) по Центральному федеральному округу закреплены полномочия государственного надзора и контроля в сфере охраны окружающей среды (в том числе в области обращения с отходами производства и потребления). Пунктом 7.4.4. данного Положения установлено, что МТУ Ростехнадзора по ЦФО выдает разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух.

Таким образом, установлено, что поскольку согласно Устава МОУ СОШ с. ..., МОУ СОШ ... является юридическим лицом, то образовательное учреждение обязано соблюсти требования Федеральных законов «Об охране атмосферного воздуха», «Об охране окружающей среды", при наличии в помещениях образовательного учреждения источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух образовательное учреждение вправе осуществлять выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками при наличии нормативов допустимых выбросов на основании специального разрешения.

Отсюда исковые требования прокурора обоснованные, подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 197, 198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск прокурора ... удовлетворить.

            Признать незаконным бездействие МОУ СОШ ... района Республики Башкортостан, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению нормативов предельно допустимых выбросов из стационарных источников в атмосферный воздух.

Обязать МОУ СОШ ... района Республики Башкортостан разработать и утвердить нормативы предельно допустимых выбросов из стационарных источников в атмосферный воздух..

            МОУ СОШ ... района Республики Башкортостан в связи с имущественной несостоятельностью от уплаты государственной пошлины освободить.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд ... через районный суд в течение 10 дней со дня вынесения.

            Судья Ишмухаметова Л.Р.

            Копия верна:

            Судья Илишевского районного

            суда Республики Башкортостан Ишмухаметова Л.Р.