ДЕЛО № 2-593/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «03» ноября 2011 года с.Верхнеяркеево Илишевский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Миннебаевой Л.Я., при секретаре Мухсиновой Ф.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ахияровой Ф. Н. к Администрации сельского поселения Яркеевский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и признании за ней права на постановку на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, УСТАНОВИЛ: ФИО2 обратилась в суд к Администрации сельского поселения Яркеевский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан с иском о признании отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным и признании за ней права на постановку на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, ссылаясь на то, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов ……., 19… года рождения, умершего …… года, проживает по адресу: <адрес>, и нуждается в улучшении жилищных условий. В соответствии с положениями Федерального закона «О ветеранах» вдовы инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета вне зависимости от времени постановки их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий при полном их соответствии критериям, установленным ст. 21 вышеназванного Федерального закона. Согласно заключения о техническом состоянии строительных конструкций <адрес> жилого <адрес> в <адрес>, выданного ГУП институт «БашНИИстрой», состояние строительных конструкций ее квартиры оценивается как «недопустимое», то есть, существует опасность для пребывания людей и сохранности оборудования. Она ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Администрацию СП Яркеевский сельсовет с заявлением о постановке ее на учет как нуждающуюся в улучшении жилищных условий, однако письмом главы Администрации сельского поселения Яркеевский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий. Администрацией СП Яркеевский сельсовет вышеназванное заключение не принято во внимание, а в обоснование отказа в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий ответчик привел заключение Межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, признавшей ее квартиру пригодной для дальнейшего проживания. Фактически ее квартира не пригодна к проживанию. Стены дома деформированы, крыша протекает, полы дома имеют большой уклон. Техническое состояние фундамента ограниченно работоспособное. Основываясь на вышеизложенное, ФИО2 просит признать отказ Администрации сельского поселения Яркеевский сельсовет муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным и признать за ней право на постановку на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Истица ФИО2, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, на заседание суда не явилась, судом определено о рассмотрении дела в ее отсутствие. В ходе судебного заседания представитель истца ФИО2 по доверенности ФИО12 исковые требования ФИО2 поддержала в полном объеме и пояснила, что ФИО2 является вдовой участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов …., умершего в ….году; квартира, где проживает истица, не пригодна для проживания, поскольку стены дома деформированы, крыша дома протекает, полы дома имеют большой уклон. ФИО2 имеет право, как вдова участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, на жилое помещение в соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жильем Ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Первоначально ФИО2 обратилась в Администрацию СП Яркеевский сельсовет с заявлением о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий ДД.ММ.ГГГГ, однако Администрация сельского поселения письмом от ДД.ММ.ГГГГ отказала ей в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 повторно обратилась к ответчику с заявлением о постановке ее на учет как нуждающуюся в улучшении жилищных условий, приложив к заявлению Заключение о техническом состоянии строительных конструкций <адрес> жилого <адрес> в <адрес>, выданное ГУП институт «БашНИИстрой», согласно которого состояние строительных конструкций ее квартиры оценивается как «недопустимое». Из письма главы Администрации сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ в принятии ФИО2 на учет, как нуждающуюся в улучшении жилищных условий, было отказано. Квартира, где в настоящее время проживает ФИО2, фактически не пригодна для проживания. Ссылаясь на изложенное, представитель ФИО2 по доверенности ФИО12 просит признать незаконным отказ Администрации СП Яркеевский сельсовет в постановке на учет ФИО2 как нуждающуюся в улучшении жилищных условий и признать за ней право на постановку на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Представитель Администрации сельского поселения Яркеевский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан ФИО1 исковые требования ФИО2 не признала и показала суду, что в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями, относится к полномочиям сельских поселений. Истец ФИО2 действительно проживает на территории сельского поселения Яркеевский сельсовет, является вдовой участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов …… ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в Администрацию сельского поселения с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ квартира, где проживает ФИО2, была обследована межведомственной комиссией, назначенной постановлением главы сельского поселения Яркеевский сельсовет № от ДД.ММ.ГГГГ, к компетенции которой отнесена оценка соответствия жилых домов установленным требованиям. Вышеуказанная комиссия, обследовав жилую квартиру ФИО2 в ее присутствии, приняла решение в виде Заключения о признании жилой квартиры ФИО2 пригодной для дальнейшего проживания. Межведомственная комиссия установила процент износа <адрес> %, признала жилое помещение пригодным для проживания граждан и указала на необходимость проведения ремонта дома. <адрес> жилого помещения, где истица проживает и зарегистрирована, превышают учетную норму площади жилого помещения, установленную по сельскому поселению в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека. Определение пригодности либо непригодности жилого помещения для проживания определяет Межведомственная комиссия. Вышеуказанная комиссия, обследовав жилой дом ФИО2 в ее присутствии, приняла решение в виде заключения о признании жилого дома ФИО3 пригодным для дальнейшего проживания. Для признания неправомерными Акта обследования помещения ДД.ММ.ГГГГ и Заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, определившего жилую квартиру истицы пригодной для проживания, основания не имеются, поскольку квартира истца обследована Межведомственной комиссией, назначенной в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно вышеназванного Положения (п.7), признание помещения (жилого дома) пригодным либо непригодным для проживания граждан осуществляется именно межведомственной комиссией на основании оценки соответствия помещения установленным требованиям. Согласно действующего жилищного законодательства, нуждающимся в улучшении жилищных условий может быть признан гражданин, обеспеченный жилой площадью менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной сельским поселением, либо жилой дом которого признан непригодным для проживания в случае несоответствия помещения предъявляемым к жилым помещениям требованиям. ФИО2 ни к одной из двух категорий граждан не относится, в связи с чем на ее письменные обращения от ДД.ММ.ГГГГ год и от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, были даны ответы о том, что она не может быть принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Выслушав представителя истца ФИО2 по доверенности ФИО12, представителя Администрации СП Яркеевский сельсовет ФИО1, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В <адрес> порядок обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, строго определен Постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий». Вдовы участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, подлежат обеспечению жильем как иные категории граждан, определенные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» (ст. 21). Согласно п. 6 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством. В соответствии с п.п. 1, 2 и 3 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы собственниками жилых помещений и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного человека менее учетной нормы или проживающим в помещении, не отвечающим установленным для жилых помещений нормам; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Как установлено в ходе судебного заседания и подтверждается материалами дела, ФИО2 проживает в жилой квартире, расположенной по адресу: <адрес>. Истец является собственником указанной жилой квартиры, что подтверждается регистрационным удостоверением на право собственности от ДД.ММ.ГГГГ и договором передачи жилых квартир в совместную собственность. <адрес> указанного жилого помещения составляет 33,6 кв.м, в том числе жилая площадь составляет 24,6 кв.м., что превышает учетную норму площади жилого помещения по сельскому поселению Яркеевский сельсовет. ИСТРЕБОВАТЬ У ФИО12 Согласно свидетельства о браке …… АО № от …..ДД.ММ.ГГГГ, …. и ФИО2 вступили в брак …..ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10). Из материалов дела следует, что …. действительно является участником Великой Отечественной войны (л.д. 16-17). Из свидетельства о смерти I-АР №, выданного Отделом ЗАГС по <адрес>, ФИО4 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12). Жилищный кодекс РФ относит к полномочиям органов государственной власти РФ определение оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания; признает жилым помещением изолированное жилое помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства); делегирует Правительству Российской Федерации полномочия по установлению порядка признания жилого помещения непригодным для проживания, а многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (статьи 12, 15, 32). Правительство Российской Федерации, реализуя предоставленные ему полномочия, Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № утвердило Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Согласно пункту 33 данного Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, в частности вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельных его частей эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. Оценку соответствия жилых домов (жилых помещений) установленным требованиям проводит межведомственная комиссия, которая по результатам своей работы принимает решение в виде заключения о признании жилых домов (жилых помещений) пригодными либо пригодными для проживания, либо пригодными для проживания после проведения капитального ремонта (пункты 42-48 Положения). В соответствии со ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» и Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является одной из мер социальной поддержки. При получении данного вида социальной поддержки согласно вышеприведенных Указа Президента РФ и Федерального закона обязательным условием является признание членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников войны нуждающимися в улучшении жилищных условий. Исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися установлен в ст. 51 Жилищного кодекса РФ. Согласно п. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом или федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан. В соответствии с частями 4 и 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. Как установлено в ходе судебного заседания, и данное обстоятельство сторонами не оспаривалось, по сельскому поселению Яркеевский сельсовет в целях обеспечения условий для осуществления гражданами права на жилище в соответствии со ст. 50 ЖК РФ установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека. Судом установлено, что истец ФИО2 является собственником жилой квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. В указанной жилой квартире ФИО2 зарегистрирована и проживает одна. <адрес> жилого дома составляет 33,6 кв.м, в том числе, жилая площадь составляет 24,6 кв.м. Указанный дом признан отвечающим установленным для жилых помещений требованиям. Вышеприведенные обстоятельства позволяют суду прийти к выводу о том, что ФИО2 не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и не подлежит обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета согласно ФЗ «О ветеранах» и Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, хотя и является вдовой участника Великой Отечественной войны. Суд не может согласиться с доводами представителя истца ФИО2 по доверенности ФИО12 о том, что непригодность жилого помещения ФИО2 для проживания доказывается Заключением о техническом состоянии строительных конструкций <адрес> жилого <адрес> в <адрес>, выданного ГУП институт «БашНИИстрой», согласно которого состояние строительных конструкций квартиры истца оценивается как «недопустимое», поскольку ее доводы опровергаются Актом обследования жилого помещения ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного Межведомственной комиссией в составе: председателя ФИО5 - главы администрации СП Яркеевский сельсовет, членов комиссии: ФИО6 - заместителя главы Администрации сельского поселения, ФИО1 - специалиста по делам молодежи, ФИО7 - управляющей делами сельского поселения, ФИО9 - главного архитектора района, ФИО10 - директора МУП «Архитектурно-планировочное бюро», ФИО8 - начальника Илишевского территориального участка Дюртюлинского межрайонного филиала ГУП БТИ РБ, ФИО11 - директора МУП «Илишевский ОКС», при участии собственника жилой квартиры. Как следует из вышеприведенного Акта, Межведомственной комиссией рекомендовано проведение ремонта для дальнейшего проживания. Межведомственной комиссией после обследования жилой квартиры ФИО2 в ее присутствии, принято решение в виде Заключения о признании жилой квартиры ФИО2 пригодной для дальнейшего проживания. У суда нет оснований не доверять вышеназванным Акту обследования помещения и Заключения о признании жилого помещения пригодным для проживания, поскольку что все члены комиссии при осмотре жилого дома ФИО2 присутствовали, что подтверждается их подписями, закрепленными печатями соответствующих служб, в связи с чем не доверить заключению межведомственной комиссии суд оснований нее находит. Кроме того, в ходе обследования жилого помещения ДД.ММ.ГГГГ участвовали начальник Илишевского территориального участка Дюртюлинского межрайонного филиала ГУП БТИ РБ ФИО8, главный архитектор района ФИО9, директор МУП «Архитектурно-планировочное бюро» ФИО10, директор МУП «Илишевский ОКС» ФИО11, правильно определившие техническое состояние строительных конструкций и жилой квартиры (дома) в целом, физический износ квартиры. Согласно п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством относится к вопросам местного значения поселения. В силу ст. 52 Жилищного кодекса РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства; с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В связи с тем, что орган местного правильно отказал истцу в постановке на учет нуждающихся жилищных условий, суд приходит к выводу о том, что исковые требования ФИО2 о признании отказа в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении незаконным и признании права на постановку на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении необоснованны и не подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: ФИО2 в иске к Администрации сельского поселения Яркеевский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о признании отказа в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении незаконным и признание за ней права на постановку на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через районный суд в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме. Судья Л.Я.Миннебаева