2-63/20121 по иску Кашаповой Х.А. к Администрации сельского поселения Кужбахтинский сельсовет муниципального района Илишевский район о признании неправомерным отказ в постановке на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий



дело № 2-63/2012

Решение

Именем Российской Федерации

19 марта 2012 года                                                                      с.Верхнеяркеево

Илишевский районный суд Республики Башкортостан в составе судьи Ишмухаметовой Л.Р.

при секретаре Гаязовой А.Г.

рассматривая в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кашаповой Халисы Аухадиевны к Администрации сельского поселения Кужбахтинский сельсовет муниципального района Илишевский район о признании неправомерным отказ в постановке на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий,

установил:

Истец Кашапова Халиса Аухадиевна обратилась в суд к Администрации сельского поселения Кужбахтинский сельсовет муниципального района Илишевский район с иском о признании неправомерным отказ в постановке на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий со ссылкой на нижеследующее:

она, Кашапова Х.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вдова умершего ДД.ММ.ГГГГ участника Великой Отечественной войны ФИО2, зарегистрирована и проживает в жилом доме, расположенном в <адрес>, принадлежащем на праве собственности дочери ФИО3, общей площадью <данные изъяты> кв.м.. В вышеназванном доме, кроме неё зарегистрированы и проживают её дочь ФИО4, её сын ФИО5, внук ФИО6, таким образом, на каждого человека приходится <данные изъяты> кв.м., что меньше учетной нормы, установленной органом местного самоуправления Сельским поселением Кужбахтинский сельсовет. Учитывая изменения, внесенные в Жилищный кодекс РФ, в Федеральный закон от 12.01.1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах», направленные на улучшение жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, обратилась ДД.ММ.ГГГГ к главе Сельского поселения Кужбахтинский сельсовет Хатмуллину А.К. с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдовы участника Великой Отечественной войны. Письмом главы Сельского поселения Кужбахтинский сельсовет Хатмуллина А.К. от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении её заявления отказано со ссылкой на то, что в доме, расположенном в <адрес> с площадью <данные изъяты> кв.м. зарегистрированы и проживают четыре человека, на одного человека приходится менее учетной нормы <данные изъяты> кв.м., однако ФИО5 зарегистрирован в доме только ДД.ММ.ГГГГ, а регистрация гражданина по месту жительства должна составлять не менее 5 лет. Отказ Сельского поселения Кужбахтинский сельсовет в постановке её на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий истец считает незаконным, поскольку в собственности жилья не имеет, намеренно свои жилищные условия не ухудшала, нуждается в жилье, просит обязать Сельское поселение Кужбахтинский сельсовет поставить её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдовы участника Великой Отечественной войны.

На судебное заседание истец Кашапова Х.А. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещена, истцом по телефону заявлено о рассмотрении дела без её участия с участием её представителя ФИО3, судом определено о рассмотрении дела без участия истца Кашаповой Х.А..

В судебном заседании представитель Кашаповой Х.А. по доверенности ФИО3 заявление Кашаповой Х.А. поддержала в полном объеме, ФИО3 пояснила, что мать в пожилом возрасте, тоже является ветераном Великой Отечественной войны, мать проживает в доме, принадлежащем ей, где всего проживают четыре человека, о чем Сельскому поселению достоверно известно. Её брат ФИО5 проживал и проживает в её доме давно, сохранил лишь регистрацию по прежнему месту жительства до ДД.ММ.ГГГГ, а ДД.ММ.ГГГГ она прописала брата по фактическому месту жительства. На каждого человека в её доме приходится <данные изъяты> кв.м., что меньше учетной нормы, установленной органом местного самоуправления Сельским поселением Кужбахтинский сельсовет. В доме отсутствует туалет, ванная, теплая вода, наличие вышеназванных удобств способствовало бы улучшению условий для проживания матери, находящейся в преклонном возрасте. Мать каких-либо действий для намеренного ухудшения жилищных условий не предпринимала, отсюда отказ в постановке матери - вдовы умершего участника Великой Отечественной войны на учет как нуждающейся в получении жилья является незаконным. Представитель ФИО3 просила признать неправомерным отказ главы сельского поселения Кужбахтинский сельсовет об отказе в постановке на учет Кашаповой Х.А. как нуждающейся в получении жилья, возложить на орган местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение права Кашаповой Х.А. на жилье путем возложения обязанности постановки на учет как нуждающейся в получении жилья.

Представитель Сельского поселения Кужбахтинский сельсовет Юсупов А.Р. заявленные требования не признал, пояснил, что отказывая Кашаповой Х.А. в постановке её на учет как нуждающейся в получении жилья Сельское поселение руководствовалось ст.53 Жилищного кодекса РФ, согласно которой граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. В доме, расположенном в <адрес> с площадью 55,8 кв.м. зарегистрированы и проживают четыре человека, на одного человека приходится менее учетной нормы <данные изъяты> кв.м., однако ФИО5 зарегистрирован собственником дома ФИО3 только ДД.ММ.ГГГГ, а регистрация гражданина по месту жительства должна составлять не менее 5 лет.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица отдела УТ и СЗН Минтруда РБ по Дюртюлинскому району и г.Дюртюли на судебное заседание не явился, руководитель отдела УТ и СЗН Минтруда РБ по Дюртюлинскому району и г.Дюртюли ФИО1 в направленном суду заявлении просил о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, судом определено о рассмотрении дела в отсутствие представителя отдела УТ и СЗН Минтруда РБ по Дюртюлинскому району и г.Дюртюли. В направленном суду отзыве на иск руководитель отдела УТ и СЗН Минтруда РБ по Дюртюлинскому району и г.Дюртюли ФИО1 исковые требования Кашаповой Х.А. поддержал в полном объеме, находя их обоснованными, просил их удовлетворить.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании достоверно установлено, что Кашапова Халиса Аухадиевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вдова умершего ДД.ММ.ГГГГ участника Великой Отечественной войны ФИО2, зарегистрирована и проживает в жилом доме, расположенном в <адрес>, принадлежащем на праве собственности дочери ФИО3, общей площадью <данные изъяты> кв.м.. В вышеназванном доме, кроме неё зарегистрированы и проживают её дочь ФИО4, её сын ФИО5, внук ФИО6, таким образом, на каждого человека приходится <данные изъяты> кв.м., что меньше учетной нормы <данные изъяты> кв.м., установленной органом местного самоуправления Сельским поселением Кужбахтинский сельсовет. Принадлежность дома ФИО3 подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, выданным государственным регистратором ФИО7.

Согласно п.4 ч.1 ст.21 Федерального закона от 12.01.1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах» одной из мер социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших(умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, которое осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Пунктом 1 Указа Президента РФ №714 от 07 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах».

Применительно к ч.3 ст.49 Жилищного кодекса РФ на предоставление жилого помещения по договору социального найма имеют право члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, они отнесены к иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Таким образом, основанием для обеспечения вышеназванной категории граждан жильем является их нуждаемость в улучшении жилищных условий.

В силу ч.1 ст.31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.

Поскольку Кашапова Х.А. является матерью ФИО3, совместно проживает в семье дочери в доме, принадлежащем последней, то в силу ч.1 ст.31 Жилищного кодекса РФ является членом семьи ФИО3.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, приведены в ст.51 Жилищного кодекса РФ.

Согласно ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Вышеприведенный Федеральный закон от 12.01.1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах» не содержит каких либо положений об учетной норме, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения, п.2 ч.3 ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах» содержит лишь требование об учетной норме предоставления жилья, отсюда учетная норма, исходя из которого определяется уровень обеспеченности вдовы инвалида Великой Отечественной войны общей площадью жилого помещения определяется по нормам Жилищного кодекса РФ.

В силу ч.4 и ч.5 ст.50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

В судебном заседании установлено, что постановлением главы Сельского поселения Кужбахтинский сельсовет учетная норма, исходя из которого определяется уровень обеспеченности гражданина общей площадью жилого помещения, устанавливается в размере <данные изъяты> кв.м. на одного человека. В соответствии с техническим паспортом на жилой дом, расположенный в <адрес>, площадь его составляет <данные изъяты> кв.м..

Исходя из указанных требований Жилищного кодекса РФ Кашапова Х.А. подлежит отнесению к категориям граждан, нуждающихся в жилом помещении.

При этом суд не может согласиться с доводами представителя ответчика о том, что раз член семьи Кашаповой К.А. ФИО5 зарегистрирован собственником дома ФИО3 только ДД.ММ.ГГГГ, то это следует оценивать как намеренное ухудшение жилищных условий.

В силу ст.53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В судебном заседании установлено, что Кашапова Х.А. никаких действий с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях не предпринимала. Собственник дома ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировала в своем доме сына ФИО6, что вправе делать, данный факт нельзя признать как действие, предпринятое истцом с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 197, 198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Кашаповой Халисы Аухадиевны удовлетворить.

Признать неправомерным отказ Сельского поселения Кужбахтинский сельсовет в постановке её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдовы участника Великой Отечественной войны и обязать Сельское поселение Кужбахтинский сельсовет поставить Кашапову Халису Аухадиевну на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдовы участника Великой Отечественной войны.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через районный суд в течение одного месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Судья Ишмухаметова Л.Р.